Пояснительная записка.
Элективный курс относится к группе элективных курсов изучения физических методов познания природы и знакомит учащихся с методами применения знаний по физике на практике, в быту, в современной технике и производстве. Применение в школьном курсе физики эксперимента и моделирования как методов учебного познания являются одними из основных задач школьного физического образования, поскольку способствуют становлению правильных представлений о современной научной картине мира, формированию научного мировоззрения, развитию творческого мышления, а также позволяют учащимся проводить на своём уровне научные исследования явлений, процессов, объектов.
Эксперимент- (от лат. еxperimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
Моделирование - исследование какого-либо реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов путём построения и изучения их моделей.
Элективный курс рассчитан на 10 часов и призван обеспечить условия для того, чтобы ученик 8-9 класса утвердился в сделанном им выборе профориентационного направления дальнейшего обучения (слесарь, слесарь-наладчик, инженер-механик, :)
В связи с возникшими в современных условиях качественно новыми требованиями к будущим специалистам- профессиональной мобильности, т.е. способности быстро осваивать новые знания , и даже новые специальности, данный курс позволяет формировать такие качества личности как стремление к успеху, умение работать в команде, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией. Роль элективного курса заключается не только в формировании у учащихся естественно-научных знаний, но и в формировании мотивации выбора профессии. Поэтому в курсе предусмотрены занятия, где учащимся даётся возможность на время ощутить себя представителем той или иной профессии - учёный, слесарь, инженер-наладчик, механик-сборщик,:)
Цель элективного курса- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений в областях физического эксперимента и моделирования.
Элективный курс позволяет решать следующие задачи:
- формирование научного мировоззрения учащихся;
- ознакомление учащихся со становлением и развитием понятий эксперимент и модель, методом моделирования в физике;
- овладение учащимися деятельностью моделирования и конструирования различных видов моделей;
- формирование исследовательских навыков;
- систематически осуществляя связь теории с практикой, формировать экологическую культуру будущих специалистов.
Методы преподавания и формы контроля.
Содержание и способы работы на занятиях должны напоминать работу творческого кружка, который не только поможет получить аттестат , но и определить профиль будущего обучения.
Создание ситуации успеха- основной методологический приём, который предполагается использовать в преподавании курса. Технология преподавания основана на практической направленности каждого занятия.
Ведущие формы организации занятий:
- обсуждение и анализ демонстрационных опытов, экспериментов в малых группах с последующей их презентацией;
- работа с научными текстами;
- учебные исследования;
- проектная деятельность и моделирование физических объектов с последующим их представлением и презентацией;
- ролевая игра.
В ходе занятий предлагается рейтинговая система контроля, которая носит накопительный характер.
Обязательные виды работ | Баллы | Виды работ по выбору учащихся | Баллы | Итоговая зачётная работа | Баллы |
1. Сообщение | 0-4 | 1. Исполнение роли в ролевой игре | 0-5 | По выбору учащихся изготовление собственной действующей модели | 0-50 |
2. Конспект научной статьи | 0-5 | 2.Компьютерная обработка данных эксперимента | 0-20 | ||
3.Презентация эксперимента, модели или опыта | 0-10 | 3. Создание модели | 0-30 | ||
4. Создание модели объекта по предложенным схемам | 0-20 | 4. Собственные дополнения и усовершенствования предложенных моделей | 0-20 |
Содержание курса
1 часть: Введение.
Повторение основных понятий: "метод познания", опыт, физический эксперимент, модель, аналогия, идеализация, методы познания природы. На конкретных примерах показать значимость методов познания в физике. Значение метода моделирования в научном познании. Этапы моделирования. ( 1 час)
2 часть: Эксперимент в физике.
Роль и место эксперимента в становлении физического знания, взаимосвязь теории и эксперимента. Основные этапы проведения эксперимента по схеме 1. Представление и защита экспериментов. (1 час)
3 часть: Моделирование физических объектов.
Создание моделей объектов по предложенным схемам. Практические работы учащихся:
- Изучение принципа работы ветрогенератора. Изготовление действующей модели.
- Изучение принципов работы геоТЭС. Изготовление действующей модели геоТЭС.
- Изучение принципов работы ГЭС. Изготовление действующей модели ГЭС. (6 часов)
4 часть: Изготовление и презентация собственной действующей модели. (2 часа)
Учебно-тематический план элективного курса.
Тема | Содержание занятий | Часы | Лекция | Практическая работа | Игра | Семинар | Проектная деятельность |
1.Введение | Опыт, эксперимент, модель, моделирование, методы познания,: | 1 | + | + | |||
2.Эксперимент в физике | Проведение эксперимента по схеме 1.
Представление и защита эксперимента. (по выбору ученика) |
1 | + | + | + | ||
3.Моделирование физических объектов | 1.Изучение принципа работы
ветрогенератора. Изготовление действующей модели. 2.Изучение принципов работы геоТЭС. Изготовление действующей модели. 3.Изучение принципов работы ГЭС. Изготовление действующей модели ГЭС. |
2
2
2 |
+
+
+ |
+
+
+ |
+
+
+ |
+
+
+ |
|
4.Изготовление и презентация собственной действующей модели. | По выбору ученика. | 2 | + | + | + | + |
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны:
Знать
- основные понятия курса;
- методы исследования;
- методы познания;
- имена учёных поставивших некоторые эксперименты.
Понимать
- роль эксперимента и моделирования в развитии физики;
- цель, схему, результат и значение эксперимента и модели;
- применение модели в науке и обществе.
Уметь
- проводить определённые программой курса эксперименты с использованием физических приборов;
- демонстрировать опыты на моделях;
- работать со средствами информации;
- готовить и оформлять сообщения и отчёты по практическим работам;
- конструировать, собирать модель, демонстрировать работу модели;
- выступать с сообщениями;
- представить и защитить модель.
Список литературы.
- Журнал "Физика в школе" №2,2005г. Моделирование в физике. С. И. Десненко, М.А. Десненко.
- Журнал "Физика в школе" №11,2005г. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Проф. Н.С. Пурышева, Проф. Н.В. Шаронова, Д.И. Исаев, МГУ, Москва.
- Хрестоматия по физике. Под редакцией Б.И. Спасского, Москва, Просвещение, 1982г.
- Энциклопедический словарь юного физика. Составитель В.А. Чуянов. Москва, Педагогика, 1991г.
- Элективный курс "Энергетика и окружающая среда", 10 класс. Составитель М. И. Аркуша, Корифей, Волгоград, 2006г.
- Доступ к интернету.