Цель:
- развитие познавательного интереса,
- актуализация знаний о представителях различных царств,
- взаимосвязях в природе,
- воспитание экологической культуры обучающихся.
Оборудование:
- Вариант 1. Игровое поле - двусторонние карточки (баллы - задания) из 5 частей, стихотворения к темам и названия тем, таблица подсчёта баллов команд;
- Вариант 2. Электронная версия игры (PowerPoint) в Приложении 1, таблица подсчёта баллов команд, таблица учёта открываемых вопросов.
Правила игры:
- класс делится на группы;
- по очереди от каждой команды к игровым столам выходят по одному игроку и открывают ячейки в понравившейся теме (на начало игры все вопросы в темах закрыты, количество открываемых вопросов зависит от числа участников);
- каждый вопрос имеет свою стоимость, при правильном ответе команда зарабатывает баллы, количество которых и определяет победителя.
Вопросы сгруппированы по темам:
- "Один в поле воин?";
- "Природа просит о помощи";
- "Животный мир нашей Родины";
- "Пернатые друзья";
- "Царство растений".
Представление каждой темы предваряется чтением стихотворения.
Оформление доски
Игровое поле
"Один в поле воин?" | "Природа просит о помощи" | "Животный мир нашей Родины" | "Пернатые друзья" | "Царство растений" | ||||||||||||||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
На начало игры все вопросы в темах закрыты.
Игровые поля и стихотворения к темам
Тема: "Один в поле воин?"
Деревце, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(Т.А.Петрова)
Игровое поле часть 1. Тема: "Один в поле воин?"
10 баллов | 20 баллов | 30 баллов | 40 баллов | 50 баллов |
Не выбрасывай старые одежду, вещи, книги, можно: | Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно: | Сломанную вещь, вместо того чтобы выбрасывать: | Ягоды, орехи собирай так, чтобы: | Старайся не пользоваться пенопластом, так как он: |
Тема: "Природа просит о помощи"
Волнуется природа неспроста.
Не существует лишнего в природе.
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется природа неспроста.
Она предупреждает человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботиться от века и до века
Любить, беречь, заботиться, хранить.
(Л.Ю.Толкачёва)
Игровое поле часть 2. Тема: "Природа просит о помощи"
10 баллов | 20 баллов | 30 баллов | 40 баллов | 50 баллов |
Вредные выбросы оказывают влияние: - только там где они появляются; -только на свой регион; далеко за пределы выброса. |
Прежде чем начать переработку отходов
необходимо: - рассортировать; -измельчить. |
При выборе места свалки в первую
очередь необходимо учитывать: - удобство для человека; - влияние на окружающую среду. |
Дольше в лесу пролежит без изменения: -бумага; -пластмасса; - листья деревьев. |
Что влечёт за сбой самовольное устройство свалок? |
Тема: "Животный мир нашей Родины"
Все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мёд
И кто делает яд.
(Л.А.Владимирова)
Игровое поле часть 3. Тема: "Животный мир нашей Родины"
10 баллов | 20 баллов | 30 баллов | 40 баллов | 50 баллов |
Если кто его коснется - колобок клубком свернется. (Еж.) | Почему суслик зимой просыпается? - чтобы не замёрзнуть; - хочет есть; - чтобы не проспать весну. |
"Умываются" ли насекомые? - никогда; - умываются, и довольно тщательно. |
Для чего зайцу такие большие уши? - для красоты; - для того чтобы лучше слышать; - чтобы не перегреться. |
Домашним животным нельзя давать траву:
- свежескошенную; - сухую; - с городских газонов. |
Тема: "Пернатые друзья"
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
(А. Яншин)
Игровое поле часть 4. Тема: "Пернатые друзья"
10 баллов | 20 баллов | 30 баллов | 40 баллов | 50 баллов |
Синичка посвистывает: - "Чи-чи! Чи-чи!" - "Синь-синь!" - "Сквор-сквор!" |
Скромно называет себя: "Тер-тер!
Тер-тер!": - чайка; - тетерев; - гагары. |
Какая птица выше всех летает? - синица; - соловей; - орёл. |
Что птицам страшнее холод или голод зимы? | Как правильно поступить, если ты увидел
гнездо с яйцами: - потрогать, посмотреть и положить; - не трогать руками; - забрать домой. |
Тема: "Царство растений"
Есть просто храм, есть храм науки
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем уток,
Не оскверняй её святынь!
(С.Смирнов)
Игровое поле часть 5. Тема: "Царство растений"
10 баллов | 20 баллов | 30 баллов | 40 баллов | 50 баллов |
Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника.) | Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.) | На экскурсии ребята увидели сон - траву. Один из учеников предложил сорвать и принести в класс, другой - выкопать и посадить на школьном участке. Кто из ребят прав и почему? (Сон - трава взята под охрану. Осенью нужно собрать семена и посадить.) | Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? (В дуплах живут мыши, гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых.) | Сосну сажают для укрепления песков, а
ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.) |
Этапы.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово ведущего.
- Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня вы участвуете в состязании "Своя игра". Состязание проводится по ниже перечисленным правилам. Вас предварительно поделили на команды. По очереди от каждой команды к игровым столам выходят по одному игроку и открывают ячейки в понравившейся теме. Каждый вопрос имеет свою стоимость, при правильном ответе игрок зарабатывает для команды баллы, количество которых и определяет победителя. Мы с вами сегодня обратим к очень важным вопросам. Вспомним о наших "соседях", поговорим об экологических проблемах.
3. Выступления капитанов команд с домашним заданием (коллективное сочинение "Так будем же, люди, все вместе к земле относиться добрей").
4. Проведение игры.
5. Подведение итогов, награждение победителей.
6. Заключительное слово ведущего.
- Сегодня мы ещё раз вспомнили о том, как важно с заботой относиться к нашей планете, вспомнили о наших "соседях". Начинается наше доброе отношение с небольшого - школьного зелёного уголка, птички за окном, кошки в нашем дворе. Всегда большое начинается с малого.
Люби родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобою родились,
Живём мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.
(Г. Шевченко)
Библиографический список
- Толкачёва С.Ю. Свалка по имени Земля // ПедСовет. - №2 - 2005.
- Нефедова С.С. Волнуется Природа неспроста // ПедСовет. - №2 - 2005.
- Горожанкина Н.П.. Брейн - ринг "Знаешь ли ты животных?" // ПедСовет. - №6 - 2000.
- Халилулина В.А. КВН "Русский лес" // ПедСовет. - №6 - 1999.
- Шевченко Г.И. Наш дом - планета Земля // ПедСовет. - №7 - 2007.