Цели урока:
- Расширить знания учащихся об экологии
- Познакомить детей с красной книгой и животными, которые в неё внесены;
- Учить бережно, относиться к животным;
- Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
Оборудование:
- Фотографии, рисунки редких животных;
- Выставка книг по изучаемой теме;
- Кроссворд (плакат);
- Схемы «Правила поведения в природе».
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
II. Повторение пройденного материала.
- На какие группы можно разделить всех животных?
- Какие группы животных откладывают яйца? (насекомые, пресмыкающиеся, птицы).
- Кто мечут икру? (рыбы, земноводные).
Дети выполняют задания в тетрадях:
- «проверим себя» – с.29 №1, 2;
- «Тетрадь для проверочных работ» – с.6, № 20;
III. Сообщение темы и целей урока.
Подходит к концу раздел «Эта удивительная природа». Вы о многом узнали, повторили что-то из ранее изученного материала.Сегодня мы с вами снова подходим к разговору об охране природы.Отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных».
IV. Введение в тему – лекция учителя.
Как прекрасен этот мир! Посмотрите на фотографии и рисунки животных: ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы ни одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
Начиная с 16500 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все они вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению).
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
– Для чего нужна Красная книга?
Красная книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
– Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а н жёлтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.
– Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?
(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения. Например, бобр и соболь.
V. Животные красной книги.
Отгадайте загадку, и вы узнаете, какие животные занесены в красную книгу:
- Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
- Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (Верблюд)
- Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому что он……….. (Жираф)
- Хозяин лесной, просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не строит птица в них,
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро кто же я? (Олень)
- Раз- полоска, два- полоска,
Рыжий зверь идет в матроске,
Три, четыре, пять и шесть…
Хочет всех поймать и съесть! (Тигр)
- Изящна, красива, умна, сильна и ловка,
Легендами издавна окружена,
Глаза изумрудами ярко горят,
К ним так подходит черный наряд. (Пантера)
Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.
– Как вы думаете, для чего? (Употребляем их в пищу, используем шкуру и мех)
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. а для животных леса, реки, озера – это дом.
Давайте послушаем сообщения животных, которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно. В конце урока вас ждёт интересная самостоятельная работа.
Заранее подготовленные ученики рассказывают о лебеде, тигре, белом медведе, фламинго, журавле, выхухоле.
VI. Экологические правила
– Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных:
Жалоба 1.
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли мой им нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
– Кто это? (Это сова)
Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2.
«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Помни, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
– Давайте вспомним экологические правила.
Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами:
- Не разоряй птичьи гнёзда.
- Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, н прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающего птенца и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
- Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не разоряй гнёзда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого – широкое неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнёзд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжёлое положение шмелей разорение их гнёзд ради мёда, который невкусен, или просто ради забавы.
- Не разоряй муравейники.
- Береги лягушек, жаб и их головастиков.
VII. Закрепление.
Дети читают экологические правила в учебник на стр. 115.
Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.
Вот, например, цепочка «лягушка → цапля». Оберегая лягушек, вы сохраняете жизнь цапле, которая ими питается.
Также надо беречь среду обитания животных: лес, водоемы, луга и т.д.
VIII. Итог урока.
– Вспомните, о каких животных мы говорили и разгадайте кроссворд:
- Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс. голов. (Соболь)
- Владыка Арктики. (Белый медведь)
- В двух-трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)
- Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)
- Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
- Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)
– Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)
– Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва…
IX. Домашнее задание
Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» (Стр. 112–115)