За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения развития, зачастую – в самых разнообразных сочетаниях. Резко изменился и состав учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. В школы принимаются не только дети с лёгкой (F-70) степенью умственной отсталости, но также с умеренной (F-71) и тяжёлой (F-72) формами интеллектуального недоразвития. Оказание своевременной психолого – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в стране, определённый опыт работы нашего образовательного учреждения по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не позволили нам оставаться в стороне от решения данной проблемы.
Анализ банка данных о детях – инвалидах показал, что 62% детей – инвалидов посещали реабилитационный центр города, но не получали образовательных услуг, 38% детей находились в семьях одна из которых, отчаявшись была готова отказаться от ребёнка. Всё чаще родители стали обращаться к нам за квалифицированной помощью и настоятельной просьбой об обучении такой категории детей. Необходимость в организации классов для детей с умеренной умственной отсталостью на базе нашего учреждения не было данью новому модному течению в специальном образовании, а стало острой, насущной необходимостью. На наш взгляд, только в общеобразовательном учреждении, которым является школа, дети могут получить различные образовательные услуги, в которых заинтересованы родители.
Обучение способно приводить в движение внутренние процессы развития. Влияние среды и активное отношении к ней ребёнка создаёт условия для развития мыслительной деятельности. И тут нельзя не согласиться с В.В Давыдовым, утверждающим, что понятие «зоны ближайшего развития», введенное в психологию Л.С. Выготским, в определённой мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности из коллективной. Мы понимаем, что для продвижения (особых) детей в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений и навыков существенно важным является, не всякое, а специально организованное обучение и воспитание.
Таким образом, родилась идея проекта «Особый ребёнок» - создание доступной специальной коррекционной образовательной среды для детей с умеренной и глубокой формами интеллектуального недоразвития.
Проект мягко вписался в программу развития школы «Школа педагогической поддержки». Педагогическая поддержка предполагает: поддержку ученика с умственной отсталостью во всех направлениях образовательной деятельности; доступное образование и воспитание; коррекцию и компенсацию нарушений развития; доступную трудовую подготовку; социальную адаптацию; комплексное медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение; выбор индивидуального образовательного маршрута;
Образовательная корекционно-развивающая среда, которая была создана для обучения и воспитания детей с лёгкой умственной отсталостью, претерпела изменения: необходимо было создать условия для превращения спонтанной непосредственной активности особого ребёнка в опосредованное культурное поведение, подготовить его к учебной деятельности, коллективной работе, общению со сверстниками. Педагогическому коллективу не стоило большого труда разработать проект «Особый ребёнок» в рамках программы развития школы.
Цель проекта: осуществление своевременной индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья через работу служб сопровождения.
Задачи проекта:
- содействие всестороннему развитию детей;
- выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества;
- формирование жизненно важных навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом самообслуживании;
- создание системы тесного взаимодействия семьи и школы по вопросам обучения и воспитания детей;
- корректирование системы сопровождения проекта «Особый ребёнок», позволяющей более гибко моделировать образовательную среду, максимально адаптированную к психофизическим возможностям ребёнка.
Ожидаемые результаты: Положительная динамика развития ребенка с особыми образовательными потребностями через построение модели индивидуального коррекционно-развивающего медико-психолого-педагогического сопровождения.
С 2004 года на базе нашего учреждения были открыты первые экспериментальные классы для детей – инвалидов с умеренной умственной отсталостью. Специалистами учреждения была изучена Законодательная база, нормативные документы, регламентирующие деятельность таких классов, созданы локальные акты: Положения «О классах для детей – инвалидов с умеренной и глубокой умственной отсталостью», «О классах со сложной структурой дефекта», «Об организации щадящего режима», «О надомном обучении», «О группах кратковременного пребывания», внесены изменения в Устав учреждения.
Мы существенно изменили организацию, содержание обучения и воспитания. Детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, стали обучать в отдельных классах, а иногда интегрировать в классы для детей с лёгкой умственной отсталостью (если численный состав их не соответствовал норме 12 человек).
Обучение детей с умеренной умственной отсталостью следует строить иначе, чем обучение детей с легкой умственной отсталостью. Школьная работа с этими детьми ведется по своим программам. Программы по общеобразовательным предметам скорректированы на основе государственной программе школ VIII вида и НИИ дефектологии АПН.
Практика показала, что многие дети с выраженными интеллектуальными нарушениями не могут освоить традиционные коррекционные программы в силу тяжести и глубины нарушений познавательной деятельности. Поэтому нам пришлось скорректировать, адаптировать и использовать различные методические пособия, развивающие программы для дошкольников по возможностям детей.
