Цель: показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.
Оборудование: доска, музыкальный центр, портреты А.П.Бородина и В.М.Васнецова, репродукции картин: В.Васнецов "Три богатыря", А.Бубнов "Утро на Куликовом поле", И.Глазунов "Два князя", В.Васнецов "Богатырь", П.Корин "Александр Невский", В.Васнецов "Поединок Пересвета с Челубеем".
Ход урока
Перед классом висят репродукции картин на "богатырскую" тему.
"Богатырская" тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино. Это от того, что с давних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Вопрос: рассмотрев картины, скажите, какая музыка могла бы звучать здесь? -Ответы детей.
Слушаем фрагмент Второй симфонии А.П.Бородина.
В музыке Бородина мы слышим не только эпическое величие, всепобеждающую мощь и могущество, но и чарующую красоту, которые свидетельствуют о физической и духовной могучести, о высокой моральной силе русского человека.
Обращаемся к картине Виктора Михайловича Васнецова "Три богатыря".
Произведения разных видов искусства, а именно, картина Васнецова и музыка Бородина, появились независимо друг от друга. Хотя, и кажется, что "Богатырская симфония" А.Бородина навеяна картиной В.Васнецова, но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.Васнецова была закончена в 1900 году, а А.П.Бородин умер в 1887 году. Мы не случайно в своём восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.
Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина "звучала, как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня:". Однако, не только о далеком прошлом напоминает картина. Она о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться!
Ученый и композитор Борис Асафьев писал: "Часто, часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, я с каждым разом всё сильней понимаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны - жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси. Это произведение было современным не только сто с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой".
Звучит шведская народная песня "Три парня".
Вопросы и задания:
- Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня "Три парня"?
- Что выражает и изображает мелодия?
- Как надо развивать мелодию песни?
- Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.
- Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?
- Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?
Работа над шведской народной песней "Три парня".
Итог урока: Вторая симфония А.П.Бородина - одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А.П.Бородина полна контрастных и неуловимо похожих образов, то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера. Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А.П.Бородину виделось не только славное прошлое нашего народа, но и его ещё более славное будущее.