Введение
Актуальность исследования.
Современная образовательная ситуация характеризуется становлением гуманистического направления, предполагающего отличия от традиционных подходов в организации образовательного процесса, основанные на концепции личностно - центрированного взаимодействия.
В личностно - центрированном образовании считается необходимым стимулировать личный интерес обучающегося к тем проблемам, с которыми ему необходимо будет соотносить себя в окружающей среде. Личностно -центрированное образование является гуманитарной технологией открытого типа. Цель этой технологии - развитие личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.) и индивидуальности обучающихся. Эта цель предполагает развертывание всех компонентов образования в направлении развития личностно-смысловой сущности человека, его интересов, желаний, чувств, мотивов деятельности. Традиционное понимание образования как процесса овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни в парадигме личностно - центрированного образования переосмысливается и вытесняется более широким взглядом на образование как на процесс становления человека, обретения им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Следовательно, актуальна необходимость построения образовательной деятельности современного педагога на основе личностно - центрированного подхода.
В отечественной педагогической науке имеется широкий спектр исследований, посвященных раскрытию теоретико-методологических основ личностно - ориентированного образования, которые разработаны в трудах Н.И. Алексеева, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Э.Н, Гусинского, В,В. Серикова, В.Т. Фоменко, И.С, Якиманской и др. Они опирались на идеи педагогической и философской антропологии (О.Ф. Бальнова, H.A. Бердяева, Ф.Дельтея, В.Б. Зинченко, В.В. Зеньковского, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, К.Д. Ушинского, М. Шелера и др.), научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (Ш.А. Амонашвили, Э. Бернса, Я. Корчака, А. Маслоу, К.Роджерса, В.А. Сухомлинского, С. Френе и др.).
Тем не менее, учитывая, что личностное развитие понимается нами как интегральная характеристика личности, то ее показателями являются проявления субъектности, т.е. становление внутреннего мира и внутренних механизмов саморегуляции личности, ее деятельности и поведением. В связи с этим, педагогическая наука находится в поиске путей взаимодействия педагога и обучающегося в личностно-центрированном аспекте.
1.1. Центральная гипотеза личностно-центрированного подхода
Центральную гипотезу личностно-центрированного подхода можно сформулировать так: любой индивидуум располагает широкими возможностями для понимания себя, изменения Я-концепции, а также для самоуправляемого поведения; он может воспользоваться этими возможностями лишь при условии обеспечения определенного психологического климата. Три условия создают этот способствующий росту климат. Первым является искренность, подлинность или конгруэнтность. В качестве описательной характеристики этого условия используется термин "прозрачный". На организменном, "инстинктивном" уровне существует тесное соответствие, или конгруэнтность, между тем, что сознается в текущий момент, и тем, что выражается. Вторым (по важности в создании климата для изменения) является принятие, интерес или поощрение - безусловно положительное отношение. Третьим помогающим аспектом отношений служит эмпатическое понимание. Когда человека сочувственно и с пониманием выслушивают, у него появляется возможность прислушаться к потоку внутренних переживаний и точнее понять их. Эти тенденции, означают, что человек становится более эффективным агентом собственных изменений и роста. Тем самым обеспечивается большая свобода для раскрытия внутренней полноты человеческой личности. Данные многочисленных исследований поддерживают представление о том, что при наличии этих помогающих условий действительно происходят изменения личности и поведения. Личностно-центрированный подход опирается на базисное доверие к организму. Данные из различных дисциплин позволяют высказать даже более широкое утверждение: в любом организме, на любом уровне существует поток движения в направлении конструктивной реализации его врожденного потенциала.
Эта тенденция к актуализации в определенных условиях может подвергаться нарушениям или искажениям, однако ее нельзя уничтожить, не уничтожив при этом сам организм. Каждый человек обладает направляющей тенденцией к целостности, к актуализации собственного потенциала. Иногда эту тенденцию роста описывают т. о., как если бы она включала в себя развитие всех потенциальных возможностей организма.
О необходимости серьезных изменений российского образования, особенно на первых двух ступенях: общего и начального профессионального образования, говорят следующие данные (данные Российской конференции "Педагогика - Развитие" г. Красноярск, весна 2008 г.):
- Несмотря на относительно высокий образовательный уровень (высшее образование имеют 78% преподавателей), "среднестатистический преподаватель", как сформулировано в выводах одного из последних исследований, "читает немного, в театр почти не ходит, едва сводит концы с концами, работу свою любит, но в ее результативности не очень заинтересован"
- Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад общественной палаты Российской Федерации. Москва 2007 г.
