Подготовка младших школьников к профильному обучению

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы, Внеклассная работа


Современное общество, в котором знания, уровень интеллектуального развития его членов становятся стратегическим ресурсом, важнейшим фактором развития экономики, не может не придавать нового статуса образованию, не предъявлять к нему новых требований.

С уверенностью можно сказать, что уже в ближайшие годы образование в нашей стране во многом станет другим. Новые вызовы цивилизации, как отмечается в Концепции модернизации российского образования, одобренной правительством Российской Федерации, закономерно приводят многие страны к “образовательному буму”. Наша страна не может и не должна оставаться в стороне от подобных общемировых тенденций. “Развивающему обществу, - подчеркивается в Концепции - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения … способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание”.

Система образования в России вступила, таким образом, на путь модернизации, характеризующейся новым пониманием целей и ценностей образования.

Нужность и полезность профильного обучения не подлежит сомнению. Профильность как раз и носит профориентационный характер. В этой связи хотелось бы напомнить определение понятия “профориентация”, принятое ЮНЕСКО, которое помогло бы нам определить цели профильного обучения. Итак, под профориентацией понимается помощь, оказываемая личности в использовании ее индивидуальных особенностей, предоставление человеку возможностей развивать их так, чтобы, с одной стороны, он был полезен обществу и с другой – достиг бы личных устремлений.

Содержание профильного обучения и его организации впрямую не затрагивают первую ступень школьного обучения. Но для всех очевидно, что начальная школа – основа дальнейшего образования, в том числе и профильного. Вклад начальной школы в решение этой проблемы заключается в усилении фундаментальности знаний и прочности умений, которые должны быть сформированы у младших школьников. Начальное обучение на современном этапе не является замкнутым, самостоятельным концентром, а рассматривается как звено в системе профильного образования. Его развитие связано с теми целями и задачами, которые формируют современное общество.

Поэтому в нашей школе, в начальных классах ведется факультативный курс “Мир вокруг нас” (кружки по интересам), где учащиеся, проходя тестирование, делятся на 4 группы и занимаются в этих кружках. Каждый ребенок по желанию может самостоятельно менять кружки. Это дает, по-нашему мнению, учащимся узнать виды профессий, их необходимость и помогает в старших классах определиться в выборе профессий.

Цели и задачи:

  • Приобщение детей в мир профессий, подчеркнуть необходимость всех работ.
  • Дать представление учащимся о профессиях, помочь выявить способностей к определенному виду деятельности.

Эпиграфы:

“Истинное сокровище для людей – умение трудиться”. (Эзоп)

“Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия”. (Стендаль)

“Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто с молоду понял, что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого”. (Жюль Верн)

1 раздел. “Человек – техника”

1. Игры-путешествия - 4 часа:

- путешествие по воздуху

- путешествие по железной дороге

- путешествие по дорогам

- путешествие по морю

2. Экскурсии. 4 часа:

- АТС

- Станция юных техников

- мастерская СХПК “Крестяхский”

- кабинет информатики

3. Великие изобретения. 4 часа.

4. Космос. 2 часа.

2 раздел. “Человек – природа”

Факультативный курс состоит из трех частей, тесно связанных друг с другом:

  1. Представление об окружающей среде.
  2. Связи человека с окружающей средой. Профессии ветеринара, агронома, овощевода, гидролога, механизатора, тракториста.
  3. Природное и социальное окружение – среда жизни человека. Охрана природы и экология окружающей среды.

1 тема: Как человек познает и воспринимает окружающий мир.

2 тема: Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды.

3 тема: Человек и окружающая среда.

4 тема: Лес, парк и человек.

5 тема: Природные сообщества и человек.

6 тема: Луг, поле и человек.

7 тема: Водоемы в природе и в жизни человека.

8 тема: Здоровье человека и окружающая среда.

3 раздел. “Человек – человек”

1 тема: Знакомство с профессиями.

2 тема: Литературный вечер ко дню учителя.

3 тема: Встреча с учителями – ветеранами.

4 тема: О здоровом образе жизни.

5 тема: Экскурсия в Крестяхскую участковую больницу.

6 тема: Беседа педиатра. “Как быть здоровым”.

7 тема: Профессия – журналист.

8 тема: Заметки сельского корреспондента. Марта Николаева спец.корреспондент Сунтарского улуса.

9 тема: Выпуск стенгазеты.

10 тема: “Все работы хороши, выбирай на вкус” – праздник.

4 раздел. Челове к- знаковая система.

1 тема: Вводная часть, знакомство с профессиями знаковой системы.

2 тема: Игры-путешествия . 4 часа.

- игра “Страна чисел”

- игра “В страну логических задач”

3 тема: Экскурсии 5 часов.

- администрация наслега

- бухгалтерия

- компьютерный класс

- АТС

- Почта

4 тема: Великие люди в стране цифр. 2 часа

5 тема Великие даты в мировой истории 2 часа

6 тема Итоговое занятие. 1 час.

5 раздел “Человек – художественный образ”

1 тема: В мире профессий.

2 тема: Красота вокруг нас.

3 тема: Архитектура. Сельские постройки.

4 тема: Кино, радио и телевидение.

5 тема: Моделирование одежды.

6 тема: Моделирование и конструирование города мечты.

7 тема: О чем рассказывает музыка.

8 тема: Северные вернисажи. Беседы о художниках.

9 тема: Работа с природным материалом.

10. тема: Экскурсии в музей.

11 тема: Великие музеи мира.

12 тема: В мир изобразительного искусства.

13. тема: Итоговое занятие.

Таким образом, в начальной школе закладываются фундаментальные свойства и качества, в значительной мере определяющие характер, физиологию, умственные и нравственные проявления человека, его поведение в человеческом обществе и выбор в дальнейшем свою профессию.

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста или художника, а способности и склонности говорят о другом. В таком случае ребенку не надо отчаиваться. Перед учителями стоит задача: дать робкому и застенчивому ученику побольше общаться, а пылким и не терпеливым, общительным научить внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой и тогда любая мечта станет реальностью. Так и с детьми.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важны внеклассные занятия, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей. И эту работу нужно вести вместе с родителями, так как и они заинтересованы в судьбах своих детей.

Начальное обучение – это органическое и естественное продолжение дела воспитания личности, начатого в дошкольный период жизни человека, и фундамент, основа успешного перехода на новую ступень становления и развития личности – в базовую школу, далее в профилированную и высшую школы и непосредственно в профессиональную жизнь и деятельность.

Размышления о проблемах ранней профориентации хочу завершить словами Сухомлинского В.А. “Человеку, у которого нет любимого труда, никакие сокровища и богатства культуры не принесут радости”.