Цели урока:
- Изучить возможные превращения энергии в колебательных системах.
- Подтвердить справедливость закона сохранения механической энергии в колебательных системах.
Задачи урока:
- Систематизация, углубление и расширений знаний учащихся.
- Развитие навыков исследовательской работы.
Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания, повторение (устно).
- Что называется амплитудой, периодом колебания, частотой колебания? Какой буквой обозначается, и в каких единицах измеряется каждая из этих величин?
- Что такое полное колебание?
- Какая математическая зависимость существует между периодом и частотой колебания?
- Как найти период математического маятника?
- От чего зависит период пружинного маятника?
- Как направлены по отношению друг к другу скорости двух маятников в любой момент времени, если эти маятники колеблются в противоположных фазах; в одинаковых фазах?
- Какие колебания называются гармоническими?
- Как меняются действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний?
3. Письменная проверочная работа (приложение)
Вариант №1
№1. По графику гармонического колебания определите амплитуду А, частоту V и период T колебания.
- А=__________________
- Т=__________________
- v=__________________
Рис. 1
№2. Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?
1. Движение качелей
2. Движение мяча, падающего на землю.
а) только 1
б) только 2
в) 1 и 2
г) ни 1, ни 2.
Вариант №2
№1. По графику гармонического колебания определите амплитуду А, частоту V и период T колебания.
- А=__________________
- Т=__________________
- v =__________________
Рис. 2
№2. Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?
1. Движение звучащей струны гитары.
2. Движение спортсмена, совершающего прыжок в длину.
а) ни 1, ни 2
б) 1 и 2
в) только 1
г) только 2
Во время письменной работы 1 учащийся работает у доски.
Найти соответствие между физическими понятиями и физическими величинами.
Задание на доске.
Смещение |
A |
Потенциальная энергия упруго деформированного тела |
|
Кинетическая энергия |
Ep= |
Амплитуда |
X |
Период пружинного маятника |
|
Период математического маятника |
|
Частота колебаний |
Ek= |
Полная энергия |
Е=Ep+Ek |
IV. Объяснение нового материала.
Рассмотрение нового материала начинается с показа колебаний тела прикреплённого к пружине. Любая колебательная система будет совершать колебания до тех пор пока обладает энергией. Отводя тело от положения равновесия мы сообщаем системе начальную энергию. Она равна потенциальной энергии тела: Ер=KX2/2 отпустив тело скорость его возрастает, а значит и возрастает и кинетическая энергия. Из закона сохранения механической энергии уменьшение Ер приводит к эквивалентному увеличению Ek . Для любой точки траектории, если в системе нет сил трения, справедлив закон сохранения энергии. Если тело находится в крайних положениях, система обладает полной энергией Е, определяемой только потенциальной энергией. А в положении равновесия полная энергия равна максимальной кинетической энергии груза.
Важно понять, что составляющие полной энергии Ek и Ер не просто изменяются во времени, а изменяются периодически с заданным периодом колебаний в системе.
По ходу объяснения учащиеся делают выводы о превращениях энергии и заполняют таблицу в тетради (приложение).
Таблица
Направление движения маятника |
Сила упругости, |
Скорость, U |
Потенциальная энергия, Ер |
Кинетическая энергия, Ek |
Полная механическая, |
От В к О |
|
|
|
|
|
От О к А |
|
|
|
|
|
От А к О |
|
|
|
|
|
От О к В |
|
|
|
|
|
Презентация (приложение)
Слайд 1 |
Рис. 3 |
Заполняется по ходу объяснения нового материала |
Слайд 2 |
Рис. 4 |
Ер=max, т.к. X=max Ek =0, т.к. V =0 |
Слайд 3 |
Рис. 5 |
Ер↓, т.к. X↓ Ek↑, т.к. V ↑ |
Слайд 4 |
Рис. 6 |
Ер=0, т.к. X=0 Ek=max, т.к. V =max |
Слайд 5 |
Рис. 7 |
Ер↑, т.к. X↑ Ek↓, т.к. V ↓ |
Слайд 6 |
Рис. 8 |
Ер=max, т.к. X=max Ek=0, т.к. V =0 |
Слайд 7 |
Рис. 9 |
Ер↓, т.к. X↓ Ek↑, т.к. V ↑ |
Слайд 8 |
Рис. 10 |
Ер=0, т.к. X=0 Ek=max, т.к. V =max |
Слайд 9 |
Рис.11 |
Ер↑, т.к. X↑ Ek↓, т.к. V ↓ |
Слайд 10 |
Рис.12 |
Ер=max, т.к. X=max Ek=0, т.к. V=0 |
Вывод делают учащиеся, основываясь на рассмотренный материал.
5. Домашнее задание.
П. 28, 29
6. Закрепление материала.
Для закрепления темы просматриваем фрагмент о превращениях энергии при колебаниях и решением задачи у доски. Условие задач на диске «Физикон». С помощью решенных задач, учащиеся делают вывод о «Законе сохранения энергии».