Цели:
1. Познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, животных с приходом осени, и подготовкой к зимовке разных групп животных. Проверить умение учащихся выполнять модели животных в технике “оригами”, бабочка, сова, заяц.
2. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, развивать эмоциональное восприятие осенней природы.
3. Воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.
Знать: приспособляемость животного мира к смене сезона: линька зверей, подготовка зимних жилищ к спячке, запасы корма на зиму, перелётные, кочующие, оседлые птицы.
Оборудование: Предметные картинки, раздаточный материал, модель осенних изменений “карта памяти”, словарные карточки: перелётные, кочующие, оседлые, линька, спячка, “оригами”, музыкальная композиция “Шум леса”. Картина осени для составления панно.
Словарные слова:
ПЕРЕЛЁТНЫЕ, ОСЕДЛЫЕ, КОЧУЮЩИЕ
ЗАСТЫВАЮТ, ПОГИБАЮТ, ЛИНЬКА, СПЯЧКА
НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ
КЛИНОМ, ШЕРЕНГОЙ, ПОЛОЙ ДУГОЙ, СКУЧЕННОЙ СТАЕЙ
“ОРИГАМИ”
Ц Д О М О Л Ы
Ход урока
Оргмомент.
Сообщение темы урока.
Сегодня, мы с вами, продолжаем, знакомится с осенними изменениями в природе, а также проверим ваше умение работать в технике “оригами”.
Работать мы с вами будем последующему плану: 1 АОЗ работа в парах, 2 ФНЗ насекомые, птицы, звери, (работа с картой памяти, практическая работа, работа с учебником), 3 составление панно, 4 повторение и обобщение, 5 итог урока.
Вам, необходимо быть очень внимательными, т.к. вы будите самостоятельно заполнять “карту памяти”.
I. АОЗ. Ребята, природный мир многолик и разнообразен кроме нас есть, ещё много других живых существ. Работа с раздаточным материалом в парах. Предметные картинки с изображением различных животных их необходимо распределить в три группы по общим признакам.
Как разделили? Почему? (Насекомые, птицы, звери). У доски работает пара, которая быстрей всех справилась.
Как вы думаете, какой группе животных тяжелее переносить осенние изменения и почему? (Насекомым)
II. ФНЗ.
1. Что с насекомыми происходит осенью? Как вы, думаете? (Предположение детей)
Вывод: осенью становиться меньше тепла и света, насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветов пропадают осенью, потому что листья на деревьях вянут и опадают, цветы и травы отмирают и засыхают (на доске картинки насекомых или учебник стр. 49).
Насекомые животные не теплокровные, поэтому, когда снижается температура воздуха и почвы, они теряют свою подвижность. Прячутся, и замирают до весеннего тепла божьи коровки, улитки, мухи, муравьи. Погибают кузнечики, некоторые бабочки. Закапываются в землю жуки и пауки. Пчёлы в ульях, питаются всю зиму накопленным за летом мёдом, согревая друг друга своим теплом.
- Заполнение карты памяти (о насекомых). Приложение 1.
2. Сегодня мы изготовим модель бабочки, используя технику “оригами”.
Что обозначает слово “оригами”? (Сложенная бумага) Из какой страны пришло к нам это искусство? (Японии). Чем вы будете пользоваться при работе? (Технологическими картами). Приложение 4.
Физминутка для рук и глаз.
- Практическая работа (распределение на панно)
- Звучит музыка, композиция “Шум леса” летом, осенью.
3. Что вы заметили? Чем отличается? (Нет птичьих голосов)
Что происходит осенью с птицами? Почему? (Предположение детей)
Вывод: мало пищи, насекомоядные птицы улетают первыми. (Кукушка, стрижи, ласточки)
- Знакомится с птицами нам поможет математика, (Приложение 2) вам предстоит решить различные выражения. Карточки с заданиями №1 понятие “перелётные”, № 2 “кочующие”, № 3 “оседлые”, № 4 названия перелётных птиц, № 5 названия кочующих птиц, № 6 названия оседлых птиц (на доске картинки птиц по группам).
Вывод: Осенью улетают в далёкие дальние страны (перелётные), зимой с севера перелетают в более южные районы (кочующие), весь год живут в твоём краю (оседлые).
Приложение 3 изображения птиц: перелётные, оседлые, кочующие.
Можно использовать стр. 50 учебника.
На доске, рисунок 1, 2, схемы порядка полёта перелётных птиц: клин (журавли); шеренга (цапли гуси); дуга (утки); скученной стаей (скворцы, дрозды и др. мелкие птицы).
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она питается только насекомыми и поэтому велика её польза для огородников, её называют спутником человека. Воробей птица общественная, он не будет, есть один, а позовёт своих собратьев, Вороны всеядны.
Сойка, поползень делают запасы на зиму, прячут их в щелях деревьев.
Физминутка.
- Заполнение карты памяти (о птицах). Приложение 1
4. Практическая работа (изготовление модели совы) работа по технологической карте.
Приложение 4. Распределение на панно.
5. Познакомиться с осенними изменениями у зверей нам сегодня поможет писатель Николай Сладков. Какие рассказы, писателя Н. Сладкова вы читали? (Выставка книг)
Открыть печатную тетрадь страница 16 № 35. Прочитать и вставить из “Справочного бюро” необходимые слова. Чтение детьми текста.
Вывод: линяет шерсть становиться густой, меняется цвет (волк, лиса, белка, заяц, рысь, тигр, горностай, ласка, соболь). Приготовление тёплого жилища (ежи, крот в земле, барсук, медведь, бобр, ондатра). Сбор корма на зиму (крот, белка, мышь, бурундук). Спячка (змеи, лягушки, жабы застывают до весны, медведь, барсук, ежи). На доске картинки животных или стр. учебника 51.
- Заполнение карты памяти (о животных). Приложение 1
6. Практическая работа (модель зайца). Приложение 4.
III. Распределение на панно фигурок животных и обсуждение.
IV. Обобщение и повторение изученного материала по карте памяти.
V. Итог урока.
Что нового вы, сегодня узнали о насекомых, птицах, зверях?
Как вы думаете, почему у нас получилось приобрести новые знания? (Работали добросовестно, дружно, помогая друг другу)
Как можно словами пословицы оценить нашу работу? (Трудились как пчёлки)
Пчела Майя принесла вам пыльцу в ведёрке. Да пылинки рассыпались (ц, д, о, м, о, л, ы). Что она вам хотела сказать?