В связи с особенностями развития, дети с ЗПР нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Для дошкольников данной группы характерна патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, высокая степень утомляемости, дефицит внимания, неадекватная самооценка. К особенностям речевой деятельности детей с задержкой психического развития относятся излишняя вербализация, т.е. использование моторных слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевой активности, несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных процессов. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую.
Для того чтобы развить речевые способности детей с задержкой психического развития, в практике нашего дошкольного учреждения используется элементарная издательская деятельность. В совместном с детьми процессе создания рукописных книг принимают участие не только все педагоги группы, но и родители воспитанников. Данный вид деятельности является логическим продолжением коррекционно-образовательной работы и делится на несколько этапов.
I этап: «НОВАЯ КНИГА»
Задачи этапа: обучать детей составлению рассказов из личного опыта.
На занятиях по развитию речи, во время индивидуальной работы, специально подобранных дидактических игр проводится работа по обучению детей составлению рассказов из личного опыта. Одним из средств решения данной задачи является наглядность, при которой или по поводу которой происходит ревой акт. Возможно использование как специально подобранных картинок и иллюстраций, так и фотографий детей.
1. Упражнять в использовании нетрадиционных
способов изображения и различных
изобразительных средств.
Задача решается как на занятиях по
изобразительной деятельности, так и в процессе
индивидуальной работы вне занятий, где педагог
показывает и упражняет ребенка в использовании
нетрадиционных способов изображения. Данная
деятельность возможна уже на первом году
посещения ребенком коррекционной группы.
2. Познакомить детей с производством книг.
Задача может решаться как на специально
организованных подгрупповых занятиях, так и при
проведении индивидуальной работы.
Выполнение задач первого этапа ведется в течение
всего времени посещения ребенком дошкольного
учреждения.
II этап: «ДАВАЙ ВМЕСТЕ»
Цель: дать детям представление о том, что книгу можно создать своими руками.
На данном этапе взрослые (педагоги или родители) вместе с детьми подбирают фотографии для книги, решают, какие подписи к ним можно сделать. Либо выполняют совместные рисунки на ту или иную тему.
Педагог предлагает ребенку разложить фотографии или работы в различном порядке. Затем «юный издатель» проговаривает название фотографии, определяет время и место действия, устанавливает причинно-следственные связи, делает определенные выводы.
И, хотя, на этом этапе ведущую роль играет взрослый, важно приветствовать любые проявления активности и самостоятельности со стороны ребенка. Например, принимать все варианты оформления альбома, каждое из которых необходимо оценить положительно.
Данную работу можно начинать примерно со второго года пребывания ребенка в группе. Это тот период, когда у ребенка уже сформированы определенные речевые и художественные навыки.
Предлагаем следующие варианты создания книг:
- Ребенок и взрослый совместно выполняют рисунки на определенную тему, подбирают фотографии и создают книгу полностью (Например, книга «Моя семья»)
- Ребенок и взрослый совместно выполняют рисунок на определенную тему, подбирают фотографию или фотографии и оформляют одну страницу из общей книги. (Например, книга «Когда я был маленький»)
- Ребенок самостоятельно, или при небольшой помощи взрослого выполняет рисунок для книги определенной тематики. (Например, книга «Как мы отдыхали летом»)
III этап: «КНИГА СВОИМИ РУКАМИ»
Цель: стимулировать детей к созданию книги своими руками.
Достижению этой цели способствует следующий порядок работы:
- Выбор темы книги (совместно со взрослым)
- Распределение ролей в создании книги, выбор исполнителей, выбор материалов (совместно со взрослым)
- Выбор одного или нескольких напарников (самостоятельно)
- Сбор книги, ее редактирование (совместно со взрослым)
- Реклама и презентация книги.
Основное отличие третьего этапа от второго – это более равные, партнерские отношения, которые устанавливаются между взрослым и ребенком в процессе работы.
IV этап: «Я САМ!»
Задачи этапа:
- Развивать связную монологическую речь.
- Развивать творческую самостоятельную активность.
- Формировать адекватную самооценку.
Ребенок самостоятельно, или при небольшой
помощи взрослого, выбирает тему книги,
распределяет роли, приглашает исполнителей,
находит материалы, то есть создает книгу. Помощь
взрослого на этом этапе может заключаться в
составлении плана работы. Возможно
использование кодовых значков. Важно, что выбор
темы остается за ребенком.
Предлагаем примерную тематику книг для
самостоятельного издания:
- «Знакомьтесь, это мы!»
- « Приглашаем к нам на праздник»
- «Наши мамы»
- «Наши папы – моряки, наши папы – рыбаки»
- «Улицы города»
- «Когда я буду взрослым»
- «Зимние забавы»
- «В городе хорошо, а в деревне лучше!»