Экологическое воспитание в системе эмоционально-личностного развития ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. Именно поэтому приоритетным направлением работы нашего сада мы выбрали “Эмоционально-личностное развитие ребёнка через общение”. Только общение, общение с миром людей, миром природы, предметным миром – поможет ребёнку в полной мере развить свою социально-личностную сферу.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на комплексной “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и парциальной программе по эмоционально-личностному развитию “Азбука общения” авторы Л.М. Щипицына, Т.А. Нилова, О.В. Защиринская, А.П. Воронова.

Цель парциальной программы:

  • формирование социальных контактов;
  • развитие у детей способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Задачи эмоционально-личностного развития дошкольников предусмотренные данной программой:

  • Обучение детей пониманию себя и умению “быть в мире с собой”;
  • Обучение детей речевым средствам общения;
  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
  • Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
  • Формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • Воспитание интереса к окружающим людям.

Модель формирования у детей эмоционально-положительной сферы по программе “Азбука общения” строится на девяти базовых блоках:

  • 1 блок – мир познания (единство с природой)
  • 2 блок – языки общения (навыки общения с внешним миром)
  • 3 блок – тайна моего “Я” (формирование собственного “Я”)
  • 4 блок – этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении со взрослым)
  • 5 блок – как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками)
  • 6 блок – фантазия характеров (формирование характера)
  • 7 блок – умение владеть собой (возможное и желаемое)
  • 8 блок – культура общения (этикет)
  • 9 блок – мальчики и девочки (он – папа, она – мама)

Как мы видим, первый блок, на котором основывается последующий материал “Мир познания” (единство с природой) и это не случайно. Наряду с познанием мира природы ребёнок в первую очередь изучает самого себя, учится владеть всем тем, чем наделила его природа. Остановимся на нём подробнее.

Суть данной части сводиться к тому, что ребёнок является частицей окружающего мира, человек и природа едины. Задачи раздела:

  • научить ребёнка “мудрости” природы, умению видеть взаимозависимость человека и природы, прививать любовь к тому, что его окружает, к животному и растительному миру;
  • научить ребёнка понимать, в чём состоит существенное отличие человека от других живых существ (что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и, как и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют органы чувств).

Несомненно, данные задачи схожи с содержанием экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников – новое направление в “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой.

Цель раздела “Природное окружение. Экологическое воспитание”:

  • ознакомление с живой и неживой природой;
  • формирование экологической культуры.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовность к деятельности, а так же практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности. Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

- экологические знания и умения;

- экологическое мышление;

- ценностные ориентиры;

- экологически оправданное поведение.

Реализация цели раздела, предполагает решение следующих задач:

  • уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлений;
  • совершенствование нравственно-экологического воспитания;
  • развитие интереса к окружающему миру;
  • развитие эмоционально-доброжелательного отношения в процессе общения с живыми объектами;
  • развитие умения правильно взаимодействовать с природой;
  • формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
  • формирование этического отношения к окружающей действительности;
  • формирование осознанности себя как активного субъекта окружающей среды;
  • формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
  • формирование потребности заботиться об экологической чистоте, своего двора, участка детского сада, группы, города;
  • формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;
  • воспитание гуманного отношения к людям.

Анализируя цели экологического и нравственного воспитания, приходим к выводу, что реализация и тех и других предполагает решение задач, сходных по своему конечному результату.

Синтез экологического воспитания и эмоционально – личностного развития ребёнка даёт нам идеальный конечный результат, а именно

  • у ребёнка формируется:
  • понятие о гуманном и негуманном поведении;
  • умение замечать общность настроения природы и человека;
  • стремление сострадать людям, животным, растениям.

Добиться идеального конечного результата позволяет спектр методов и приёмов, как традиционных, так и трансформированных в ходе объединения поставленных задач:

  • занятия познавательного характера: получение знаний о живой и неживой природе в ходе бесед и элементарного экспериментирования;
  • ознакомление с художественной литературой: чтение природоведческих очерков, рассказов, сказок; составление собственных эко-сказок;
  • продуктивные виды деятельности: конструирование, ручной труд, аппликация, лепка , изо с использованием природного и бросового материала;
  • игровая деятельность: игровые упражнения коммуникативной направленности, эко-этюды, игры инсценировки, ролевые и сюжетные игры, направленные на социализацию ребёнка;
  • экскурсии с детьми в различные экосистемы, посещение живых уголков и т.д.;
  • наблюдение за объектами живой и неживой природы;
  • эмоционально-положительная деятельность детей: эко-акции, социально-значимые проекты.

