Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 3-м классе "Своя игра"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • развитие познавательного интереса,
  • актуализация знаний о представителях различных царств,
  • взаимосвязях в природе,
  • воспитание экологической культуры обучающихся.

Оборудование:

  • Вариант 1. Игровое поле - двусторонние карточки (баллы - задания) из 5 частей, стихотворения к темам и названия тем, таблица подсчёта баллов команд;
  • Вариант 2. Электронная версия игры (PowerPoint) в Приложении 1, таблица подсчёта баллов команд, таблица учёта открываемых вопросов.

Правила игры:

  • класс делится на группы;
  • по очереди от каждой команды к игровым столам выходят по одному игроку и открывают ячейки в понравившейся теме (на начало игры все вопросы в темах закрыты, количество открываемых вопросов зависит от числа участников);
  • каждый вопрос имеет свою стоимость, при правильном ответе команда зарабатывает баллы, количество которых и определяет победителя.

Вопросы сгруппированы по темам:

  • "Один в поле воин?";
  • "Природа просит о помощи";
  • "Животный мир нашей Родины";
  • "Пернатые друзья";
  • "Царство растений".

Представление каждой темы предваряется чтением стихотворения.

Оформление доски

Игровое поле

"Один в поле воин?" "Природа просит о помощи" "Животный мир нашей Родины" "Пернатые друзья" "Царство растений"
10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50
                                                 

На начало игры все вопросы в темах закрыты.

Игровые поля и стихотворения к темам

Тема: "Один в поле воин?"

Деревце, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(Т.А.Петрова)

Игровое поле часть 1. Тема: "Один в поле воин?"

10 баллов 20 баллов 30 баллов 40 баллов 50 баллов
Не выбрасывай старые одежду, вещи, книги, можно: Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно: Сломанную вещь, вместо того чтобы выбрасывать: Ягоды, орехи собирай так, чтобы: Старайся не пользоваться пенопластом, так как он:

Тема: "Природа просит о помощи"

Волнуется природа неспроста.
Не существует лишнего в природе.
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется природа неспроста.
Она предупреждает человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботиться от века и до века
Любить, беречь, заботиться, хранить.
(Л.Ю.Толкачёва)

Игровое поле часть 2. Тема: "Природа просит о помощи"

10 баллов 20 баллов 30 баллов 40 баллов 50 баллов
Вредные выбросы оказывают влияние:

- только там где они появляются;

-только на свой регион;

далеко за пределы выброса.

Прежде чем начать переработку отходов необходимо:

- рассортировать;

-измельчить.

При выборе места свалки в первую очередь необходимо учитывать:

- удобство для человека;

- влияние на окружающую среду.

Дольше в лесу пролежит без изменения:

-бумага;

-пластмасса;

- листья деревьев.

Что влечёт за сбой самовольное устройство свалок?

Тема: "Животный мир нашей Родины"

Все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мёд
И кто делает яд.
(Л.А.Владимирова)

Игровое поле часть 3. Тема: "Животный мир нашей Родины"

10 баллов 20 баллов 30 баллов 40 баллов 50 баллов
Если кто его коснется - колобок клубком свернется. (Еж.) Почему суслик зимой просыпается?

- чтобы не замёрзнуть;

- хочет есть;

- чтобы не проспать весну.

"Умываются" ли насекомые?

- никогда;

- умываются, и довольно тщательно.

Для чего зайцу такие большие уши?

- для красоты;

- для того чтобы лучше слышать;

- чтобы не перегреться.

Домашним животным нельзя давать траву:

- свежескошенную;

- сухую;

- с городских газонов.

Тема: "Пернатые друзья"

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
(А. Яншин)

Игровое поле часть 4. Тема: "Пернатые друзья"

10 баллов 20 баллов 30 баллов 40 баллов 50 баллов
Синичка посвистывает:

- "Чи-чи! Чи-чи!"

- "Синь-синь!"

- "Сквор-сквор!"

Скромно называет себя: "Тер-тер! Тер-тер!":

- чайка;

- тетерев;

- гагары.

Какая птица выше всех летает?

- синица;

- соловей;

- орёл.

Что птицам страшнее холод или голод зимы? Как правильно поступить, если ты увидел гнездо с яйцами:

- потрогать, посмотреть и положить;

- не трогать руками;

- забрать домой.

Тема: "Царство растений"

Есть просто храм, есть храм науки
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем уток,
Не оскверняй её святынь!
(С.Смирнов)

Игровое поле часть 5. Тема: "Царство растений"

10 баллов 20 баллов 30 баллов 40 баллов 50 баллов
Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника.) Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.) На экскурсии ребята увидели сон - траву. Один из учеников предложил сорвать и принести в класс, другой - выкопать и посадить на школьном участке. Кто из ребят прав и почему? (Сон - трава взята под охрану. Осенью нужно собрать семена и посадить.) Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? (В дуплах живут мыши, гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых.) Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему?

(У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)

Этапы.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово ведущего.

- Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня вы участвуете в состязании "Своя игра". Состязание проводится по ниже перечисленным правилам. Вас предварительно поделили на команды. По очереди от каждой команды к игровым столам выходят по одному игроку и открывают ячейки в понравившейся теме. Каждый вопрос имеет свою стоимость, при правильном ответе игрок зарабатывает для команды баллы, количество которых и определяет победителя. Мы с вами сегодня обратим к очень важным вопросам. Вспомним о наших "соседях", поговорим об экологических проблемах.

3. Выступления капитанов команд с домашним заданием (коллективное сочинение "Так будем же, люди, все вместе к земле относиться добрей").

4. Проведение игры.

5. Подведение итогов, награждение победителей.

6. Заключительное слово ведущего.

- Сегодня мы ещё раз вспомнили о том, как важно с заботой относиться к нашей планете, вспомнили о наших "соседях". Начинается наше доброе отношение с небольшого - школьного зелёного уголка, птички за окном, кошки в нашем дворе. Всегда большое начинается с малого.

Люби родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобою родились,
Живём мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.
(Г. Шевченко)

Библиографический список

  1. Толкачёва С.Ю. Свалка по имени Земля // ПедСовет. - №2 - 2005.
  2. Нефедова С.С. Волнуется Природа неспроста // ПедСовет. - №2 - 2005.
  3. Горожанкина Н.П.. Брейн - ринг "Знаешь ли ты животных?" // ПедСовет. - №6 - 2000.
  4. Халилулина В.А. КВН "Русский лес" // ПедСовет. - №6 - 1999.
  5. Шевченко Г.И. Наш дом - планета Земля // ПедСовет. - №7 - 2007.