Содержание учебных дисциплин имеют:
- четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
- используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия;
- увеличивается частота обращений одной и той же учебной информации на разных учебных предметах;
- планируется усиление использования межпредметных связей, с 5 класса вводится социально-бытовая ориентировка.
Трудовое обучение является приоритетным в 4- 9 классах. Одной из главных задач обучения и воспитания является подготовка лиц с умственной отсталостью к трудовой занятости, к доступной для них сфере деятельности. Трудовая подготовка включает в себя:
- выработку определенных трудовых навыков;
- способность к длительным трудовым усилиям;
- формирование отношения к труду как нравственной норме и источнику средств существования;
- воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
- умение соотносить свои желания и собственные возможности;
- умение действовать по инструкции;
- обучение культуре труда и служебных отношений.
Трудовое обучение подразделяется:
- 1-4 классы - ручной труд;
- 5-9 классы - допрофессиональное обучение различным видам труда (столярное дело, швейное дело, берестяное дело, кожное дело, вязание, декоративно-прикладное искусство).
В начальной школе трудовое воспитание включает в себя формирование навыков по самообслуживанию, навыков личной гигиены, общетрудовых умений и навыков, расширение представлений о труде взрослых. Большое внимание уделяется воспитанию самостоятельности, уверенности в своих действиях, умению адекватно оценивать возможности друг друга, управлять своим поведением, предопределять результат действия.
Социально-бытовая ориентировка. Начиная с 5 по 9 класс, второй по практической значимости для социальной адаптации и интеграции детей с умеренной отсталостью. Для занятий для СБО классы делятся на 2 подгруппы.
К школьному компоненту относятся занятия по выбору учреждения (факультативные занятия). Особое место при обучении детей с умеренной умственной отсталостью занимает выработка социальных форм поведения. Дети должны научиться как правильно переходить дорогу, пользоваться общественным транспортом, распознавать световые дорожные сигналы и т.д. С этой целью в учебный план с 5 класса введено факультативное занятие ОБЖ, которое имеет практическую направленность и способствует адаптации детей в обществе.
На коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия по логопедической коррекции, ЛФК, развитию психомоторики и сенсорных процессов группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, логопедической коррекции проводятся только во второй половине дня как обязательные для всего класса. Продолжительность занятий- 15-25 минут на индивидуальное занятие или на одну группу.
Лечебно-воспитательный процесс в этих классах строится на принципе уникальности, самостоятельности, совместности и т.д. Дети принимают участие в работе театральной студии «Театр-творчество-дети», проводятся фольклорные праздники в «Русской избе», учащиеся занимаются в изостудии с использованием арт-терапии, участвуют в эстафетах и соревнованиях, музыкальных встречах.
В 2009-2010 учебном году таких классов в школе стало уже 4, в которых обучается 34 учащихся (второй год обучения – 8 учащихся; третий год обучения- 5 учащихся; четвёртый год обучения – 7 учащихся; пятый год обучения –14 учащихся).
Обучая детей данной категории, мы пришли к выводу, что полноценная работа с детьми-инвалидами невозможна без опоры на семью. Помощь детям с нарушением психического развития требует социально-педагогической поддержки их семей. Известно, что самым мощным фактором становления личности ребёнка, его «Я» являются взаимоотношения в семье и именно семья в течение первых шести – семи лет жизни ребёнка формирует основы будущей личности. От того как складываются отношения в семье, зависит и процесс социализации ребёнка. Социализация - это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Семья является наиболее значимой частью мира ребёнка, то она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре. Развитие ребенка - инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Проводить целенаправленную работу с родителями, стала реальной необходимостью. Зачастую в семьях складываются неадекватные межличностные отношения. Какие же факторы нарушают внутрисемейную атмосферу? В первую очередь, с матерями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи. В школе разработана и активно реализуется программа «Семья», проект «Мы вместе», охватывает родителей, дети которых имеют сложную структуру дефекта. Для нас важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей - инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и семьи.
Учет состояния развития ребенка является одной из актуальных проблем. В нашей школе эта проблема решается в комплексе всеми специалистами учреждения, которые руководствуются, прежде всего, интересами ребенка. Нами был разработан комплексный мониторинг индивидуальных особенностей психо-социального развития ребенка, отражающих именно индивидуальное сочетание частных симптомов церебрально-органического, клинико-психологического и социально- психического уровней.
Отслеживая эффективность усвоения учебного материала детьми и их личностное развитие специалистами школы была разработана Карта медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей которая включает: усвоение учебного материала, развития памяти, внимания, речи, эмоционально - волевой сферы, интересов ребёнка, особенности личности.
В результате детальной медико-социально-психолого-педагогической диагностики на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где учитывается актуальный уровень психофизического состояния ребенка и зона его ближайшего развития.