- В России двойной негативный отбор в профессию: сначала в ВУЗ (низкий рейтинг), затем в школу, ПУ, СПТУ, колледж (низкая зарплата).
- Ученики едва ли смогут получить желаемые знания и компетентность, если их учителя сами этого просто не имеют.
- Учителя едва ли смогут получить желаемые знания и компетентность, если их учителя сами этого просто не имеют.
1.2. Профессиональное самообразование педагога и личностно-центрированное обучение учащегося
Огромную роль в личностно-центрированном обучении играет профессиональное самообразование педагога: курсовая подготовка; активное участие в семинарах, конференциях; самообразование за счет изучения профессиональной учебно-методической литературы; расширение кругозора. Основной девиз: ты должен быть интересным собеседником (Рис.1. Приложение 1). Ключевым моментом личностно-центрированного обучения являются инновационные технологии.
Через различные источники познакомимся с рядом трактовок понятия "педагогическая технология". У Г.В. Селевко представлено несколько трактовок педагогической технологии известных авторов педагогической науки. Например, В.М. Монахов под педагогической технологией понимает продуманную "во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя", а В.П. Беспалько под педагогической технологией понимает содержательную технику реализации учебного процесса.
"Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" - такую трактовку предлагает ЮНЕСКО.
Мы остановимся на толковании понятия Г.К. Селевко: "Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений различных авторов, источников".
В рамках модернизации Российского Образования серьезно начинает обсуждаться вопрос компетентностного подхода в обучении. Находясь внутри самой системы образования очень трудно увидеть отличительные черты умений и компетентностей. Определенные умения могут стать компетентностями только при условии, что они могут быть востребованы за пределами учебного кабинета.
Т.М. Ковалева в сборнике материалов 9-ой научно - практической конференции (Красноярск, апрель 2002 г.) "Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление" пишет "Знания, умения, навыки - это единицы культуры, несущие в себе приоритетные культурные ценности. В отличие от них, компетентности - это единицы, прежде всего рыночной, социально - ориентированной экономики".
Таким образом, возникает идея открытого заказа, как школьного, так и начального профессионального образования. В современных условиях профессиональные училища активно могут включиться в формирование одной из ключевых компетентностей - информационной, не только за счет активного использования компьютерной - информационной техники, но и за счет применения инновационных технологий. К одной из таких информационных технологий относится "Технология критического мышления".
Структура урока в технологии критического мышления
I. Вызов
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу(верные и неверные утверждения), мотивация для дальнейшей работы(составление "Кластера"). Индивидуальная работа 1-2 мин. Работа в группе 3 мин. Обсуждение и составление "Кластера" на доске 5-7 мин.
II. Осмысление (изучение нового материала)
Работа с текстом. Используя активный метод чтения 5 мин. (см. Приложение 1)
Заполнение таблицы - 10 мин.
Работа с "Кластером" - 5 мин.
III. Рефлексия. Осмысление, подведение итогов.
Итог:
1. Домашнее задание (Нерешенные вопросы по изученной теме)
2. Оценка самых активных учащихся
3. Оценочный лист - учащиеся в группах оценивают своих товарищей.
При системности такой работы у учащихся формируются универсальные умения (компетентности) такие как - видеть и вычленять проблемы,
- уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию,
- выделять основной смысл текста, а в дальнейшем события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями,
- понимать и интерпретировать тексты,
- схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные идеи, рассуждения, а в дальнейшем систематизировать и классифицировать эту информацию,
- строить индивидуальную и коллективную деятельности,
- осуществлять рефлексию своей деятельности и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности,
- строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог.
В результате можно заметить, что работа над формированием одной ключевой компетентности (информационной) ведет к формированию других ключевых компетентностей (коммуникативной, исследовательской и т.д.)
Очень важно, чтобы над формированием компетентностей работали группы педагогов. Остается на сегодняшний день проблема - сформирована ли у учащегося эта компетентность или нет, т.к. на мой взгляд, только при достаточно свободном ориентировании выпускника на рынке труда можно сказать, что и училище, и семья, и социум сработали результативно.
Тестовые технологии
Педагогический тест - это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности испытуемых. Тесты применяются для объективизации итогового контроля результатов обучения. Для активизации же текущей учебной деятельности применяются не тесты, а совокупности заданий в тестовой форме, которые в отличие от тестовых заданий, тест не образуют.
В учебном процессе применяются совокупности заданий в тестовой форме, отвечающие, в отличие от данного выше определения теста, требованиям содержания, формы, логики и технологии.
