Особая роль в воспитании и обучении ребенка с интеллектуальными нарушениями принадлежит семье. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. оно направлено на современные тенденции в организации лечебно-педагогического процесса. Логопеду необходимо разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, "волшебного" разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий.
Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
В процессе обучения и реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью семья должна занимать центральное место. В тоже время анализ моей практики работы свидетельствует об обратном. Семья часто выступает в виде наблюдателя, а не участника образовательного процесса.
Одной из причин такого отношения, на мой взгляд, является неосведомленность родителей о структуре коррекционного процесса, основных направлений работы, низкий уровень педагогических знаний. Поэтому для включения членов семьи в эту работу необходимо разработать такой алгоритм действий, при котором родители будут представлены в качестве равноправных с педагогом участников коррекционного процесса.
Данная система включает в себя реализацию диагностического, коррекционно-педагогического мониторингового и консультационно-просветительского направлений деятельности учителя-логопеда специализированного ДОУ.
Поскольку нарушения речи у детей с ООП носят системный характер, то логопедическая коррекционно-образовательная работа затрагивает все компоненты речи.
Для определения стратегии коррекционной помощи детям дошкольного возраста необходимо проведение обследования дошкольников и диагностики их родителей. Диагностика позволяет выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-родительские отношения и внутрисемейный климат.
Для изучения детско-родительских отношений и внутрисемейного климата используются следующие методы:
- Методика установления родительских отношений (тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) Л. Я. Варга и В. В. Столина.)
- Метод анкетирования (письменный опрос) Приложение 1.
По результатам анкетирования составляется социальная характеристика данных семей: состав семьи, профессии; культурно-образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка; уровень психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков; готовность к повышению педагогической компетентности; стратегия и тактика воспитательных воздействий; степень согласованности требований к ребенку по поводу воспитания; организация совместных форм деятельности в семье; отношение семьи к дошкольному учреждению, которое посещает их ребенок: безразлично относятся к детскому учреждению, не озабочены воспитанием собственного ребенка, стараются переложить все воспитательные функции на детское учреждение; сотрудничестве со специалистами.
Определение и оценивание уровня родительской мотивации в плане сотрудничества с логопедом, готовность родителей к сотрудничеству осуществляется по следующим параметрам:
- адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития;
- готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;
-степень инициативы родителей в плане сотрудничества;
Система логопедической коррекционно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями разделяется на ряд этапов:
1. Организационный
2. Основной
3. Заключительный
Каждый из этапов рассматривает родителей как активных участников коррекционно - образовательного процесса.
Организационный этап содержит несколько периодов:
- Стартовая психолого-логопедическая диагностика детей
- Формирование позитивной установки детей на участие в занятиях
- Формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми.
Период стартовой психолого-логопедической диагностики детей включает в себя следующие действия логопеда по установке взаимоотношений с родителями:
- Знакомство родителей с основными этапами диагностики детей и предложение присутствовать на этой диагностике.
- Диагностика родителей
- Подготовка материала для диагностики.
- Родители, как участники процесса, со своей стороны:
- Создают позитивное отношение детей на контакт с логопедом при диагностике.
- Обеспечивают явку детей на логопедическую диагностику.
- По желанию осуществляют наблюдение за процедурой диагностики.
Основными формами взаимодействия логопеда с родителями в этот период являются родительские собрания, индивидуальные консультации, обсуждение результатов, полученных в ходе обследования.
Индивидуальное консультирование является основной формой взаимодействия в этот период, так как многие родители не осознают необходимости в обследовании, многие при произнесении слова: "Обследование" высказывают негативную реакцию.
Во втором периоде особое место занимает формирования позитивной установки детей на участие в занятиях логопеда. Алгоритм действий логопеда в данный период:
- Организовать экскурсию родителей и детей в логопедический кабинет для ознакомления с местом проведения дальнейших занятий.
- Знакомить родителей с методами и формами логопедической коррекции;
- Знакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета и теми вспомогательными средствами, которые можно использовать в коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи (зубная щетка для массажа языка, коктейльные трубочки для выработки правильного речевого дыхания и т.д.) как во время занятий у логопеда, так и для продолжения логопедической работы с ребенком дома.
Основные формы взаимодействия логопеда и родителей организованные во втором периоде - индивидуальные консультации, экскурсии.
Третий период организационного этапа - формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми.
Алгоритм действий логопеда включает в себя:
- предоставление полной информации родителям об уровне речевого развития их ребенка
- ориентирование родителей в видах и причинах речевых нарушений
- проектирование образовательного маршрута ребенка
- определение роли родителей в предстоящей коррекционно-логопедической работе
Основные формы взаимодействия логопеда и родителей организованные в этот период - тематические консультации, семинары, индивидуальные консультации, собеседование по выбранным индивидуальным образовательным маршрутам детей, информационные средства.
