Литературное чтение по теме "Сочини сказку"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить придумывать сказки про особенности животных;
  • учить работать с сюжетом сказки, выделять особенности сказки;
  • учить рассказывать сказку, сохраняя ее особенности;
  • развивать фантазию, творческое воображение;
  • воспитывать любовь к предмету, сопереживание, взаимоуважение.

Оборудование:

  • репродукции картин известных художников к русским народным сказкам;
  • выставка детских книг;
  • бумага для рисования, фломастеры;
  • карточки с планом работы над составлением сказки;
  • мяч.

Ход урока

Актуализация знаний.

Создание эмоциональной атмосферы.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Введение в тему урока.

Игра "Превращалки" (с использованием мяча)

Учитель называет различных животных, дети изображают способ их передвижения. Остальные дополняют характерные признаки.

Примеры животных для игры: заяц - ребенок показывает, как он прыгает - остальные называют признаки: серый, длинноухий, короткохвостый, трусливый...

Верблюд, осел, медведь, жираф, олень, лиса, еж, слон, лягушка, лев, обезьяна, мышь, волк, петух, корова...

Работа по теме. Беседа.

- Назовите произведения, героями которых были эти животные.

(Теремок, Колобок, Петушок и бобовое зернышко, Лиса и Журавль, Журавль и цапля, Зимовье зверей, Белые перышки...)

- Произведения какого жанра вы назвали?

(Сказки)

В стихотворении "В мире сказок" Ю. Энтин говорит:

В мире сказок
Грустных и смешных.
Нам нельзя без света,
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки
Побеждает Зло!

- Что отличает сказки о животных?

(Звери говорят и ведут себя , как люди; люди в животных должны узнавать себя...)

Вспомните известные поговорки и пословицы, в которые вошли образы животных и сюжеты из сказок.

(Волк в овечьей шкуре, волка ноги кормят, доброе слово и кошке приятно, лиса и во сне кур считает...)

Когда так говорят?

Преданный, как собака. (Когда восхищаются чьей-то верностью)

Хитер, как лиса. (По поводу изворотливости.)

Сказка про белого бычка. (О человеке, который не говорит ничего определенного и снова и снова возвращается к тому, с чего начал.)

Битый небитого везет.

Как вы смогли убедиться про животных создано очень много сказок. Звери в сказках различаются по характеру, но у них много общего: у всех 4 лапы, хвост, туловище, голова. Но у каждого зверя есть и свои отличия: у зайца уши длиннее, чем у остальных, у жирафа - шея длиннее и т.д.

Приведите свои примеры, чем одни животные отличаются от других?

(Медведь большой, а хвост у него совсем маленький; у слона длинный нос, у зебры шкура полосатая, а у ежика колючая...)

- Бывают такие сказки, в которых объясняется, почему одни животные отличаются от других, например, "Почему у бурундука полоски", "Откуда у кита такая глотка", "Откуда у носорога шкура", "Отчего у верблюда горб".

И оказывается, что в шкуру носорога попали крошки, слоненку нос вытянул крокодил, у бурундука полоски от лапы медведя.

Учитель пересказывает краткое содержание сказки "Откуда у кита такая глотка".

- Можете ли вы привести примеры сказок "с объяснениями"?

(Белые перышки, Почему у зайца губа рассечена, Как тюлень стал тюленем...)

Как вы думаете, какой ответ дается в них: научный или сказочный?

(Сказочный)

Рисование "Сказочные места".

Учащиеся класса делятся на три группы.

Животные могут обитать в разных местах: в лесу, в пустыне, в горах, под землей и в воде... В сказках животные тоже могут жить в таких же местах, но эти места должны стать необычными, сказочными. Нарисуйте, как вы себе представляете сказочный лес (луг, полянка), чтобы было понятно, что местность эта - необычная.

Рисунки, выполненные в группах оцениваются по критерию новизны, по умению отстроиться от привычного образа (при создании рисунков могут применяться приемы фантазирования).

Физминутка.

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку".)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох - выдох.)
И нисколько не устали! (Дети садятся на свои места.)

Творческая работа.

Вся проделанная ранее работа поможет нам составить сказку, отвечающую на вопрос "Почему?"

Каждая группа получает задание для сказки с объяснением какой-либо особенности животного и план работы над текстом сказки.

1 группа работает над составлением сказки "Почему ежи колючие?";

2 группа работает над составлением сказки "Отчего у оленя рога?";

3 группа - "Почему кроты слепые?"

План.

  1. Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?
  2. Как появилась эта особенность?
  3. Как изменилась жизнь, чем это стало лучше?
  4. Расскажи сказку себе шепотом. Отбрось все лишнее.

Рассказанные сказки оцениваются с точки зрения оригинальности и проработанности сюжета.

(Приложение 1, 2, 3 - сказки, составленные детьми и записанные учителем).

Литературная игра "А почему?"

Команды поочередно задают друг другу вопросы про животных.

Вопросы должны начинаться со слов: " А почему?" Например:

"А почему зайцы на мотоциклах не ездят?"

Нужно ответить быстро и оригинально (по возможности остроумно).

(Ездят на трамваях, не знают правил дорожного движения, бензин в лесу кончился...)

Подведение итогов.

- Почему проходят годы, меняются поколения, а сказка живет?

Закончить урок хотелось бы стихотворением К.И. Чуковского "Сказка".

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

Домашнее задание.

- Ответить на вопрос или сочинить сказку о своих приключениях: "В какое животное мне бы хотелось превращаться и почему?".

Приложение.