Тестовые методы контроля знаний при обучении химии в 8-м классе как способ повышения качества образования

Разделы: Химия


Задача повышения качества в настоящее время коснулась всех сфер жизни общества - политической, экономической, социальной, педагогической, психологической, этической, научной и организационно-технологической. Также, внимание уделяется и вопросам, связанным с повышением качества образования.

При рассмотрении этой задачи с точки зрения современного менеджмента, можно отметить, что процесс обеспечения качества товаров и услуг может быть представлен циклическим алгоритмом. В последовательность обязательных действий входят: планирование образовательных услуг на основе выбора соответствующих целей; реализацию планов путем выбранных методов и средств действия; обеспечение эффективности действий через проверку или контроль; анализ и корректировку действий; опять планирование и т.д. Отсюда видно, что для управления качеством, в том числе образовательного процесса, необходимо разработать систему оценки результатов, которая обеспечивает объективной и своевременной информацией все категории работников образования. В первую очередь учителей, для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий. Руководителям образовательных учреждений она понадобится для определения стратегии развития образовательных учреждений, оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений. Необходима такая информация и руководителям более высокого уровня.

Объективность информации и эффективность работы зависит от обоснованности контроля, качества используемых педагогических измерителей, методов и технологий контрольно-оценочных средств и процедур, способов анализа и интерпретации полученной информации всеми субъектами образовательного процесса.

Одной из наиболее технологичных форм проведения контроля знаний, умений учащихся с управляемыми параметрами качества знаний, умений является тестирование, которое позволяет определить объем усвоения поданной информации, время усвоения, уровень усвоения, умение использовать и перерабатывать полученную информацию. Тестирование обеспечивает одновременность контроля большого количества учащихся, экономию времени при ответе, минимальные затраты усилий и времени на проверку тестовых работ, предотвращение запоминания учащимися ошибочных положений, дает возможность выявить индивидуальный темп обучения учащихся благодаря наличию количественных показателей успеваемости, которые можно математически обрабатывать. Показатели тестов также ориентированы на измерение степени, определения уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний.

При сравнении двух параллелей учащихся восьмых классов (2006 - 2007 и 2008 - 2009 уч. год) отмечен рост показателей качества обучения на 15 %. В 2008 - 2009 году восьмиклассники принимали активное участие в V Олимпиаде по основам наук в УрФО, задания которой предлагались в тестовой форме. По результатам третьего международного этапа учениками были получены дипломы участников.

В 2008 - 2009 учебном году в рамках фестиваля "Юные интеллектуалы Среднего Урала" для учеников восьмых классов впервые проводился районный тур олимпиады по химии. Успешно справившись с тестовыми заданиями предварительного этапа (98%), победителем в Ленинском районе стал Кузнецов Василий (8 класс, МОУ гимназия №5). Участие в I городском турнире "Юный химик" принесло команде восьмиклассников гимназии III место. По итогам тестирования на первом этапе турнира специальный приз получил Калинин Иван (ученик 8 класса, МОУ гимназии №5).

Как показывает опыт, использование тестовых заданий в учебном процессе не только усиливает аспекты познавательной и развивающей деятельности школьников, но и готовит их к сдаче Единого государственного экзамена. Чем раньше в учебную практику вводятся эти задания, тем в большей степени в сознании учащихся они отражаются как норма, что снимает тревожность и психологический дискомфорт.

Но необходимость использования тестов, начиная с восьмого класса, обусловлена не только положительными сторонами данного вида контроля. Кроме того, по результатам тестирования судят и о качестве деятельности учителя и его профессиональной компетентности. Поэтому при подготовке в старших классах учитель старается решить с учащимися как можно больше тестов, и тратит на это большее количество часов или свободное время. При этом меньше времени и внимания уделяется развитию учеников в учебной продуктивной деятельности и больше времени тратится на отработку умения выполнять тестовые задания. При систематическом использовании тестовых методов контроля знаний начиная с самого раннего этапа изучения химии эту проблему можно решить.

Например, при проведении контроля по теме "Химическая связь" учащимся можно предложить следующие задания:

Наименее полярная связь Э - Н в молекуле:

1) H2O

2) H2S

3) NH3

4) PH3

(Репетиционный экзамен по химии 2009 г. Вариант №1)

Вещества только с ковалентной полярной связью указаны в ряду:

1) CaF2, Na2S, N2

2) P4, FeCl3, NH3

3) SiF4, HF, H2S

4) NaCl, LiH, SO2

(Единый государственный экзамен по химии 2008 г. Вариант №1)

При частичном изменении вариантов ответов (изменение порядка следования ответов, замена веществ на другие и т.д.), позволяет получить несколько вариантов заданий. Работа на бланках, аналогичных бланкам ответов ЕГЭ, помогает отработать навыки их заполнения и внесения исправлений, что в последствии приводит к экономии времени на экзамене.

Использование тестовых заданий, отличных по форме от заданий ЕГЭ (например, несколько правильных ответов), привлекательно тем, что вынуждает учащегося анализировать все представленные ответы, практически, исключая вероятность случайного выбора правильного ответа - одного вариант из четырех возможных. Задания данного типа целесообразно использовать вместе со стандартными для того, чтобы тестовый контроль отражал системность и глубину знаний, являлся эффективным и показательным.

По итогам 2008 - 2009 учебного года результатами систематического использования тестовых заданий явились:

  • выбор предмета химии для проведения ЕГЭ (в классах, где химия не является профильным предметом);
  • 2 человека получили итоговый балл, превышающий балл предмета профиля;
  • поступление в ВУЗы по результатам ЕГЭ по химии 13 человек в 1 волне, 6 человек во 2 волне.

Выпускники отметили, что дискомфорта, связанного с формой проведения экзамена, они не испытывали.

По результатам анализа выполненных работ (часть A и часть B) 62% ошибок допущено "по невнимательности", доля ошибок, связанных с непониманием вопросов теста, составила лишь 8%. Ошибок по форме записи ответа допущено не было. (Анализ проводился лишь для частей работ с заданиями базового и повышенного уровня усвоения материала, так как они максимально проходят для применения на ранних этапах изучения предмета).

При изучении химии, особенно в восьмом классе, своевременный и систематический контроль знаний и умений учащихся - важное звено учебного процесса. При этом он не должен становиться целью. Тестовые методы контроля знаний - одни из наиболее эффективных, поскольку, сочетая в себе множество функций и возможностей, способны обеспечивать исчерпывающей информацией для анализа и последующей корректировки действий. Это, безусловно, приводит к повышению качество образования.

Литература.

  1. Ефремова, Н. Ф. Тестовый контроль в образовании [Электронный ресурс] - http://www.fictionbook.ru/author/nadejda_efremova/testoviyyi_kontrol_v_obrazovanii/read_online.html?page=0
  2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 2000. - 336 с.
  3. Кошелева, Е. А. Неорганическая химия. Тестовые задания для учащихся 8 класса [Текст] : методические рекомендации учителю / Е. А. Кошелева. - М. : Ассоциация ХХI век, 2007. - 108 с.
  4. Кошелева, Е. А. Об авторской системе тестовых заданий, способствующих изучению химии в средней школе [Электронный ресурс] - http://www.mosrepetitor.ru/article/15?PHPSESSID=bcbd949e151751dae946829655c8d0de
  5. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.