Цели урока:
Оборудование: урок проводится в классе, где имеется компьютер и проектор, т.к. основным дидактическим объяснением урока является презентация, специально разработанная для этого урока.
Ход урока
I. Повторение.
Повторить свойства равностороннего, равнобедренного и прямоугольного треугольника, свойства равнобедренной и прямоугольной трапеции
II. Изучение нового материала.
1. Задача (слайд №2)
- Построить:
1 вариант АВС
- прямоугольный
2 вариант АВС
- равносторонний
3 вариант АВС
– равнобедренный
Провести в треугольнике среднюю линию MN.
- Измерить МN, АС.
- Сравнить АС и МN.
Вывод: средняя линия треугольника равна половине противолежащей стороны. (Слайд №3)
2. Решить устно. (Слайд №4)
1) Найдите сторону треугольника, если средняя линия треугольника противолежащая данной стороне равна:
5 см, 12 см, 8 см, 20 см, 4,5 см, 10 см
2) Найдите среднюю линию треугольника, если противолежащая сторона равна:
6 см, 4 см, 10 см, 15 см, 12см, 20 см.
3. Задача.
Докажите, что МN II АС (слайд №5).
Вывод: средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны. (слайд №6)
4. Задача (слайд №7)
- Построить
1 вариант. АВСД - прямоугольная трапеция
2 вариант. АВСД - равнобедренная трапеция.
3 вариант. АВСД - произвольная трапеция
- Найдите длину отрезка АД, ВС, МN
- Найдите сумму длин отрезков АД и ВС.
- Сравнить сумму длин отрезков АД и ВС с длинной
отрезка MN
Средняя линия трапеции равна полусумме оснований. (слайд №8)
5. Решите устно.
- Найдите среднюю линию трапеции, если основания трапеции равны:
а) 8 см и 3 см, б) 5 см и 2 см, в) 10 м и 8 см, г) 12 см и 8 см, д )7 см и 3 см, е) 10 см и 10 см
Какой четырёхугольник получился под букой е) 10 см и10 см. Ответ объяснить. (Слайд №9)
6. Задача (слайд №11)
- Построить
1 вариант АВС
- равносторонний
2 вариант АВС
- равнобедренный
3 вариант АВС
- прямоугольный
ВД, AN, CM - медианы.
- Найдите длину отрезка ВД, ВО, ОД.
- Сравните длину отрезка ВО и ОД.
Вывод: медианы пересекаются в одной точке и делятся в отношении 2:1 считая от вершины. (Слайд №12)
7. Решить устно. (Слайд №13-15)
- Найдите длину ВО и ОД если, медиана ВД равна: 15 см, 9 см, 21см, 30 см, 18 см, 24см, 45см
- Найдите длину медианы ВД, если длина отрезка ОД равна: 5 см, 3 см, 2см, 6 см, 4 см, 2,4см, 4,5см
- Найдите длину медианы ВД, если длина отрезка ВО равна: 6 см, 3 см, 2 см, 8 см, 4 см, 5 см, 7см
8. Задача (слайд 16).
АВСД - трапеция.
АД параллельна ВС, АД=2 ВС, МВ=МК, СN=NК, ВС=6 см.
Найти РQ.
III. Закрепление.
Задача. № 564 устно, № 570 (по учебнику Атанасяна “Геометрия 7-9”, слайд №17)
IV. Итоги урока (слайд №18).
- Что нового узнали на уроке?
- Свойства средней линии треугольника?
- Свойства средней линии трапеции?
- Свойства медиан в треугольнике?
Домашнее задание по учебнику Л.С. Атанасян “Геометрия”.
П.62 № 565, 566, вопросы № 8, 9 (стр. 154).