Охрана животных

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Расширить знания учащихся об экологии
  • Познакомить детей с красной книгой и животными, которые в неё внесены;
  • Учить бережно, относиться к животным;
  • Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

Оборудование:

  1. Фотографии, рисунки редких животных;
  2. Выставка книг по изучаемой теме;
  3. Кроссворд (плакат);
  4. Схемы «Правила поведения в природе».

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

II. Повторение пройденного материала.

  • На какие группы можно разделить всех животных?
  • Какие группы животных откладывают яйца? (насекомые, пресмыкающиеся, птицы).
  • Кто мечут икру? (рыбы, земноводные).

Дети выполняют задания в тетрадях:

  • «проверим себя» – с.29 №1, 2;
  • «Тетрадь для проверочных работ» – с.6, № 20;

III.  Сообщение темы и целей урока.

Подходит к концу раздел «Эта удивительная природа». Вы о многом узнали, повторили что-то из ранее изученного материала.Сегодня мы с вами снова подходим к разговору об охране природы.Отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных».

IV. Введение в тему – лекция учителя.

Как прекрасен этот мир! Посмотрите на фотографии и рисунки животных: ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы ни одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Начиная с 16500 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все они вымерли по вине человека. К началу XX  века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в  небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению).

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.

– Для чего нужна Красная книга?

Красная книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

– Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а н жёлтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.

– Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?

(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о  чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения. Например, бобр и соболь.

V. Животные красной книги.

Отгадайте загадку, и вы узнаете, какие животные занесены в красную книгу:

  • Рыжая плутовка,
    Хитрая да ловкая,
    В сарай попала,
    Кур пересчитала. (Лиса)
рис.1
  • Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (Верблюд)
рис.2
  • Он ходит голову задрав,
    Не потому, что гордый нрав,
    Не потому, что важный граф,
    А потому что он……….. (Жираф
рис.3
  • Хозяин лесной, просыпается весной
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)
рис.4
  • Боится зверь ветвей моих,
    Гнезд не строит птица в них,
    В ветвях краса и мощь моя,
    Скажите быстро кто же я? (Олень)
рис.5
  • Раз- полоска, два- полоска,
    Рыжий зверь идет в матроске,
    Три, четыре, пять и шесть…
    Хочет всех поймать и съесть! (Тигр)
рис.6
  • Изящна, красива, умна, сильна и ловка,
    Легендами издавна окружена,
    Глаза изумрудами ярко горят,
    К ним так подходит черный наряд. (Пантера)
рис.7

Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

Как вы думаете, для чего? (Употребляем их в пищу, используем шкуру и мех)

Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. а для животных леса, реки, озера – это дом.

Давайте послушаем сообщения  животных, которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно. В конце урока вас ждёт интересная самостоятельная работа.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о лебеде, тигре, белом медведе, фламинго, журавле, выхухоле.

VI. Экологические правила

– Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных:

Жалоба 1.

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли мой им  нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

– Кто это? (Это сова)

Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2.

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Помни, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

– Давайте вспомним экологические правила.

Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами:

  1. Не разоряй птичьи гнёзда.
  2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, н прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.
  3. Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающего птенца и беспомощных детёнышей зверей.
  4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
  6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  8. Не разоряй гнёзда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого – широкое неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнёзд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжёлое положение шмелей разорение их гнёзд ради мёда, который невкусен, или просто  ради забавы.
  9.  Не разоряй муравейники.
  10. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

VII. Закрепление.

Дети читают экологические правила в учебник на стр. 115.

Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.

Вот, например, цепочка «лягушка → цапля». Оберегая лягушек, вы сохраняете жизнь цапле, которая ими питается.

Также надо беречь среду обитания животных: лес, водоемы, луга и т.д. 

VIII. Итог урока.

– Вспомните, о каких животных мы говорили и разгадайте кроссворд: 

кроссворд
  1. Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс. голов. (Соболь)
  2. Владыка Арктики. (Белый медведь)
  3. В двух-трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)
  4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)
  5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
  6. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)

 – Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)

– Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва…

IX. Домашнее задание

Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» (Стр. 112–115)