Почему образовательная практика нуждается в современных технологиях?
Известно, что сфера образования как разновидность социальной практики ощущает влияние культуры, науки, экономики, политики и техники в ходе их развития. Особенно заметно влияние интегральных факторов, которые проявляют себя в виде таких тенденций, как:
- глобализация
- открытость
- неопределенность
В контексте образования глобализация проявляется в глобальной информатизации общества, в необходимости научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий.
Становление открытого общества связано с процессами социальной и межкультурной коммуникации, открытости новому знанию, новым взглядам и культурам, новым условиям жизни и общения. В связи с важностью диалогической формы общения и необходимостью толерантности в решении любых проблем усиливается актуальность социальных и коммуникативных технологий.
Неопределенность постиндустриального информационного общества требует от современного человека готовности к быстрой смене жизни и деятельности, умения, стремления и желания повышать уровень своего образования и профессионализма. Поэтому так актуальны становятся технологии самоорганизации и самопрезентации, развития критического и диагностического мышления.
Современная школа и вуз поставлены перед необходимостью обеспечения высокого качества образовательных результатов без особых финансовых вложений со стороны государства за счет поиска внутренних резервов самой системы. А это возможно при активном внедрении современных методов и технологий.
Портфолио – технология накопления и систематизации информации
Термин «портфолио», некогда употреблявшийся в бизнесе, политике, деятельности специалистов по кадрам, модельных агентствах, в среде художников, журналистов, активно используется школьной образовательной практике.
Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности школьников, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценивания образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности.
По мнению ряда специалистов, портфолио может стать одним из способов формирования ключевой компетенции – «самоменеджмента» и объектом оценки владения. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в конечном итоге в переносе педагогического акцента с оценки на самооценку.
Технологию «портфолио» можно широко использовать и в учебном процессе, и во внеклассной деятельности. Существует несколько разновидностей портфолио: учебное, портфолио достижений, рефлексивное, проблемно ориентированное. А его компонентами могут стать самостоятельные работы, результаты контрольных и проверочных работ, схемы, алгоритмы, проекты, дневники наблюдений, видеоматериалы, грамоты, сертификаты.
Технология «портфолио» в российскую педагогику начала внедряться после постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".
В нашей школе работа по внедрению технологии «портфолио» началась в 2005 году. Первоначально школьникам 5-11 классов было предложено сформировать «Портфолио достижений». Затем родилась идея проведения ежегодного фестиваля «Лауреат года». Популярность фестиваля растет с каждым годом. В данный момент мы подошли к тому, чтобы наличие портфолио стало обязательным для выпускников 1, 2 и 3 ступени образования.
«Лауреат года» – это долгожданное событие для всей школы. Заключительный этап фестиваля, который проходит в актовом зале, превращается в большой и красивый праздник. На церемонию награждения победителей приходят дети, учителя, родители, выпускники школы, представители различных организаций.
На сцену по очереди приглашаются ребята, участвовавшие в той или иной номинации. Затем вскрывается конверт и объявляется победитель. На экране появляются слайды с изображением победителей, цитатами из их портфолио, фотоматериалы.
Право назвать победителей в этом году было предоставлено
- в номинации «Я – гражданин России» – председателю территориальной избирательной комиссии Заволжского района Любовь Ивановне Николенко;
- в номинации «Успех» – директору школы Нелли Валентиновне Близнецовой;
- в номинации «Вершина знаний» – учителю математики нашей школы Лине Юрьевне Нирман, окончившей школу с золотой медалью, университет – с красным дипломом;
- «Лучшие семейные традиции» – члену родительского комитета школы Наталье Аркадьевне Раздорских;
- в номинации «Спортивные достижения» – выпускнику школы, победителю этой номинации в 2008 году, кандидату в мастера спорта по легкой атлетике Ростиславу Ксенофонтову;
- В номинации «Доброе дело» – ветерану Великой Отечественной войны, почетному ветерану нашей школы Павлу Петровичу Вдовенко
Все победители получили ценные подарки. В
качестве спонсоров выступал родительский
комитет школы, а также по своей инициативе
родители – частные предприниматели.
В этом году впервые оргкомитетом фестиваля за
активное участие и победу в нескольких
номинациях («Вершина знаний», «Успех», «Я –
гражданин России») была учреждена награда
«Лауреат года». Победительница, ею стала ученица
6 класса, помимо подарка получили и денежную
премию.
После фестиваля редакция школьной газеты «Школьная разведка» выпускает дневник фестиваля.