Чтобы научить решать задачи,
надо их решать.
Д.Пойа
После введения цикличности в школьном курсе физики, возникла серьезная проблема: на изучение механики отводился один год, в данный момент одна четверть. В первые два года приходилось тратить на этот раздел все первое полугодие, что приводило к проблемам с изучением материала в конце учебного года.
В итоге решение проблемы было найдено в следующем виде:
- единый подход к решению всех физических задач;
- алгоритмы на типовые задачи.
Решение любой физической задачи может быть разбито на четыре этапа:
- На основе анализа физического процесса составляется система уравнений.
- Математическое решение системы уравнений. (Предварительно решить вопрос о совместности уравнений).
- Анализ полученных результатов с точки зрения физики процесса.
- Вычисления и оценка реальности результатов.
С другой стороны все задачи можно разделить на задачи двух типов:
- Тренировочные задачи. Условие такой задачи содержит все необходимые величины и четко сформулированный вопрос. Проблема решения такой задачи – проблема выполнения определенного алгоритма действий.
- Задачи, требующие анализа, результатом которого является разбиение условия на конечное число подзадач 1 типа. Уровень сложности такой задачи определяется соотношением между объемами аналитической и алгоритмической части.
Особое положение занимают «эвристические» задачи, решение которых не может быть сведено к выполнению конечного числа алгоритмов.
В данном материале мы будем рассматривать базовые алгоритмы раздела «Механика».
Решение тренировочных задач темы «Равноускоренное движение»
В идеале задачи этой темы должны решаться на основе только двух формул:
- закона движения
- определения ускорения
- и вспомогательной формулы Sx = x - x0
которая используется, если скорость тела в интересующий нас промежуток времени не изменяла своего направления. Решение задачи начинаться с задания начальных условий (Н.У.) движения (r, v, a при t = 0) и с выбора системы отсчета (если она не задана в условии задачи).
Но это в идеале. За один, два урока при данном подходе с проблемой не справиться, тем более что задача отягощается математическими проблемами при выводе формул и заданием Н.У.
Решим проблему с начальными условиями:
Пример 1. Мячик бросили вертикально вверх с высоты h0 = 6 м со скоростью v0 = 20 м/с. Определите, через сколько секунд мячик окажется на высоте h = 1 м.
Опустим начало решения и запишем закон движения в проекции на ось Oy:
Зачеркиванием введем Н.У. и при необходимости К.У.
в итоге получаем частный случай закона движения для нашей задачи:
Разрешить проблему времени позволяет алгоритм, в основе которого лежат шесть формул:
Формула №1 используется в редких случаях, если в условии задачи задается положение тела.
Формулу № 6 необходимо пробовать в первую очередь если выполняется условие . Для случая v0 = 0 это очевидное следствие формулы №3. Для случая v = 0 требует вывода.
- Краткая запись условия.
- Рисунок
- Анализ краткой записи условия.
- Математическое решение.
- Анализ полученного результата.
- Вычисления.
- Ответ.
При краткой записи условия необходимо обратить особое внимание на скрытые условия, т.е. величины заданные вербально. На первых этапах достаточно при чтении условия делать остановки в трудных местах условия.
Рисунок необходим для определения знака ускорения через выбор системы координат и проекцию. Проще на этом этапе рисунок заменить комментарием: «разгон», «торможение» или «равноускоренное движение», «равнозамедленное движение». Но во многих методических источниках не рекомендуется использовать термин «равнозамедленное движение» т.к. он сужает границы применения термина «равноускоренное движение» и приводит к невозможности единого описания некоторых видов движения, например движения под действием силы тяжести. При дальнейшей работе возникают следующие проблемы: учащиеся делят движение под действием силы тяжести на два участка и не воспринимают его как единое целое, описываемое с точки зрения математики одним уравнением, т.е. данный подход не удается обобщить и тему приходится изучать с «нуля».
Анализ краткой записи условия проще объяснить на примере.
Пример 2. На пути 45 метров скорость тела изменилась от 10 м/с до 40 м/с. Определите ускорение тела.
Дано: S = 45 v = 10 м/с v0 = 40 м/с |
В условии не упоминается время, следовательно необходимо применить формулу |
а = ? |
Математическое решение. Не первоначальном этапе изучения физики много времени приходится уделять математической обработки результатов. В основном возникают следующие проблемы:
- Работа с тригонометрическими функциями.
- В основном мы используем два тригонометрических равенства: cos2α + sin2α = 1 и sin2α = 2 sinα cosα
- Основные тригонометрические функции:
- Работа с уравнениями.
Мы обычно ругаем математиков за недостаточную подготовку, но некоторые действия, допустимые при решении задач по физике, недопустимы в общей математической практике. Например, с уравнениями можно производить те же действия, что и с числами: сложение, вычитание, умножение и деление. Операция деления ограничена условием – делитель не может быть нулевым, но с точки зрения физического смысла мы уверены, что функция не может быть нулевой или нули функции нам не нужны.
