Элективный курс "Эксперимент и моделирование в физике"

Разделы: Физика


Пояснительная записка.

Элективный курс относится к группе элективных курсов изучения физических методов познания природы и знакомит учащихся с методами применения знаний по физике на практике, в быту, в современной технике и производстве. Применение в школьном курсе физики эксперимента и моделирования как методов учебного познания являются одними из основных задач школьного физического образования, поскольку способствуют становлению правильных представлений о современной научной картине мира, формированию научного мировоззрения, развитию творческого мышления, а также позволяют учащимся проводить на своём уровне научные исследования явлений, процессов, объектов.

Эксперимент- (от лат. еxperimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Моделирование - исследование какого-либо реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов путём построения и изучения их моделей.

Элективный курс рассчитан на 10 часов и призван обеспечить условия для того, чтобы ученик 8-9 класса утвердился в сделанном им выборе профориентационного направления дальнейшего обучения (слесарь, слесарь-наладчик, инженер-механик, :)

В связи с возникшими в современных условиях качественно новыми требованиями к будущим специалистам- профессиональной мобильности, т.е. способности быстро осваивать новые знания , и даже новые специальности, данный курс позволяет формировать такие качества личности как стремление к успеху, умение работать в команде, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией. Роль элективного курса заключается не только в формировании у учащихся естественно-научных знаний, но и в формировании мотивации выбора профессии. Поэтому в курсе предусмотрены занятия, где учащимся даётся возможность на время ощутить себя представителем той или иной профессии - учёный, слесарь, инженер-наладчик, механик-сборщик,:)

Цель элективного курса- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений в областях физического эксперимента и моделирования.

Презентация.

Элективный курс позволяет решать следующие задачи:

  • формирование научного мировоззрения учащихся;
  • ознакомление учащихся со становлением и развитием понятий эксперимент и модель, методом моделирования в физике;
  • овладение учащимися деятельностью моделирования и конструирования различных видов моделей;
  • формирование исследовательских навыков;
  • систематически осуществляя связь теории с практикой, формировать экологическую культуру будущих специалистов.

Методы преподавания и формы контроля.

Содержание и способы работы на занятиях должны напоминать работу творческого кружка, который не только поможет получить аттестат , но и определить профиль будущего обучения.

Создание ситуации успеха- основной методологический приём, который предполагается использовать в преподавании курса. Технология преподавания основана на практической направленности каждого занятия.

Ведущие формы организации занятий:

  • обсуждение и анализ демонстрационных опытов, экспериментов в малых группах с последующей их презентацией;
  • работа с научными текстами;
  • учебные исследования;
  • проектная деятельность и моделирование физических объектов с последующим их представлением и презентацией;
  • ролевая игра.

В ходе занятий предлагается рейтинговая система контроля, которая носит накопительный характер.

Обязательные виды работ Баллы Виды работ по выбору учащихся Баллы Итоговая зачётная работа Баллы
1. Сообщение 0-4 1. Исполнение роли в ролевой игре 0-5 По выбору учащихся  изготовление собственной действующей модели 0-50
2. Конспект научной статьи 0-5 2.Компьютерная обработка данных эксперимента 0-20    
3.Презентация эксперимента, модели или опыта 0-10 3. Создание модели 0-30    
4. Создание модели объекта по предложенным схемам 0-20 4. Собственные дополнения и усовершенствования предложенных моделей 0-20    

Содержание курса

1 часть: Введение.

Повторение основных понятий: "метод познания", опыт, физический эксперимент, модель, аналогия, идеализация, методы познания природы. На конкретных примерах показать значимость методов познания в физике. Значение метода моделирования в научном познании. Этапы моделирования. ( 1 час)

2 часть: Эксперимент в физике.

Роль и место эксперимента в становлении физического знания, взаимосвязь теории и эксперимента. Основные этапы проведения эксперимента по схеме 1. Представление и защита экспериментов. (1 час)

3 часть: Моделирование физических объектов.

Создание моделей объектов по предложенным схемам. Практические работы учащихся:

- Изучение принципа работы ветрогенератора. Изготовление действующей модели.

- Изучение принципов работы геоТЭС. Изготовление действующей модели геоТЭС.

- Изучение принципов работы ГЭС. Изготовление действующей модели ГЭС. (6 часов)

4 часть: Изготовление и презентация собственной действующей модели. (2 часа)

Учебно-тематический план элективного курса.

Тема Содержание занятий Часы Лекция Практическая работа Игра Семинар Проектная деятельность
1.Введение Опыт, эксперимент, модель, моделирование, методы познания,: 1 +     +  
2.Эксперимент в физике Проведение эксперимента по схеме 1. Представление и защита эксперимента.

(по выбору ученика)

1   + + +  
3.Моделирование физических объектов 1.Изучение принципа работы ветрогенератора.

Изготовление действующей модели.

2.Изучение принципов работы геоТЭС. Изготовление действующей модели.

3.Изучение принципов работы ГЭС. Изготовление действующей модели ГЭС.

2

 

2

 

2

  +

 

+

 

+

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

4.Изготовление и презентация собственной действующей модели. По выбору ученика. 2   + + + +

Требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны:

Знать

  • основные понятия курса;
  • методы исследования;
  • методы познания;
  • имена учёных поставивших некоторые эксперименты.

Понимать

  • роль эксперимента и моделирования в развитии физики;
  • цель, схему, результат и значение эксперимента и модели;
  • применение модели в науке и обществе.

Уметь

  • проводить определённые программой курса эксперименты с использованием физических приборов;
  • демонстрировать опыты на моделях;
  • работать со средствами информации;
  • готовить и оформлять сообщения и отчёты по практическим работам;
  • конструировать, собирать модель, демонстрировать работу модели;
  • выступать с сообщениями;
  • представить и защитить модель.

Список литературы.

  1. Журнал "Физика в школе" №2,2005г. Моделирование в физике. С. И. Десненко, М.А. Десненко.
  2. Журнал "Физика в школе" №11,2005г. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Проф. Н.С. Пурышева, Проф. Н.В. Шаронова, Д.И. Исаев, МГУ, Москва.
  3. Хрестоматия по физике. Под редакцией Б.И. Спасского, Москва, Просвещение, 1982г.
  4. Энциклопедический словарь юного физика. Составитель В.А. Чуянов. Москва, Педагогика, 1991г.
  5. Элективный курс "Энергетика и окружающая среда", 10 класс. Составитель М. И. Аркуша, Корифей, Волгоград, 2006г.
  6. Доступ к интернету.