Урок-путешествие в 1-м классе "Цветочная клумба"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить детей со  звуком  [а],   буквами а, я  и их употреблением в речи;
    • учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический  
    • образ этих букв.
  • Развивающие:
    • развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
  • Воспитательные:
    • воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимидийный урок, счетные палочки, цветные карандаши, цветные кружки, зеркальце.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел у нас звонок –
Начинается урок.
Сказка в гости к нам пришла,
Много новых знаний принесла.
Ты, дружок, повнимательнее будь
Чтоб пройти все испытания вдруг.

II. Повторение изученного

– Ребята, Вы любите сказки?
– Я Вам начну рассказывать, а вы мне помогите. Готовы? В некотором царстве, в некотором государстве был город невидимка.  Кто из вас знает, какое название было у этого города?
– Правильно, город Звуков.
– Продолжаю. В этом городе жили разные звуки … Жили они дружно.  Каждый  звук имел свой характер: одни были очень веселые, любили петь и жили они в районе, который так и назывался … (Гласные), а другие очень любили рычать, мычать, шипеть, свистеть … Их было очень много, и они жили в районе (Согласных). И все было бы хорошо, если б этот замечательный город не посетила злая колдунья. Она заколдовала город так, что все стали злыми и не желали дружить друг с другом. Не стали складываться слова. И что тут произошло … (Высказывание детей: перестали люди понимать речь друг друга).
Но звук [а] был самый мудрый, он решил помочь буквам расколдоваться. Тогда он отправился к доброй феи спросить совета, как можно справиться с чарами злой колдуньи. И услышал такой совет: «Возьми с собой в дорогу волшебное зеркальце и найди в городе Букв букву, которая твой звук будет обозначать на письме. Тогда чары злой колдуньи станут бессильны».

III. Сообщение темы урока

– Ребята, так что необходимо сегодня нового узнать на уроке.
Д: Какой или какими буквами обозначается на письме звук [а].
[а] – ?
– Звук [а] отправился в путь в город Букв. Давайте отправимся в путь вместе с этим звуком. Может ему понадобиться какая-то помощь?

IV. Физминутка

Аист, аист, длинноногий,
Покажи нам путь дорогу.
Аист отвечает:
– Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда найдешь дорогу.

V. Работа по теме урока

– И вот первое испытание: Отгадайте загадку.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит или азбука)

– А что такое азбука? (Расположение букв в определенном порядке. Название учебника, по которому мы занимаемся.)

– Давайте возьмем волшебное зеркальце, произнесем слово «Азбука».

Широко рот открывает
И за звуком наблюдаем.

– Какой первый звук в этом слове? (Звук [а])
– Гласный звук [а] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква А.

Буква А всему глава
У нее солидный вид
Потому что буква А
Начинает алфавит.

Обратим внимание на первую букву алфавита.
– Второе испытание: На что похоже эта буква?

Дети читают стихи, рисунки появляются на экране.

1. Буква А, буква А – алфавиту голова.
Знает Вова,
Знает Света,
А похожа на ракету.

2. Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь а,
Перед тобою буква …

VI. Физминутка

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

VII. Работа по теме урока

Испытание третье:

– Как вы думаете. Из чего бывают буквы?
– Буквы бывают из всего! Смотрите!
– Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)

– Даже на язык ее можно попробовать.
– Попробуйте и вы сделать букву А. Что тебе необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки.
– Напишите букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из выбранных материалов.
– Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.
– Вы видите, что в Азбуке две буквы А: одна – строчная, другая – заглавная.

Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

Творческая работа детей.

Следующее испытание: Мы встретились с необычным художником. Он рисует буквы. А вот и одна из его картин.
– Закрасьте везде большую букву А красным цветом, а маленькую а – зеленым, как здесь показано. Увидишь, что спрятано в картине.

– Молодцы!!!
– Так вроде бы нам уже и пора возвращаться. Мы нашли букву для звука [а]? Какую?  Но почему-то чары злой колдуньи не исчезают. Что делать? (Наверное еще есть буква, которая будет на письме обозначать звук [а].)
Поищем?
Звуковой анализ слов. Азбука с. 36.

Анализ по алгоритму :

– Произнесем каждый звук по отдельности:

              1                                       2                                     3
Гласный  Согласный   Гласный  Согласный   Гласный  Согласный
Твердый – мягкий        Твердый – мягкий        Твердый – мягкий
Звонкий глухой            Звонкий глухой            Звонкий глухой

– Какой первый звук в слове МАК? (М – согласный, твердый, звонкий)
– Какой первый звук в слове МЯЧ? (М – согласный, мягкий, звонкий)
– Одинаково они звучат? (Нет)
– Так вот еще один секрет: на письме мягкость и твердость согласных звуков показывается гласными буквами. Если согласный звук твердо звучит, значит за ним будем писать изученную букву а, а если мягко, то тогда я.
– Возьмите волшебное зеркальце. Произнесем еще раз слово МЯЧ. Какой гласный мы слышим в этом слове? Правильно, звук [а]. А пишем букву Я.
Эта буква стоит самой последней в Азбуке. Посмотрите на нее. На что она похожа?

Стих читают дети:
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква Я.

– Посмотрите на город Букв. В какие домики мы засели изученные буквы?
– Какой секрет открыли на уроке? (Звук [а] на письме обозначается буквами а и я).
– Посмотрим, чары злой колдуньи исчезли или нет, помирились звуки в городе Звуков. Посмотрите в волшебное зеркальце. Лови звук [а]!
– Вспомните слова где звук [а] стоит в начале. (Аист, арбуз, ананас)
– Вспомните слова где звук [а] стоит в середине. (Мяч, мак, утята)
– Вспомните слова где звук [а] стоит в конце. (Утята, цыплята)
– Все получается? Значит мы победили злую колдунью и узнали много интересного на уроке.

V. Итог урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– За прекрасную работу на уроке я хочу Вам вручить на память  альбомы и фото букв А-Я. Создадим фотоальбом изученных букв. Вклейте эти буквы.
– Спасибо за урок.

Используемая литература:

  1. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фокин. Азбука, в 2-х ч., Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
  2. С.В. Желудкова. Поурочные планы по учебнику «Азбука» Н.М. Бетенькова и др., Волгоград, 2004.
  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте и письму, М.: ВАКО, 2004.
  4. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1994.
  5. О. Соболева, В. Агафонов, О. Агафонова. Новый букварь для дошкольников и первоклассников. М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  6. О.Л. Соболева. Моя любимая тетрадь. Игровой тренажер. М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  7. Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, 1 класс. М.: Начальная школа, 2005.

Приложение