Образовательно-воспитательные задачи:
- Сформировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, ее составе и строении, о тропосфере как части атмосферы, наиболее важной для жизни человека, о мерах по охране чистоты атмосферного воздуха
- Познакомить со способами и средствами изучения атмосферы.
Оборудование: атласы компьютер, проектор, приложение.
Ход урока
Воспроизведение опорных знаний:
Свойства воздуха и его состав.
Значение воздуха для жизни на Земле.
Охрана воздуха от загрязнения.
Элементы и явления погоды.
Чем можно подтвердить, что воздух, хоть и невидим, но существует?
Изучение нового.
Объяснение и рассказ учителя сочетается с показом слайдов презентации.
Слайд 1.
Атмосфера - это воздушная оболочка Земли.
Толщина атмосферы около 3000 км
В состав воздуха входят:
азот - 78%
кислород - 21%
остальные газы (углекислый газ, водяной пар, озон, гелий, водород и др.) - 1%
Слайд 2.
При рассмотрении границ оболочки следует подчеркнуть, что нижнюю границу трудно установить, потому что воздух проникает в горные породы земной коры, но особенно трудно определить её верхнюю границу, так как на большой высоте - до 3000 км воздух настолько разрежен, что обнаружены только его следы.
Слайд 3.
Наибольшее значение для человека имеет нижняя часть атмосферы - тропосфера.
Высота тропосферы варьируется от времени года и географической широты и достигает максимума на экваторе - примерно 15 км.
Здесь сосредоточено около 80% общей атмосферной массы.
С увеличением высоты на 1000м температура понижается приблизительно на 6 градусов.
Именно в этом слое происходят изменения погоды.
Слайд 4.
Стратосфера
Очень устойчивая область на высоте примерно 13-50 км.
В стратосфере почти нет водяного пара.
На высоте около 25 км озоновый слой поглощает большую часть ультрафиолета.
Температура воздуха увеличивается с высотой.
Слайд 5.
В верхних слоях атмосферы (мезосфере-до 80 км, термосфере -до 500 км и экзосфере -от 500 км и выше, между экзосферой и открытым космосом нет четкой границы) плотность воздуха очень мала. В экзосфере частицы газов рассеиваются в космическое пространство.
Температура здесь приблизительно 726 градусов Цельсия.
В верхних слоях атмосферы можно наблюдать захватывающее зрелище, известное, как северное сияние
Слайд 6.
Полярное или северное сияние.
Это явление возникает, когда электрические заряженные частицы, излучаемые солнцем, сталкиваются в ионосфере на высоте 80 -500 км с атомами и молекулами , отчего последние начинают излучать свет
Слайд 7-8.
Значение атмосферы.
Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам. Человек без воздуха может прожить несколько минут.
Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолета.
В воздухе сгорает большинство метеорных тел.
Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью
Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможной
Слайд 9.
Изучение атмосферы.
Изучение атмосферы осуществляет Всемирная метеорологическая организация, в которую входит и Россия.
Наблюдения ведутся с поверхности Земли, воздушных шаров, искусственных спутников Земли. В толщи атмосферы запускают радиозонды, метеорологические ракеты.
Наука, изучающая атмосферу называется метеорология.
Наука, составляющая прогноз погоды, называется синоптика.
Слайды 10 и последующие предлагают вопросы и задания на закрепление материала с использованием интерактивной доски "Interwrite"
Источники:
- http://www.geosite.com.ru/pageid-178-1.html
- AtmosphereLayers.svg
- http://www.vikipedia.ru
- Учебник географии для 6 класса "Начальный курс физической географии". Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова
- Методическое пособие по физической географии. Т.П. Герасимова, О.В. Крылова