Таким образом, основными направлениями сотрудничества учителя-логопеда с родителями на первом этапе являются:
- Настрой детей на логопедическую коррекцию;
- Определение роли родителей в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи;
- Оценка результатов логопедического обследования;
- Совместное обсуждение индивидуального маршрута коррекции.
Именно на первом этапе логопед должен предпринять все, чтобы сделать семью партнером в своей работе, так как её участие в значительной степени определит эффективность коррекции.
Основное участие родителей проявляется на втором - основном этапе коррекционно-логопедической работы.
Основной этап включает в себя:
- Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
- Психолого-логопедический мониторинг.
- Согласование, уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-логопедического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.
Составная часть коррекционно-речевой работы с детьми на основном этапе - психолого-логопедический мониторинг и повторный мониторинг родителей, с целью:
- уточнения родительской осведомленности об успехах ребенка,
- отслеживания заинтересованности родителей в устранении фонетико-фонематических нарушений у детей.
Арсенал форм работы логопеда с близкими взрослыми ребенка на этом этапе существенно пополняется средствами практической организации методической помощи родителям:
- индивидуальные и групповые консультации,
- семинары, обучающие методам коррекционной работы в домашних условиях,
- практикумы, которые проходят для родителей в форме "Открытых занятий",
- организация совместной работы взрослых и детей,
- тренинги.
Обучение родителей педагогическим технологиям необходимо проводить непосредственно на занятиях с детьми, демонстрируя способы их применения, обеспечивая тем самым непрерывность педагогического процесса. Так, например, обучение навыкам элементарных форм фонематического анализа и синтеза осуществляется на совместных занятиях, где родители и дети предлагают друг другу игровые задания и ищут пути решения, используя разнообразные дидактические пособия: "Поющие лягушки", "Веселые звукарики", "Пирамида", "Слоговой поезд" и др. Проведение совместных занятий с участием ребенка и родителя является наиболее эффективной, эмоционально яркой, а потому и часто используемой формой работы. На занятиях основного этапа по постановке, автоматизации, дифференциации звуков предполагается включение в работу игр, изготовленных совместно родителями и детьми. Это оказывает положительный эффект на продуктивность занятия.
В ходе сотрудничества с родителями широко используются вспомогательные (наглядные) средства: специальные "логопедические уголки"; тематические выставки, представленные аннотациями к книгам, по закреплению правильного звукопроизношения, обучению элементам грамоты; папки-передвижки с заданиями для домашнего выполнения с родителями и т.п.
Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, то на основном этапе рассматриваются конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучения элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье.
Так, на теоретических и практических семинарах, посвященным развитию мелкой моторики рук, родителям рассказывается об оказании благотворного влияния упражнений на развитие речевой функции; проводится обучение "играм с пальчиками", приемам массажа: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию; комплексу пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.
Речевой материал, для проведения домашних заданий, предлагается родителям на тренингах, открытых занятиях, на совместных занятиях родителя и ребенка. Так, на занятиях по развитию физиологического дыхания, силе и направлению воздушной струи родители могут вносить элемент соревнования, тем самым стимулируя детей к правильному выполнению упражнений "Кто спрятался?", "На чьем деревце танцуют листочки?" и т.д.
Таким образом, второй этап в отличие от первого этапа, носящего информационно-ознакомительный характер, осуществляет включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, в решение его непосредственных задач по преодолению недоразвития фонетико-фонематических процессов, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
Эффективность взаимодействия с родителями определяется психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом, который проводит с ними
- дифференцированную (с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей),
- индивидуализированную работу, ориентированную на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка и пр.,
- помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи,
- превращению семьи в активного субъекта коррекционного процесса и осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.
Заключительный этап коррекционно-речевой работы предполагает качественную оценку результатов проведенного совместного логопедического воздействия, а у старших дошкольников дополнительно и определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы.
Обычно проведение итоговой психолого-логопедической диагностики и сравнение наличных достижений, в общем и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.
Вместе с тем, для логопеда и родителей заключительный этап означает не только оценку результативности работы с детьми, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников коррекционно-образовательного процесса.
Сравнительный анализ результатов начала, середины и конца учебного года в течении трех лет позволил сделать вывод, что
- Позитивная речевая динамика наблюдалась у тех детей, семьи которых приняли активное участие во взаимодействии с логопедом в ходе коррекционно-логопедической работы.
- Родители пересмотрели свои позиции в отношении участия в коррекционно-логопедическом процессе.
Таким образом, исходя из данных, которыми располагает логопед о семье ребенка, определяется алгоритм дальнейших действий поэтапного сотрудничества в коррекционно-логопедической работе, направленной на устранение речевых нарушений у детей с ООП.
Эта система работы может использоваться как в преодолении фонетико-фонематических нарушений, так и в коррекции нарушений всех компонентов речи. Помимо коррекционно-логопедической направленности, возможно, её применение и специалистами других областей образования.