Пример 3.
быстрее, чем выразить и подставить.
Те же проблемы возникают и при решении квадратных уравнений. Часто до квадратного уравнения можно не доводить, теряя, отрицательные корни, не имеющие физического смысла. Т.е. с учетом физического смысла можно сильно сузить ОДЗ и упростить решение.
Пример 4. Определите внутреннее сопротивление источника тока, если при сопротивлении R1 во внешней цепи выделяется такая же мощность, как и при сопротивлении R2.
т.к. P1 = P2, следовательно
Анализ полученного результата включает в себя:
- проверку размерности как проверку правильности полученной формулы;
- анализ зависимости искомой величины от данных особенно при их критических значениях;
- оценку реальности результата.
Вычисления значительно упрощаются при освоении инженерного калькулятора:
- набора чисел в форме x × 10n;
- вычисления прямых и обратных тригонометрических функций;
- вычисления на калькуляторе без дополнительных записей в тетради.
В профильном классе в обязательном порядке проводится зачет, основным вопросом которого является доказательство формул №1–№6.
Алгоритм решения задач на применение законов Ньютона
Алгоритм II.
- Краткая запись условия;
- первичный рисунок;
- Как движется тело? – рисуем скорость и ускорение;
- С какими телами взаимодействует? – рисуем силы;
- Если в условии задачи рассматривается вес тела:
Опора – «по 3 з. Ньютона Р = N»
Подвес – «по 3 з. Ньютона P = T»
Невесомость – «по 3 з. Ньютона P = 0 = T или Р = 0 = N»
- Есть ли ускорение?
Да – «по 2 з. Ньютона »
Нет – «по 1 з. Ньютона »
- Сколько на рисунке сил?
- Запись векторная 1 или 2 з. Ньютона (расширенная).
- Выбор СО (системы отсчета).
- Если есть силы не параллельные осям – рисунок их проекций
- Запись законов Ньютона в проекции на оси СК
F ↑↑ оси – знак не меняем
F ↑↓ оси – знак меняем
F оси – не пишем (проекция равна нулю)
Или смотри рисунок.
- При необходимости применение закона Гука, закона всемирного тяготения, частных формул для сил….
- Если в условии есть скорость путь время, применяем формулы кинематики.
- математическое решение.
- анализ полученного результата.
- вычисления.
- ответ.
Первичный рисунок – на этом этапе часто на рисунке изображаются детали, отсутствующие в условии задачи.
Пример 5. В первых задачах на применение второго закона Ньютона в условии часто написано «На тело массой mдействует сила F». Учащиеся рисуют опору и силу тяжести, хотя в условии их нет и происхождение силы не оговаривается.
Неверно |
Верно |
На рисунке желательно придать силе произвольное направление, что подчеркнет свободное условие задачи и даст повод обсудить связь между силой, ускорением и скоростью с точки зрения причинно – следственной связи.
Пример 6. Тело под действием силы F поднимается вверх с ускорением а.
Не верно |
Верно |
(очень распространенная ошибка).
Данные примеры подчеркивают необходимость выполнения рисунка в строгом соответствии с условием задачи и отступления не допустимы.
Рисунок должен занимать не менее трети тетрадного листа.
Сила – это величина, характеризующая взаимодействие тел. Здесь возможны следующие нюансы:
- Взаимодействие может осуществляется без непосредственного контакта (на первоначальном этапе только взаимодействие с Землей – сила тяжести). По сути это действие на тело гравитационного поля. На профильном уровне имеет смысл ввести понятие поля вместе с понятием силы, рассмотрев теории близкодействия и дальнодействия. Тогда вопрос, «С какими телами взаимодействует тело?» можно сразу разбить на два:
- С какими телами взаимодействует тело?
- В каких полях находится тело?
В 10 классе возможно рассмотреть гравитационное и электромагнитное поле и подчеркнуть, что взаимодействие при непосредственном контакте на макроуровне это на микроуровне так же действие поля на микрообъект (в случае сил упругости и сил трения – взаимодействия электромагнитного поля одной молекулы с другой молекулой как системой зарядов).
- Взаимодействие при непосредственном контакте тел.
Есть контакт – есть взаимодействие – есть сила.
Итоги
Описанные алгоритмы, при их активном использовании на уроках позволяют существенно сократить время на приобретения учащимися навыка решения задач. Алгоритмы универсальны и могут применяться в любой теме, что позволяет провести единую линию решения задач по всему школьному курсу физики. Позволяет один раз, затратив учебное время на обучение решению задач, в дальнейшем вводить только новые законы и закономерности подчеркивая единые способы и методы их применения в задачах.
В основе выше приведенного материала лежат следующие общеизвестные технологии:
- Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
- Проблемное обучение.
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)