Урок-путешествие по математике "Сложение и вычитание в пределах 20"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок закрепления ранее усвоенных навыков.

Цели урока:

  • закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания в пределах 20;
  • активизировать мыслительную деятельность учащегося при решении задач;
  • возбудить интерес к учебной деятельности и снять напряжённость при ответах на вопросы заданий.

Оборудование:  Линейка, карандаш, мультимедийный проектор (презентация)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Приложение 1, слайд 1)

Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна,
Всем без исключения.

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке математики мы с вами потренируемся в выполнении действий в пределах 20, чтобы к концу урока все считали быстро и без ошибок. Продолжим учиться рассуждать, делать выводы. А проведём мы урок в необычной форме. Мы будем путешествовать! На чём? Вы сейчас увидите. Откройте тетрадь. Посмотрите на числа и скажите что общего? Назовите самое маленькое число. Назовите число, которое является предыдущим, последующим. Назовите самое большое, число, которое является предыдущим, последующим.  Возьмите карандаш, линейку. Соедините числа в порядке возрастания. (Приложение 1, слайд 2)

Наш парус ветер ловит,
И волны режут киль.
И нас не остановит
Ни ураган, ни штиль.

– Из каких геометрических фигур состоит наш парусник? (Дети называют)
– А вот куда мы с вами отправляемся, вы узнаете выполнив задание. (Приложение 1, слайд 3)

III. Устный счёт

1) – На доске записаны числовые выражения. На какие группы можно разделить эти примеры? (На сложение и на вычитание)
– Как называют числа при сложении? При вычитании?
– Найти значение выражений, используя названия чисел.
– Прочитайте результаты, которые получились при сложении, при вычитании.
– На какие группы можно разделить ответы? (Однозначные и двузначные)
–  Назовите однозначные числа;  двузначные.
– Расположи числа в порядке возрастания, и ты узнаешь, куда отправился наш парусник. (Простоквашино)
– Посмотрите, кто нас встречает! Они приготовили для вас задания, а я уверенна, что вы с ними справитесь. (Приложение 1, слайд 4) 

2) – Отгадав кроссворд, вы узнаете, кто первым приготовил задание. (Приложение 1, слайд 5)

  • Результат сложения.
  • Название первого числа при вычитании.
  • Самая большая единица измерения массы предмета.
  • Единица измерения объёма жидкости.
  • Результат вычитания.
  • Знак между числами при сложении.
  • Единица измерения длины отрезка.
  • Знак между числами при вычитании.

– МАТРОСКИН!

 IV. Работа в тетрадях

1) Каллиграфическая минутка.

– Открыли тетради, записали число и  посмотрели на задание, которое приготовил Матроскин. (Приложение 1, слайд 6)
– Прописываем число 17. Что можете о нём сказать? Из каких разрядных слагаемых состоит? Назовите последующее, предыдущее. Запишите сумму разрядных слагаемых числа 17.
(10 + 7 = 17)(Приложение 1, слайд 7)
+ 7 = 17     10 +   = 17   
– Прочитайте выражения.
– Что не известно? Как найти? Записать. (17 – 7 = 10; 17 – 10 = 7) Объяснить решение.

2) Работа по учебнику.

Стр. 54 №5 (1, 2 ст.) (по одному примеру каждый)

Физминутка

– Мы находимся в деревне, значит, у нас есть утята. (Танец маленьких утят)

3) Решение задач. (Приложение 1, слайд 8)

1. Логическая задача. (Задание от Печкина)
Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино: Печкина, Шарика Матроскина.  Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкина и Шарика, а Галя не рисовала Печкина?

2. Поставь вопрос к задаче. (Задание от Шарика) (Приложение 1, слайд 9)
Он просит вас решить задачу. (Приложение 1, слайд 10)
Шарик фотографировал животных. Он сделал 5 снимков зверей и 4 снимка птиц.
– Это задача? Докажите.
– Поставь вопрос к задаче, чтобы она решалась: 5 + 4;   5 – 4;
Разбор задачи:
– Прочитайте условие, вопрос. О чём говориться в задаче? Что обозначает, число 5? 4? Назовите главные слова.

Ответ.
(Вторая задача самостоятельно, 1 чел. у доски) Проверить.
– Шарик остался доволен.

Физминутка

4) Работа с именованными числами. (Задание от Дяди Фёдора)(Приложение 1, слайд 11)
– На листочках у вас начерчены отрезки.
– Возьмите линейку, карандаш и измерьте каждый отрезок.
– С какой метки на линейке начинаем измерять? (с 0)
– Полученные результаты запишите в клеточки. (Проверка)
– Выразите 10 см, 11 см, 12 см, 13 см в дм и см. Запишите.
– Расположите числа в порядке убывания.
– Каждому числу соотнесите букву.  МОЛОДЦЫ!

V. Итог урока

– Чем занимались на уроке? Что понравилось, что было трудно?

VI. Рефлексия

– Мы погостили в деревне Простоквашино, но пора возвращаться домой. Вернитесь к паруснику и нарисуйте своё настроение, которое осталось у вас после урока. (Тучку или солнышко)
(Приложение 1, слайд 12)

– Спасибо за урок.