Данный маршрут полностью отражает особенности ребенка, его возможности в обучении и не позволяет завышать ожидания к ребенку со стороны взрослых.
Сведения, полученные в ходе обследования, заносятся в медико-социально- психолого- педагогическую карту индивидуального развития учащегося, что помогает определить «зону тревог» и скорректировать всю последующую педагогическую деятельность с учетом полученных данных. Наряду с индивидуальным мониторингом, который проводится специалистами учреждения, также ведётся общий мониторинг.
Изучение работы А.Р. Малера «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью» помогло нам четко выделить этапы обучения. Каждый возрастной этап определяет особые задачи, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы с детьми данной категории. Имея определённый опыт обучения учащихся данной категории, мы подошли к этапам обучения со своей точки зрения, определив вместо трёх четыре этапа, таким образом, обозначив младший подростковый возраст, подростковый возраст, старший подростковый возраст и юношество.
Первый этап (8-9лет). Младший подростковый возраст является адаптационный. На этом этапе осуществляется комплексное системное психолого-педагогическое изучение ребенка с учетом всех составляющих онтогенеза: анамнестических данных, сведений о социокультурных и педагогических условиях семейного воспитания, особенностях возрастного развития. Выявляется уровень актуального и перспективного развития ребёнка. Но, прежде всего на этом этапе ведётся разработка конкретной программы педагогической поддержки ученика. Особое значение приобретает консультативная помощь семье по организации жизнедеятельности ребенка, созданию оптимальных условий, предупреждающих возникновения у родителей дискомфорта, страхов, неуверенности.
Основная задача этого этапа - подготовить детей к простейшим видам (доступных для них) учебной деятельности, соблюдение режима учебной деятельности, формирование умений коллективной работы под контролем учителя.
Второй этап (10-13лет). Подростковый возраст выдвигает задачи формированию элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков, развитию предметно-практической, игровой деятельности, стимулированию навыков коммуникации и общения, коррекции и развития устной речи.
Эти учебные умения формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом уроке (рисунок 1).
Рисунок 1
Третий этап (14-16 лет). Старший подростковый возраст нацелен на выработку у учащихся социально значимых умений природопонимания и безопасной жизнедеятельности, а также основ трудовой деятельности (профильного, прикладного) и домоводства, как основы для простейшего самообслуживания: приготовление пищи, уход за одеждой, мелкая стирка, глажение, уборка помещения, помощь членам семьи и др. (рисунок 2).
Рисунок 2
Обучение строится на принципах личностно- ориентированного индивидуального подхода.
Четвертый этап (16-18 лет). Юношество решает задачи социальной интеграции детей. Основная цель этого этапа - минимизация социальной инвалидности, преодоление житейской зависимости от ближайшего окружения (семьи). Акцент в обучении переносится на умение использовать учебные знания (в самом элементарном предъявлении) для решения повседневных задач. Участие в трудовой или общественно - полезной деятельности, трудовые объединения старшеклассников. Большое место в этот период отводится занятиям по социальной ориентировке воспитанников. В ходе экскурсий, на прогулках закрепляются правила поведения в общественных местах, транспорте, учреждениях бытового обслуживания.
Проведённая диагностика является основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной программы медико - психолого- педагогической работы с ребенком.
Четкое деление периодов обучения помогло нам скомплектовать классы по уровню сформированности психических процессов, ведущих видов деятельности и навыков самообслуживания. При совместном обучении в начале эксперимента мы использовали один вариант учебного плана. В настоящее время апробируем два варианта:
- 1 вариант – для детей с умеренной степенью умственной отсталости;
- 2 вариант – для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости.
Учебно-воспитательный процесс для данной категории учащихся максимально адаптировали к каждому ребёнку через систему медико-психолого-социально-педагогического сопровождения.
Под сопровождением мы понимаем специально организованную помощь-поддержку ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе обучения и воспитания в его школьной жизни. Система сопровождения в школе педагогической поддержки реализуется через деятельность служб сопровождения.
Медико-валеологическая служба. Цель - осуществление специального коррекционного воздействия; соблюдение условий здоровьеохранительного режима; реализация комплексных мер через индивидуальное сопровождение в условиях образовательного процесса, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся (реализуется через комплексно- целевую программу «Твое здоровье», занятия ЛФК, подвижные игры, Тропу здоровья, динамические паузы).
Служба компенсирующего обучения ставит перед собой цель: выявление особенностей ребенка, определение потенциальных возможностей в обучении; выбор образовательного маршрута и форм обучения.
Служба допрофессионального сопровождения. Цель - формирование у учащихся позитивного отношения к труду. Педагоги и специалисты помогают ребенку ориентироваться в мире профессий, адекватно оценивать свои возможности и склонности к различным видам труда.
