Оборудование:
- герб России,
- государственный флаг России,
- грамзапись гимна РФ,
- грамзаписи русских народных песен, песни о Москве, песни о Родине,
- плакат с пословицами о Родине, плакат с государственной символикой РФ,
- набор государственных флагов и гербов,
- карта России на доске.
Ход урока
Звучит песня о Москве.
- Сегодня на уроке чтения мы поговорим о самом важном и дорогом для каждого человека о его Родине.
- Что такое Родина? Слова родина, род, родители, родной- имеют один корень. Все они очень важны для каждого из нас.
- Как называется страна, в которой вы живете?
Россия...
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа —
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.
— Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Прочитайте и скажите, как вы их понимаете
— Одна у человека мать, одна у него и Родина.
— Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей
—Послушайте стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задает -Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды —
Звезды мира над Кремлем.
— Назовите столицу нашего государства. (Москва.)
Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ — основным документом государства, где записаны все законы определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции — является государственным праздником. У нас — это выходной день.
У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг и гимн.
— Вы учащиеся 4 класса, поэтому уже должны знать государственные символы Родины. Предлагаю вам выполнить задания:
Из множества гербов выделите Российский герб;
Из множества флагов выделите Российский флаг.
— Каково значение цветов российского флага? (Ответы детей.) Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду; красный — огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и в декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более ЗОО лет.
-Вы правильно выбрали герб — государственный символ нашего государства.
Герб — это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Рассмотрите герб нашего государства и послушайте о его символике.
Фон герба — красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита — золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. Правой лапой сжимает орел скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава— золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины символизируют единство нашего государства и независимость ее от других государств На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь толчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.
— Подумайте и ответьте на вопрос. Для чего стране нужны такие государственные символы, как герб и флаг?
У каждого государства есть свой государственный гимн.
- Послушайте, что такое гимн.
Гимн торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей -гимн звучит.
Работа с учебником.
- Вы видите два гимна: древнегреческий и гимн современный.
- Прочитайте гимны .
- Обратите внимание на слова “ священная” и “держава” .Найдите однокоренные слова в древнегреческом гимне.
- Есть ли еще сходство между гимнами?
- Чему посвящены первые две строчки?
- Сравните выделенные слова и выражения в обоих гимнах.
- О чем свидетельствует сходство?
Если древний гимн- гимн Природе , то современный гимн- это гимн -………?
Это гимн — обращение к Отечеству, направленный на прославление Отечества.
Какой характер носят слова, которыми пользуется Сергей Михалков? (Сравни: страна = держава; сильная =могучая; Родина = Отчизна; будущие = грядущие) Какие знаки препинания преобладают в тексте гимна? Почему?
— Какие чувства предполагает вызвать в нас поэт? Тебе приходилось испытывать подобные чувства? В каких случаях исполняется Государственный гимн России?
Михалков пользуется словами, которые мы называем возвышенными, в каждом из них есть оттенок торжественности, их почти невозможно употреблять в обыденной речи. В тексте российского гимна четыре раза использован знак тире и семь раз — восклицательный знак. Частое обращение к тире вызвано необходимостью создать впечатление распахнутости, пространственности, простора, шири, величия: после тире обязательно в речи предполагается пауза, а на письме — некое незаполненное пространство. Преобладание восклицательных знаков свидетельствует о желании создать особую возвышенную интонацию, придать тексту повышенную эмоциональность. Поэт хочет вызвать в нас чувство восхищения своим Отечеством, чувство гордости за него и за себя (поскольку мы также являемся его частью).
- В каких случаях исполняется Государственный гимн России?
Выразительное чтение гимна России.
- А сейчас вы услышите исполнение гимна в музыкальном сопровождении.
Слушание фонограммы гимна (1 куплет и припев)
- Чтобы уважать Родину, надо знать ее.
- А что вы знаете о России?
- В какой области России вы живете? В каком округе?
- Что вы знаете о своем округе, районе, поселке?
А сейчас послушайте стих-ие “Здравствуй, Родина моя”
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет
Выхожу из дома я -
Здравствуй, улица моя!Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я -
Здравствуй, Родина моя!
- Вот вы знаете символы нашего государства. А какое дерево является также символом России?
(Чтение стихов о березе)
- У вас на столе лежат листочки, которые вы должны превратить в маленький флаг России. А я посмотрю, все ли запомнили порядок расположения цветов на флаге.
Раскрашивание Российского флага.
- Ребята, когда солдаты в армии принимают присягу - клянутся в верности Родине , клянутся защищать ее от врага, то всегда говорят два слова .Какие? (Служу России.)
Все мы служим России. Каждый по-своему. Кто-то у станка, кто-то лечит, учит,…Вы, ребята, тоже выполняете важное дело - вы получаете знания, которые вам пригодятся в будущем делать все возможное для процветания своей страны, своей России.
- И закончить урок я хочу стих-ем Евгения Синицына.
Берегите Россию -
Нет России другой
Берегите ее тишину
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой!
Итог урока.