Сейчас к заданиям в тестовой форме предъявляется следующий набор требований:
- краткость;
- технологичности
- правильность формы;
- корректность содержания
- логическая форма высказывания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Логическое преимущество задания в тестовой форме заключается в возможности его превращения, после ответа учащегося, в форму истинного или ложного высказывания. Технологическое преимущество заданий тестовой формы проявляется в их соответствии требованиям автоматизации рутинных компонентов обучения и контроля знаний. Семантическое преимущество заданий заключается в лучшем понимании их смысла и значения. Это связано, во-первых, со словесным составом задания в тестовой форме: смысл тестового утверждения улавливается всегда лучше, чем смысл вопроса.
В учебном процессе задания в тестовой форме подбираются чаще не обязательно по принципу возрастающей трудности, а по тематическому или иному принципу. Например, в технологи модульного обучения такие задания проверяют знание укрупнённых и элементарных учебных единиц, изучавшихся в каждом модуле.
В учебном процессе задания в тестовой форме применяются в больших количествах. В анатомии - это знание названий всех костей и мышц, фармакологии - названия всех лекарств, применяемых в лечении всех изучаемых болезней. В химии с помощью компьютера и заданий в тестовой форме проверяется знание всех изучаемых элементов и соединений и т.д. В общем, применение заданий в тестовой форме характеризуется возможностью организовать тотальный контроль усвоения знаний, в самом лучшем смысле слова "тотальный".
Ни один другой метод такой удивительной возможности не предоставляет. И это одна из самых привлекательных сторон образовательной технологии, основанной на применении заданий в тестовой форме. Самым узким местом оказалось незнание возможностей тестовых форм, без которых нельзя сейчас ни объективно проверить знания, ни создать современную контрольно-обучающую программу, ни наладить другие современные формы организации учебного процесса. В идеальном случае учебная программа, каждый её модуль сопровождается заданиями в тестовой форме, системами задний в тестовой форме и тестами.
Задания в тестовой форме стали применяться не только для разработки тестовых заданий и тестов, но и применяться в текущем учебном процессе для эффективной организации самостоятельной работы. Тем самым, возникла новая ситуация, меняющая представления о тестовых формах как о средстве, применяемых исключительно для контроля уровня подготовленности по результатам обучения. Соединение заданий в тестовой форме с уже известными новыми образовательными технологиями породило ещё одну образовательную технологию, основанную на теории педагогических измерений. Этому способствовало выделение заданий в тестовой форме в качестве отдельного понятия.
Вопрос социального партнёрства в сфере образования
Одна из ряда проблем сегодняшнего образования состоит в сложности понимания результативности образования. Даже педагоги на сегодня не могут дать четкого ответа на вопрос, что есть результативность образования. Отсутствие же ответа на данный вопрос влечет за собой ряд сложностей, например, с определением нормы оплаты труда педагогов, так как имеющаяся сейчас система оплаты образования не имеет привязки к качеству образования, а, следовательно, сегодня можно говорить об отсутствии механизмов стимулирования повышения качества образования.
Второй проблемой, вытекающей из разрешения проблемы результативности, - получение образования как доступного, так и качественного. И здесь важно понять, возможно, ли сохранить и то, и другое, либо необходимо делать выбор. С одной стороны все имеют возможность получать образование (это право им конституционно дается), но при этом все ли имеют возможность получать именно качественное образование?
Вопрос в том, как сделать доступным именно качественное образование?
Следующая проблема связана с пониманием образования как механизма экономического развития региона. На сегодняшний день никто не заинтересован вкладывать деньги в образование. Важной задачей становится в связи с этим вхождение в социальные показатели развития региона.
Для того чтобы решать обозначенные проблемы, необходимо привлекать к управлению образовательным учреждением общественные институты.
И в этом может помочь выстраивание партнерских отношений с гражданскими институтами.
Для начала вспомним, что такое "партнёрство". Традиционно считается, что партнёрство - это такое действие, в котором всем сторонам, участвующим в общем деле (сделка или проект) есть какая-то реальная обоюдная выгода. Партнёрство - это отношения, при которых у двух или нескольких субъектов (необязательно из одной сферы), кроме выгоды каждого, есть ещё и совместные планы, совместные цели, совместные задачи. Другими словами у них есть совместное будущее. Будущее, которое нравится обеим сторонам. Именно о таком партнёрстве и пойдёт речь.