Служба дополнительной педагогической поддержки. Цель – совместное творчество педагога и ребенка в специально созданном пространстве (театральном, художественном, духовном); осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря, включению детей в личностно-значимые виды деятельности (участие в кружках, выставках, проектах). Такое сопровождение создает особые условия для преодоления личностной недостаточности и развития ребенка, формирование у него ценностных ориентаций и способствует успешной интеграции ребенка-инвалида в общество здоровых детей.
Социально-психологическая служба - создание системы социально-психологического сопровождения ребёнка в конкретной ситуации школьного взаимодействия, через выявление причин трудностей в обучении и их преодоление, создание атмосферы дружелюбия, развитие индивидуальности ребенка, развитие коммуникативных умений, формирование устойчивой учебной мотивации, позитивной «Я» - самооценки, умение противостоять негативному явлению.
Служба сопровождения родителей включает в себя:
- комплексное социально-психологическое сопровождение семьи в целях оказания помощи в воспитании ребёнка;
- информационно-просветительскую и коррекционную работу с родителями, направленную на повышение их сознательности и компетентности, через реализацию проекта «Мы – вместе».
Служба сопровождения педагогов - обеспечивает непрерывное индивидуальное сопровождение педагогов с учетом специфики работы, создает условие для наиболее полной реализации его профессиональных возможностей и включает в себя:
- систему работы с педагогами, направленную на профилактику профессионального выгорания; организация мастер-классов, семинаров по работе с детьми и родителями;
- формирование мотивационно - ценностного отношения педагога к:
- детям (интерес к личности ребёнка, принятие его, коммуникационная направленность, коррекционно - воспитательная работа);
- собственной личности как к педагогу и профессионалу (самооценка, рефлексия, ориентация на профессиональное совершенствование, описание опыта, обобщение, внедрение инновационных технологий).
Сопровождение осуществляется специалистами, имеющими педагогическое, медицинское и специальную подготовку по коррекционной, психологической и социальной работе. Все специалисты образовательного учреждения прошли специальную подготовку по вопросам обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью:
- «Современные аспекты коррекционно – развивающего образования», ИПКРО,2007г.;
- «Инновационные процессы в специальном образовании», Москва, 2005г, Институт повышения квалификации педагогических работников;
- «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательного учреждения», г. Москва, 2009г. в системе «он-лайн».
Наше образовательное учреждение имеет достаточную материально-техническую базу для физического развития ребенка, его учебных и социальных навыков. Оборудованы учебные кабинеты, которые разбиты на сектора для учебной и игровой деятельности; для формирования навыков самообслуживания и социальной ориентации приобретены развивающие, дидактические пособия, оборудования для сюжетно-ролевых игр, детская мебель, спортивный инвентарь; для снятия общего утомления организма у ребенка, создана игровая комната, оборудованы две спальные комнаты на 16 мест.
Актуальной задачей для специалистов школы является системная разработка и обновление путей социализации воспитанников. Мы определили, что главное, от чего зависит успешность процесса социализации- это особые условия воспитания и ранняя компенсация пробелов в социальной адаптации.
Организационными формами проведения занятий с детьми являются подгрупповые, индивидуальные и реже фронтальные. Учащиеся, которые в силу своих психофизических особенностей, не могут обучаться в классе, по заключению городской клинико-экспертной комиссии, обучаются по домашней форме обучения. При наличии положительной динамики в состоянии здоровья, ребенок переводится на обучение по традиционной классно-урочной форме.
Продолжительность занятий составляет 35 минут. Во время занятия проводятся статистические и динамические паузы, длительность которых от 10 до 15 минут в зависимости от психического, эмоционального состояния детей. После третьего урока организована 30 минутная динамическая пауза на свежем воздухе «Тропа здоровья». В третьей четверти устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
По мере необходимости, на основании рекомендаций ШМПК и заключения врача-психиатра, определяется щадящий режим с определением дополнительного выходного дня, освобождения от нескольких уроков, перевод на индивидуальный график посещения занятий. В течение дня предусматривается сбалансирование чередование специально организованных учебных занятий, отдыха и коррекционных занятий специалистов учреждения.
Учебные планы включают в себя общеобразовательные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям детей с умеренной умственной отсталостью, а также специфические коррекционные предметы, индивидуальные и коррекционные занятия.
За период обучения у детей наблюдается положительная динамика развития, которая отражается в следующих показателях:
Сформированность коммуникативных умений (см. приложение 1).
Используемая литература:
- Метиева Л.А., «Актуальные проблемы коррекционной педагогики» - Москва 2009г.
- Исаева Т.Н., Капланская Е.И., - «Коррекционная педагогика» - Москва 2008г.
- Дупайлин М.Л.,- «Комплексная диагностика отклоняющегося развития. Журнал Дефектология №2» ,2008г.