Цели урока:
- формирование экологического сознания;
- обучение анализу идеи произведения по вопросам учителя;
- развитие речи, внимания к литературному слову.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
2. Подготовка к анализу идеи произведения.
Звучит музыка, полумрак, на экране репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща».
1 ученик: Россия! Край тысяч серебряных родников и белых берёз… Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда всё, что есть лучшего в нас? Может от веры, которая укрепила в нас любовь к отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берёз?
2 ученик: …Русь моя, люблю твои берёзы,
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз! – писал поэт Николай Рубцов.
Учитель: Под сенью берёз создавали свои музыкальные произведения русские композиторы И.Глинка, П.Чайковский, Г.Свиридов. Лирической душевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников И. Шишкина, А. Саврасова. Перед вами на экране репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща». Берёзка всегда вдохновляла русских писателей и поэтов.
3 ученик: Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме, средь жёлтой нивы,
Чету белеющих берёз…
– Это написал Михаил Юрьевич Лермонтов.
4 ученик: А эти строки написал наш земляк Ф.И.Тютчев:
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны берёзы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Учитель: Много замечательных строк написано о белоствольной красавице. На прошлом уроке мы познакомились ещё с одним произведением Г.Скребицкого, рассказом «Передышка», выяснили значение непонятных слов и выражений.
ЦЕЛЬ: А сегодня мы постараемся понять, какую роль в жизни русского человека играет белоствольная берёзка.
3. Анализ прочитанного рассказа.
Учитель: Откроем рассказ. В 1части найдите описание берёзы (учащиеся зачитывают отрывок).
– Обратите внимание на слова – «старым деревом». Что нам они подсказывают? (Как они связаны с отношением людей к дереву?)
– Какими красками рисует автор берёзу?
(Учитель вывешивает на доску карточку: ЗЕЛЁНАЯ)
– Почему местные жители прозвали берёзу «Передышкой»? Перечитаем это место. Постарайтесь при чтении передать отношение людей к берёзе.
– Почему слово Передышка написано с большой буквы?
– Как чувствовали себя люди возле дерева?
(Учитель вывешивает карточки: СВЕЖО, ПРОХЛАДНО, ЛИСТЬЯ ШУМЯТ)
– А как выглядела берёза весной? Подберите слово, характеризующее берёзу.
(Учитель вывешивает: НАРЯДНАЯ)
– А как автор описывает берёзу осенью? Какие цвета использует для описания?
(Учитель вывешивает: ЖЁЛТАЯ, ЗОЛОТАЯ)
– Давайте перечитаем слова- описание берёзки, которое у нас получилось.
– Какие чувства испытывали люди при взгляде на это дерево?
(Учитель вывешивает: РАДОСТЬ, КРАСОТА, ВОСТОРГ, ЛЮБОВЬ)
– И ВДРУГ…(ПАУЗА)
– Что произошло? (Учащиеся своими словами кратко описывают случившееся).
– Найдите описание берёзки после происшествия. Какой цвет здесь преобладает?
(Учитель вывешивает: ЧЁРНЫЙ)
–Найдите слово, которое помогает увидеть всю страшную картину случившегося.
(Учитель вывешивает: ПООБДИРАЛИ)
– Найдите во 2 части описание берёзы зимой. Какая стояла она?
(Учитель вывешивает: ОБЛЕДЕНЕЛАЯ)
– Дочитайте отрывок от слов « Но вот и зима прошла…» до конца 2 части. Подчеркните карандашом слова, которыми автор теперь описывает берёзу.
(Учитель вывешивает: ГОЛАЯ, ПОТЕМНЕВШАЯ, ОБЛОМАЛИ, ЗАСОХЛА, СВАЛИЛИ)
– Прочитаем описание берёзки, которое получилось.
– Какие чувства вызывает эта картина?
– С какой целью автор использует этот литературный приём? Как он называется? (сравнение)
– Найдите в 3 части слова лесника. С какой интонацией их нужно прочитать? (обида, горечь)
– Как вы понимаете слова «хватило совести»?
– Поделитесь своими мыслями, что вы думаете о поступке детей?
– Как они исправляли свою ошибку?
– Можно ли сказать, что ошибка исправлена?
– Что горько напоминает об этом?
4. Обобщение.
– Кто же может ответить на вопрос: «Какое значение имеет белоствольная красавица для русского человека? Для нас с вами?».
– Природа-хранительница красоты. И если человек заботливо оберегает природу, то и природа благодарит его свой красотой. Мы увидели красоту берёзы на полотне И.Левитана, мы увидели прекрасные картины, которые нарисовали в своих стихотворениях и рассказах поэты и писатели. Мы не держали в руках кисти и краски, но мы «видели». Посмотрите, как велико значение слова. Мы не только можем их понимать, но и «видеть».
– Ребята! А какую помощь можете оказать вы и ваши родители для сохранения красоты родной природы? (В школе прошла акция «Посади дерево»)
– Послушайте прекрасные слова нашего современника Виктора Астафьева: «…Бродил я по приморскому парку…и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки. Глазам своим не поверил… От них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени листьев было так хорошо, покойно взгляду. Чем же пахнут берёзы?... Берёзы пахнут Родиной!»
ПАУЗА
– Наступит время, когда вы, повзрослевшие, находясь вдалеке от родного дома, вспомните эти берёзки, посаженные вашими руками и руками ваших родителей, услышите шелест листьев. Это будет приятным воспоминанием о вашей малой Родине.
5. Подведение итогов.
– Наш урок закончен. Спасибо за ваши ответы.
И в оставшееся время напишем мини-сочинение на тему «Люблю берёзку русскую». (Если времени не осталось, то сочинение учащиеся пишут дома).
6. Домашнее задание.
– Нарисуйте свою берёзку. Подберите строки к рисунку из стихотворений или прозы.