В мире за последние десятилетия сформировалась устойчивая тенденция сотрудничества между институтами гражданского общества различных стран. Целью сотрудничества является выработка эффективных ответов на вызовы времени в различных сферах: безопасность, защита прав человека, экономическое и социальное развитие, преодоление бедности, защита окружающей среды, образование, наука, культура, оказание экстренной гуманитарной и технической помощи, миротворчество и т.д. Происходит выработка совместных программ и платформ действий.
Содействие со стороны государства в реализации гражданской активности, в лице негосударственных некоммерческих организаций, создаёт основу для формирования в России базы для социального партнерства между государством, коммерческим и некоммерческим секторами экономики, а также между государством и образованием.
Любой социальной структуре, желающей иметь партнёров из других сфер, нужно научиться быть интересными для потенциальных партнёров.
И как же такими стать? Во-первых: перестать "попрошайничать". Очень сложно считать партнёром того, кто постоянно просит о помощи или пытается получить что-нибудь бесплатно. Это называется "давить на жалость".
Во-вторых: нужно начинать предлагать.
Нужно понимать, что у разных структур ресурсы очень разные. Поэтому, с одной стороны, важно понимать, какие ресурсы есть у вас, с другой стороны, это означает, что партнёрами могут быть, не только бизнес-структуры, но СМИ, образовательные учреждения, МЧС, УВД, администрация и т. д.
Гражданский заказ нельзя воспринимать как заказ в ресторане, который следует исполнять в таком виде, в котором он был сделан. По поводу заказа на образование необходимо договариваться с работодателем, родителями, и предмет диалога - результативность образования.
Но здесь есть ряд проблем. Дело в том, что сейчас можно зафиксировать разрыв между родительскими бытовыми представлениями о результативности образования и представлениями педагогов, занимающихся построением инновационного образования. Причиной этому является то, что представление об образовании вообще и о его результативности в частности складывалось у родителей в советские времена, и результативность, которая культивировалась в то время, не может сегодня обеспечить успешность учащегося.
В свете этого, важным вопросом является укоренение в обществе моделей инновационного образования: его результативности, способов работы, образовательных программ, системы оплаты труда, экспертизы, аттестации. После того, как эти представления будут приняты обществом, они смогут вернуться в образование в качестве гражданского заказа.
Для развития необходимых в современном обществе качеств выпускника необходимо особым образом организовывать образовательное пространство, делать его более открытым внешнему миру, давать возможность выбирать.
Важно, чтобы подростки понимали отношения, которые складываются во внешнем мире и научались выстраивать такого рода отношения. Ученики должны уметь меняться в соответствии с изменениями, которые происходят в мире.
Рассматривая вопросы "Комплексного развития программы модернизации профессионального образования" обратим внимание на один из разворотов продвижения профессионального образования:
Понимание гражданского заказа, как способа перехода от понимания миссии профессионального образования в социальной защите населения, к фактору социально-экономического развития. Речь идет о переходе в организацию, которая сможет участвовать в конкурсном распределении финансов на реализацию образовательной программы.
Наряду с тематикой национального проекта в образовании можно обозначить, что помимо рассмотрения профессионального образования как фактора экономического развития региона, его можно рассматривать и как механизм развития молодежной политики. Дело в том, что на сегодняшний день наблюдаются существенные проблемы с эффективностью молодежной политики в стране. И развитие через профессиональное образование молодежной политики может являться серьезным инвестиционным фактором, основанием для существенного увеличения финансирования.
Преимущество профессионального образования в том, что оно может предложить вполне обозримое будущее. Для того, чтобы система профессионального образования на самом деле давала возможность студентам по окончании образовательной программы получать работу с достойной заработной платой, необходимо совместно с социальными партнёрами выстроить ориентиры для развития этой системы.
Появление образовательных программ, строящихся по новым нормам, предусматривает самореализацию человека, который будет осваивать эти программы, что в свою очередь будет способствовать развитию человека, и как следствие развитие региона.
Рассмотрим решение проблемы социального партнёрства.
С 2006 года была проведена большая работа по укреплению устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров с целью удовлетворения:
образовательных потребностей обучающихся в соответствии с их жизненными ценностями, развитие личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.) и индивидуальности обучающихся;
потребностей предприятий и других организаций в росте кадрового потенциала;
потребностей общества в обеспечении занятости и развитии рынка труда в расширенном воспроизводстве совокупного личного и интеллектуального потенциала;
потребностей училища в развитии и повышении конкурентоспособности;
эффективной реализации эксперимента " Ступенчатое образование".
Был определен круг партнеров на локальном, муниципальном уровнях, с которыми выстраиваются партнерские отношения (Приложение 2).