Психологический тренинг в детском саду как активная форма взаимодействия родителей и педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы сегодня создали учреждение, отвечающее социальному заказу современного общества - растить маленького гражданина новой формации - здорового физически и адаптированного к требованиям современного дня.

В рамках работы по формированию среды образовательного учреждения была создана определенная концепция. На первом этапе много сил и внимания уделялось созданию развивающей среды.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Каковы же характеристики развивающей среды и как их создать?

Среда должна быть безопасна для ребенка. Это снимает стресообразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, создает чувство уверенности и безопасности. В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Большое внимание должно уделяться световому оформлению комнаты. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Цветовая гамма присущая помещению, где дети находятся в роли естественного фона жизни большую часть времени, также должна отвечать требованиям психологической безопасности.

Для того чтобы создать такое образовательное учреждение, среда которого будет отвечать всем требованиям новым качества образования, нужна активная включенность всех участников. Дети, родители и педагоги должны жить общими интересами. Это главное убеждение коллектива детского сада “Колобок”, так мы и строим свою работу в коллективе. Родители понимают, что их роль в жизни малыша огромна и сейчас как никогда готовы прислушаться к мнению тех, кто работает в детском саду.

Методов и приемов для взаимодействия достаточно большое количество, но хочется максимально полезно и интересно провести обучающие семинары, чтобы предложения по оформлению помещений исходили от самих педагогов и родителей, а не сталкиваться с непониманием и неприятием по вопросам организации среды.

Игра - основной вид деятельности ребенка, и очень хочется напомнить взрослым, что играть это увлекательно, познавательно и впечатляюще. Знаниями полученными на тренинге “По радуге в будущее”, проигранные в упражнениях взрослому всегда захочется поделиться с ребенком.

Воспитатели стараются привлекать родителей к активному участию в жизни детей детского сада. Мы призываем прожить счастливое детство вместе со своим ребенком. Ведь это такой короткий промежуток в долгой и насыщенной жизни человека. И он будет вспоминаться как самая яркая страничка. Нужно быть чутким, любящим и по настоящему компетентным взрослым.

План проведения тренинга “По радуге в будущее”

Цели:

  • научение педагогов пользоваться популярными знаниями по психологии;
  • показать способы снятия внутренней напряженности, приобретение навыков избавления от негативных эмоций, умение создавать определенное направление и стимулировать положительное общение.

Участники: педагоги, родители.

Количество участников: от 6 до 30, и более человек.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Оборудование: раздаточный материал- буклет “Радуга”, музыкальный диск с релакс. музыкой восточного направления, мультимедийная система, мандарины.

Ход занятия

1. Вступление

2. Ритуал знакомства

3. Информирование участников о древних знания о цветах и человеке:

Древняя китайская медицина говорит о там, что каждый орган должен быть насыщен каким-либо цветом. Анатомическая карта человека китайского лекаря где все органы человеческого тела раскрашены в различные цвета: сердце в красный, легкие в белый, селезенка в желтый.

Китайские традиция и верования это конечно очень серьезно, но давайте вспомним опыты и наших современных ученых. Опыт над белыми мышами, которые жили в различном цветовом освещении. По окончании опыта ученые убедились, что в зависимости от цветового режима жизни меняется не только характер мышей, но и внутренние органы развиваются по разному. Значит, все-таки цвет влияет на работу и развитие сердца, печени, легких и других органов. И не стоит смеяться над наивностью древних китайских врачей.

Наши знания о цветах начинаются со знакомства с РАДУГОЙ:

Красный

Япония: Вечер, багровое солнце медленно садится за горизонт, на морской воде мерно раскачиваются рыбацкие лодки, некоторые из них почему-то окрашены в красный цвет, на мачтах развивается белый флаг с красным кругом в центре. Почему так много красного?

Красный цвет-это цвет восходящего солнца, а Япония это страна восходящего солнца. А красный цвет – это цвет восходящего солнца, приносящего урожай и благополучие.

Красный цвет излучает тепло, возбуждает нервную систему. Это цвет жизни крови и энергии. Помните, что слишком много красного приводит к перевозбуждению. А вот, если у вас плохое настроение, повяжите красный бант, наденьте красное платье. Радость и праздник вернуться к вам.

Игра: “Любимая вещь красного цвета”.

- Мы знаем, как сильны традиции в стране восходящего солнца. И вот, представьте себе, что путешествуем по этой стране и начинаются природные катаклизмы. Хозяин выдвигает условия: согласно их традициям спастись может только тот, кто имеет с собой вещь определенного цвета. Только предъявив этот цвет можно попасть на некий корабль. Прошу Вас предъявить деталь красного цвета.

Оранжевый – желтый

Желтый – цвет солнца. Он лечит весь организм: ум и тело. Если ты устал, подойди к сосуду с желтым соком. Не торопись, посмотри на него некоторое время, пусть твои глаза впитают божественную энергию желтого цвета.

А вот оранжевый напиток. Это цвет храбрости и бесстрашия, благородства и правды. Оранжевый цвет излечивает многие болезни легких, бронхов, желудка. Еще в древнем Египте у храмов стояли большие сосуды, наполненные соком фруктов, на дне этих сосудов лежали драгоценные камни такого же цвета, что и сок.

Мудры были древние жрецы. По крупицам собирали они знания, бережно хранили их, передавая из поколения в поколение.

Современные ученые подтвердили многие из них. Так, исследования показали , что лучи солнца, проходящее через разноцветные стекла, исцеляют некоторые кожные заболевания.

Игра: “Поделись мандарином”

В корзине лежат мандарины по количеству участников. Корзина находится в руках у ведущего. Ведущий предает один мандарин другому участнику со словами - у меня есть тайна, цвета апельсина, может даже солнца-солнца самого! И я готова этой тайной поделиться (история) с человеком, который предъявил мне свою любимую красную вещь.

Далее каждый следующий из участников перебрасывает мандарин, который он возьмет из корзинки, а тот, который бросили ему, оставляет себе.

Зеленый

Зеленый цвет – цвет самой природы, Цвет вечной молодости, возрождения, бессмертия. Зеленый – это цвет растения, без которых немыслима жизнь и которые своими корнями уходят в землю, а листьями тянутся в небо. И небо иземля дают им исцеляющую силу. Как известно, зеленый цвет “и головную боль утихомирит, и уставшим глазам покой и отдых принесет, в душу мир вернет”.

Голубой - синий

Синий, голубой относятся к гамме холодных цветов. И где же, как не в знойной Азии достойно чтить эти цвета. Может быть поэтому, первое что видят путники в восточных странах, это синие и голубые купола дворцов и минаретов. Это цвет ночной прохлады, дарующий отдых и покой зрению после яркого солнечного света. Это цвет воды и воздуха.

Игра: “Преодолей волну”

Участники делятся на две команды. Предлагается задание: здесь вы должны создать препятствие для преодоления. На выполнение задания 7 мин.

- Теперь, когда придуманные препятствия предъявлены, предлагается самой команде преодолеть свое выстроенное препятствие.

Фиолетовый

А этот цвет из страны, которой нет на карте. Это фиолетовая страна мечты, сказки, чуда. Считается, что фиолетовый цвет связывает нас с космическими энергиями. Это таинственный цвет, может быть потому он самый последний в радужном спектре, а за ним неизвестность и вопрос: что дальше?

4. Рефлексия.