Гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • герб России,
  • государственный флаг России,
  • грамзапись гимна РФ,
  • грамзаписи русских народных песен, песни о Москве, песни о Родине,
  • плакат с пословицами о Родине, плакат с государственной символикой РФ,
  • набор государственных флагов и гербов,
  • карта России на доске.

Ход урока

Звучит песня о Москве.

- Сегодня на уроке чтения мы поговорим о самом важном и дорогом для каждого человека о его Родине.

- Что такое Родина? Слова родина, род, родители, родной- имеют один корень. Все они очень важны для каждого из нас.

- Как называется страна, в которой вы живете?

Россия...

Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа —
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.

— Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Прочитайте и скажите, как вы их понимаете

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

— Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей

—Послушайте стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задает -Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды —
Звезды мира над Кремлем.

— Назовите столицу нашего государства. (Москва.)

Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ — основным документом государства, где записаны все законы определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции — является государственным праздником. У нас — это выходной день.

У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг и гимн.

— Вы учащиеся 4 класса, поэтому уже должны знать государственные символы Родины. Предлагаю вам выполнить задания:

Из множества гербов выделите Российский герб;

Из множества флагов выделите Российский флаг.

Каково значение цветов российского флага? (Ответы детей.) Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду; красный — огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и в декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более ЗОО лет.

-Вы правильно выбрали герб — государственный символ нашего государства.

Герб — это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Рассмотрите герб нашего государства и послушайте о его символике.

Фон герба — красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита — золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. Правой лапой сжимает орел скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава— золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины символизируют единство нашего государства и независимость ее от других государств На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь толчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.

— Подумайте и ответьте на вопрос. Для чего стране нужны такие государственные символы, как герб и флаг?

У каждого государства есть свой государственный гимн.

- Послушайте, что такое гимн.

Гимн торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей -гимн звучит.

Работа с учебником.

- Вы видите два гимна: древнегреческий и гимн современный.

- Прочитайте гимны .

- Обратите внимание на слова “ священная” и “держава” .Найдите однокоренные слова в древнегреческом гимне.

- Есть ли еще сходство между гимнами?

- Чему посвящены первые две строчки?

- Сравните выделенные слова и выражения в обоих гимнах.

- О чем свидетельствует сходство?

Если древний гимн- гимн Природе , то современный гимн- это гимн -………?

Это гимн — обращение к Отечеству, направленный на прославление Отечества.

Какой характер носят слова, которыми пользуется Сергей Михалков? (Сравни: страна = держава; сильная =могучая; Родина = Отчизна; будущие = грядущие) Какие знаки препинания преобладают в тексте гимна? Почему?

— Какие чувства предполагает вызвать в нас поэт? Тебе приходилось испытывать подобные чувства? В каких случаях исполняется Государственный гимн России?

Михалков пользуется словами, которые мы называем возвышенными, в каждом из них есть оттенок торжественности, их почти невозможно употреблять в обыденной речи. В тексте российского гимна четыре раза использован знак тире и семь раз — восклицательный знак. Частое обращение к тире вызвано необходимостью создать впечатление распахнутости, пространственности, простора, шири, величия: после тире обязательно в речи предполагается пауза, а на письме — некое незаполненное пространство. Преобладание восклицательных знаков свидетельствует о желании создать особую возвышенную интонацию, придать тексту повышенную эмоциональность. Поэт хочет вызвать в нас чувство восхищения своим Отечеством, чувство гордости за него и за себя (поскольку мы также являемся его частью).

- В каких случаях исполняется Государственный гимн России?

Выразительное чтение гимна России.

- А сейчас вы услышите исполнение гимна в музыкальном сопровождении.

Слушание фонограммы гимна (1 куплет и припев)

- Чтобы уважать Родину, надо знать ее.

- А что вы знаете о России?

- В какой области России вы живете? В каком округе?

- Что вы знаете о своем округе, районе, поселке?

А сейчас послушайте стих-ие “Здравствуй, Родина моя”

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет
Выхожу из дома я -
Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я -
Здравствуй, Родина моя!

- Вот вы знаете символы нашего государства. А какое дерево является также символом России?

(Чтение стихов о березе)

- У вас на столе лежат листочки, которые вы должны превратить в маленький флаг России. А я посмотрю, все ли запомнили порядок расположения цветов на флаге.

Раскрашивание Российского флага.

- Ребята, когда солдаты в армии принимают присягу - клянутся в верности Родине , клянутся защищать ее от врага, то всегда говорят два слова .Какие? (Служу России.)

Все мы служим России. Каждый по-своему. Кто-то у станка, кто-то лечит, учит,…Вы, ребята, тоже выполняете важное дело - вы получаете знания, которые вам пригодятся в будущем делать все возможное для процветания своей страны, своей России.

- И закончить урок я хочу стих-ем Евгения Синицына.

Берегите Россию -
Нет России другой
Берегите ее тишину
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой!

Итог урока.