Оборудование:
- магнитофон с аудиозаписью П.И. Чайковского "Времена года",
- видеопроектор,
- компьютер
- рабочие тетради.
Цели:
- развивать умение учащихся отличать сложные предложения от простых с однородными членами,
- отрабатывать навык правильной постановки знаков препинания в предложениях,
- развивать орфографическую зоркость учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы продолжим работу над сложным предложением. Будем учиться правильно строить их, а также тренироваться в грамотной постановке знаков препинания.
II. Словарная работа. Проверка домашнего задания.
1) Словарная работа.
Звучит мелодия П.И. Чайковского "Времена года".
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла :(весна).
- Подберите слова из словаря на тему "Весна".
Объяснительный диктант.
Сирень, берёза, животное, жужжит, заяц, каникулы, капуста, картофель, лопата, морковь, огород, природа, растение, сеять, таять.
2) Проверка домашнего задания.
- Ребята, дома вы читали стихи о весне и выписывали из них сложные предложения (Дети зачитывают свои предложения).
Наш иностранный друг Джон попробовал выполнить домашнее задание вместе с вами. Но у него возникла проблема. Джон выписал два предложения. Давайте прочитаем их и развеем сомнения Джона.
III. Работа с предложениями.
Ночью ветер злится и стучит в окно.
В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
- Назовите грамматическую основу первого предложения. Что связывает союз и ? Начертите схему предложения.
- Сколько грамматических основ во втором предложении ? Назовите их. Начертите схему.
- Запишите в тетрадь только сложное предложение. Выполните синтаксический разбор предложения.
IV. Актуализация опорных знаний.
1) - Какое предложение называется сложным ?
Сложное предложение - это предложение, которое имеет две или несколько грамматических основ и представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство.
- Как связываются части сложного предложения?
Части сложного предложения могут связываться союзами и, а, но, что, потому что, где, и другими или интонацией.
- Как разделяются части сложного предложения ?
Части сложного предложения разделяются запятой.
О роли запятой мы с вами говорили на прошлом уроке и побывали в Древней Греции.
2) Презентация (Приложение 1).
- А сегодня мы отправимся на родину Джона. В какой стране мы окажемся ? (в Англии)
Мы попадаем в Английский замок 14 века.
Вот строки из письма:
Помиловать нельзя казнить.
Предложение написано без знаков препинания.
- Ребята, а где бы вы поставили запятую? (Учитель выслушивает различные версии детей, выясняются значения)
Вывод: от постановки запятой зависела человеческая жизнь.
Этот пример восходит к историческому факту. Английский король Эдуард 2 (14 в. ) заставил платить своих подданных непосильные налоги. Против него составился заговор во главе с его женой. Короля заточили в замок, в котором он провёл 8 месяцев. Тюремщики получили письмо, в котором было три слова. Запятую поставили по воле королевы. Получилась "кровавая" запятая.
- Мы с вами будем тренироваться в постановке знаков препинания. А для чего это нужно?
- Ребята, а кто вспомнит ещё одну историю связанную с этим предложением?
V. Физкультминутка. (Приложение 2).
VI. Работа по теме урока.
1) Упражнение в распознавании сложных предложений в тексте (упр. 495)
- Прочитайте текст.
- Сколько в нем предложений?
- Назовите только сложные. Как это доказать?
- Запишите в тетрадь сначала только сложные предложения, а затем предложения с однородными членами.
(Объясняют 2-3 ученика.)
2) Упражнение в построении сложных предложений (разноуровневое) задание).
1 уровень.
Птица, и, лес, прилетели, своим, наполнили, пением.
2 уровень.
1)_________ _________, а 2)__________ __________ .
- Составьте предложение, дайте полную характеристику.
3) Тест.
- Запишите номера сложных предложений.
1. С боков дорожки кустами росла сирень, и в самой глуши сада стояла беседка.
2. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по молоденьким листьям.
3. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.
4. Когда мы вернулись домой, началась первая весенняя гроза.
5. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые листики.
(1, 4, 5)
VII. Подведение итогов. (Этап рефлексии.)
VIII. Домашнее задание.
Сообщение с. 59, упр. 499.