Особенно нравиться детям участие в эмоционально-положительной деятельности – акциях, проектах, конкурсах

Так за период 2007-2008 и 2008-2009 учебных годов коллектив педагогов и воспитанников нашего сада принял участие в следующих акция, проектах, конкурсах:

Муниципальные акции, проекты, конкурсы

Разработка и защита исследовательского проекта в номинации “Социология” на I городском фестивале опытно- экспериментальных и исследовательских работ дошкольников “Хочу всё знать” февраль 2008г. Исследовательский проект по социологии “Доброе слово, к улыбке готово!”

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - воспитание интереса к окружающим людям;
  • экологическое воспитание - воспитание гуманного отношения к людям.

Участие в днях детского творчества “Волшебный символ жизни семья” в рамках XV городского фестиваля “Овация-2008” “Семья мой остров счастья” апрель 2008г.

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения;
  • экологическое воспитание - воспитание гуманного отношения к людям.

Участие в городском фестивале творческих работ “Сказание о родном крае” в номинации “Поэтическое слово” и “Волшебные сказки”, ноябрь 2008г.

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • экологическое воспитание - формирование этического отношения к окружающей действительности.

Организация конкурса архитектурных мини-проектов “Мой двор глазами моей семьи” посвящённого Году семьи в России, среди дошкольных учреждений г. Апатиты, октябрь 2008г.

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового взаимодействия;
  • экологическое воспитание - формирование этического отношения к окружающей действительности.

Участники XII городской экологической акции “Марш парков”, апрель 2008г.

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
  • экологическое воспитание - формирование привычки рационального использования природных ресурсов.

Участники экологического конкурса творческих работ по формированию образа чистого города “Чистый город – глазами детей” в рамках Муниципальной Целевой программы “Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в городе Апатиты”, с 15.05.08г. по 17.10.2008г. в номинации “Методические разработки” “Экологическая сказка о том, как гном спас ручеёк”.

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • экологическое воспитание - формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Участники выставки детских творческих работ в рамках “Недели пожарной безопасности”, с 31.03.08 по 07.04.2008г. Плакат “Берегите лес”.

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • экологическое воспитание - формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Региональные акции, проекты, конкурсы

Участие в областном конкурсе рисунка почтового конверта на тему “Год семьи в России” сроки проведения с 15 января по 5 мая 2008г.

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения;
  • экологическое воспитание - воспитание гуманного отношения к людям.

Участники выставки детских творческих работ в рамках “Недели пожарной безопасности” в номинации “Художественно-изобразительное творчество” плакат “Берегите лес”.

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • экологическое воспитание - формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Всероссийские, международные акции, проекты, конкурсы

Участие в XI международном конкурсе детской рукописной книги “Вместе дружная семья” в номинации “Сочиняем сказку сами (к 190-летию со Дня рождения С. Топелиуса и 20-ти летию образования Ассоциации Кольских саамов)” , с 30.11. 07 по 26.04.2008г. книга-сказка “Волшебные ягоды”.

Реализуемые задачи:

  • эмоционально-личностное развитие - выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • экологическое воспитание - систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях.

Участие в проектах по природосбережению, по развитию социальной компетентности, по формированию эстетического отношения к окружающей действительности, по воспитанию гуманного отношения к людям – дало возможность сформировать в детях эмоционально-положительные качества личности, из года в год повышать фон эмоционального благополучия среди воспитанников ДОУ.

Итак, из вышеперечисленных аргументов следует, что формирование у детей социальных контактов, развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности, основывается на первоначальном освоении ребёнком знаний, навыков, умений общения с окружающей действительностью, и в первую очередь с миром природы, так как первые познания ребёнка начинаются с самого себя, как частицы окружающей природы.

Презентация.