Интегрированный урок окружающего мира и технологии "Осенние изменения в жизни животных", художественное моделирование в технике "Оригами"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, животных с приходом осени, и подготовкой к зимовке разных групп животных. Проверить умение учащихся выполнять модели животных в технике “оригами”, бабочка, сова, заяц.

2. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, развивать эмоциональное восприятие осенней природы.

3. Воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.

Знать: приспособляемость животного мира к смене сезона: линька зверей, подготовка зимних жилищ к спячке, запасы корма на зиму, перелётные, кочующие, оседлые птицы.

Оборудование: Предметные картинки, раздаточный материал, модель осенних изменений “карта памяти”, словарные карточки: перелётные, кочующие, оседлые, линька, спячка, “оригами”, музыкальная композиция “Шум леса”. Картина осени для составления панно.

Словарные слова:

ПЕРЕЛЁТНЫЕ, ОСЕДЛЫЕ, КОЧУЮЩИЕ

ЗАСТЫВАЮТ, ПОГИБАЮТ, ЛИНЬКА, СПЯЧКА

НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ

КЛИНОМ, ШЕРЕНГОЙ, ПОЛОЙ ДУГОЙ, СКУЧЕННОЙ СТАЕЙ

“ОРИГАМИ”

Ц Д О М О Л Ы

Ход урока

Оргмомент.

Сообщение темы урока.

Сегодня, мы с вами, продолжаем, знакомится с осенними изменениями в природе, а также проверим ваше умение работать в технике “оригами”.

Работать мы с вами будем последующему плану: 1 АОЗ работа в парах, 2 ФНЗ насекомые, птицы, звери, (работа с картой памяти, практическая работа, работа с учебником), 3 составление панно, 4 повторение и обобщение, 5 итог урока.

Вам, необходимо быть очень внимательными, т.к. вы будите самостоятельно заполнять “карту памяти”.

I. АОЗ. Ребята, природный мир многолик и разнообразен кроме нас есть, ещё много других живых существ. Работа с раздаточным материалом в парах. Предметные картинки с изображением различных животных их необходимо распределить в три группы по общим признакам.

Как разделили? Почему? (Насекомые, птицы, звери). У доски работает пара, которая быстрей всех справилась.

Как вы думаете, какой группе животных тяжелее переносить осенние изменения и почему? (Насекомым)

II. ФНЗ.

1. Что с насекомыми происходит осенью? Как вы, думаете? (Предположение детей)

Вывод: осенью становиться меньше тепла и света, насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветов пропадают осенью, потому что листья на деревьях вянут и опадают, цветы и травы отмирают и засыхают (на доске картинки насекомых или учебник стр. 49).

Насекомые животные не теплокровные, поэтому, когда снижается температура воздуха и почвы, они теряют свою подвижность. Прячутся, и замирают до весеннего тепла божьи коровки, улитки, мухи, муравьи. Погибают кузнечики, некоторые бабочки. Закапываются в землю жуки и пауки. Пчёлы в ульях, питаются всю зиму накопленным за летом мёдом, согревая друг друга своим теплом.

- Заполнение карты памяти (о насекомых). Приложение 1.

2. Сегодня мы изготовим модель бабочки, используя технику “оригами”.

Что обозначает слово “оригами”? (Сложенная бумага) Из какой страны пришло к нам это искусство? (Японии). Чем вы будете пользоваться при работе? (Технологическими картами). Приложение 4.

Физминутка для рук и глаз.

- Практическая работа (распределение на панно)

- Звучит музыка, композиция “Шум леса” летом, осенью.

3. Что вы заметили? Чем отличается? (Нет птичьих голосов)

Что происходит осенью с птицами? Почему? (Предположение детей)

Вывод: мало пищи, насекомоядные птицы улетают первыми. (Кукушка, стрижи, ласточки)

- Знакомится с птицами нам поможет математика, (Приложение 2) вам предстоит решить различные выражения. Карточки с заданиями №1 понятие “перелётные”, № 2 “кочующие”, № 3 “оседлые”, № 4 названия перелётных птиц, № 5 названия кочующих птиц, № 6 названия оседлых птиц (на доске картинки птиц по группам).

Вывод: Осенью улетают в далёкие дальние страны (перелётные), зимой с севера перелетают в более южные районы (кочующие), весь год живут в твоём краю (оседлые).

Приложение 3 изображения птиц: перелётные, оседлые, кочующие.

Можно использовать стр. 50 учебника.

На доске, рисунок 1, 2, схемы порядка полёта перелётных птиц: клин (журавли); шеренга (цапли гуси); дуга (утки); скученной стаей (скворцы, дрозды и др. мелкие птицы).

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она питается только насекомыми и поэтому велика её польза для огородников, её называют спутником человека. Воробей птица общественная, он не будет, есть один, а позовёт своих собратьев, Вороны всеядны.

Сойка, поползень делают запасы на зиму, прячут их в щелях деревьев.

Физминутка.

- Заполнение карты памяти (о птицах). Приложение 1

4. Практическая работа (изготовление модели совы) работа по технологической карте.

Приложение 4. Распределение на панно.

5. Познакомиться с осенними изменениями у зверей нам сегодня поможет писатель Николай Сладков. Какие рассказы, писателя Н. Сладкова вы читали? (Выставка книг)

Открыть печатную тетрадь страница 16 № 35. Прочитать и вставить из “Справочного бюро” необходимые слова. Чтение детьми текста.

Вывод: линяет шерсть становиться густой, меняется цвет (волк, лиса, белка, заяц, рысь, тигр, горностай, ласка, соболь). Приготовление тёплого жилища (ежи, крот в земле, барсук, медведь, бобр, ондатра). Сбор корма на зиму (крот, белка, мышь, бурундук). Спячка (змеи, лягушки, жабы застывают до весны, медведь, барсук, ежи). На доске картинки животных или стр. учебника 51.

- Заполнение карты памяти (о животных). Приложение 1

6. Практическая работа (модель зайца). Приложение 4.

III. Распределение на панно фигурок животных и обсуждение.

IV. Обобщение и повторение изученного материала по карте памяти.

V. Итог урока.

Что нового вы, сегодня узнали о насекомых, птицах, зверях?

Как вы думаете, почему у нас получилось приобрести новые знания? (Работали добросовестно, дружно, помогая друг другу)

Как можно словами пословицы оценить нашу работу? (Трудились как пчёлки)

Пчела Майя принесла вам пыльцу в ведёрке. Да пылинки рассыпались (ц, д, о, м, о, л, ы). Что она вам хотела сказать?