Урок русского языка по теме "Предложения бывают сложными. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • магнитофон с аудиозаписью П.И. Чайковского "Времена года",
  • видеопроектор,
  • компьютер
  • рабочие тетради.

Цели:

  • развивать умение учащихся отличать сложные предложения от простых с однородными членами,
  • отрабатывать навык правильной постановки знаков препинания в предложениях,
  • развивать орфографическую зоркость учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня мы продолжим работу над сложным предложением. Будем учиться правильно строить их, а также тренироваться в грамотной постановке знаков препинания.

II. Словарная работа. Проверка домашнего задания.

1) Словарная работа.

Звучит мелодия П.И. Чайковского "Времена года".

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла :(весна).

- Подберите слова из словаря на тему "Весна".

Объяснительный диктант.

Сирень, берёза, животное, жужжит, заяц, каникулы, капуста, картофель, лопата, морковь, огород, природа, растение, сеять, таять.

2) Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы читали стихи о весне и выписывали из них сложные предложения (Дети зачитывают свои предложения).

Наш иностранный друг Джон попробовал выполнить домашнее задание вместе с вами. Но у него возникла проблема. Джон выписал два предложения. Давайте прочитаем их и развеем сомнения Джона.

III. Работа с предложениями.

Ночью ветер злится и стучит в окно.

В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

- Назовите грамматическую основу первого предложения. Что связывает союз и ? Начертите схему предложения.

- Сколько грамматических основ во втором предложении ? Назовите их. Начертите схему.

- Запишите в тетрадь только сложное предложение. Выполните синтаксический разбор предложения.

IV. Актуализация опорных знаний.

1) - Какое предложение называется сложным ?

Сложное предложение - это предложение, которое имеет две или несколько грамматических основ и представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство.

- Как связываются части сложного предложения?

Части сложного предложения могут связываться союзами и, а, но, что, потому что, где, и другими или интонацией.

- Как разделяются части сложного предложения ?

Части сложного предложения разделяются запятой.

О роли запятой мы с вами говорили на прошлом уроке и побывали в Древней Греции.

2) Презентация (Приложение 1).

- А сегодня мы отправимся на родину Джона. В какой стране мы окажемся ? (в Англии)

Мы попадаем в Английский замок 14 века.

Вот строки из письма:

Помиловать нельзя казнить.

Предложение написано без знаков препинания.

- Ребята, а где бы вы поставили запятую? (Учитель выслушивает различные версии детей, выясняются значения)

Вывод: от постановки запятой зависела человеческая жизнь.

Этот пример восходит к историческому факту. Английский король Эдуард 2 (14 в. ) заставил платить своих подданных непосильные налоги. Против него составился заговор во главе с его женой. Короля заточили в замок, в котором он провёл 8 месяцев. Тюремщики получили письмо, в котором было три слова. Запятую поставили по воле королевы. Получилась "кровавая" запятая.

- Мы с вами будем тренироваться в постановке знаков препинания. А для чего это нужно?

- Ребята, а кто вспомнит ещё одну историю связанную с этим предложением?

V. Физкультминутка. (Приложение 2).

VI. Работа по теме урока.

1) Упражнение в распознавании сложных предложений в тексте (упр. 495)

- Прочитайте текст.

- Сколько в нем предложений?

- Назовите только сложные. Как это доказать?

- Запишите в тетрадь сначала только сложные предложения, а затем предложения с однородными членами.

(Объясняют 2-3 ученика.)

2) Упражнение в построении сложных предложений (разноуровневое) задание).

1 уровень.

Птица, и, лес, прилетели, своим, наполнили, пением.

2 уровень.

1)_________ _________, а 2)__________ __________ .

- Составьте предложение, дайте полную характеристику.

3) Тест.

- Запишите номера сложных предложений.

1. С боков дорожки кустами росла сирень, и в самой глуши сада стояла беседка.

2. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по молоденьким листьям.

3. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.

4. Когда мы вернулись домой, началась первая весенняя гроза.

5. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые листики.

(1, 4, 5)

VII. Подведение итогов. (Этап рефлексии.)

Приложение 3.

VIII. Домашнее задание.

Сообщение с. 59, упр. 499.