В начале XXI века общество претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения. Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке русского языка и литературы он не просто учится грамотно писать по-русски, получает определённую сумму знаний, что немаловажно для современного человека, но и учится излагать свои мысли, говорить публично. Познает действительность и приобщается к национальной культуре русского народа, то есть он учится жить в обществе. Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея связать двух слов, для него закрыты десятки профессий. Тот, кто косноязычен, плохо говорит, может проститься со специальностями, требующими работы с людьми.
Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
В течение нескольких лет я разрабатываю методическую проблему: Формирование исследовательской компетентности учащихся как фактора эффективной самореализации выпускников школы.
Цель моей работы - создание системы управления процессом развития исследовательской компетентности учащихся школы через рациональное сочетание традиционных и инновационных форм и методов обучения, направленных на развитие исследовательских умений учащихся и создание ситуации успеха.
В своей работе я выделяю следующие основные направления организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся.
- Проектно-исследовательская деятельность по методической проблеме.
- Работа в проблемной группе кафедры предметов гуманитарного цикла над темой: Разработка тестов и дидактических материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.
- Участие в работе городских мастер-классов, конкурсах.
- Урочная деятельность.
- Внеклассная работа с учащимися в школьном научном обществе.
- Создание музейно-образовательной среды в школе через работу кружка “Краевед-исследователь”.
Мною выработаны системные подходы, реализованные в приоритетных направлениях. Приоритетными направлениями в своей работе считаю следующие:
- Развитие исследовательских навыков учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
- Использование современных педагогических технологий.
- Диагностику учебного процесса.
- Рефлексию.
Цели и задачи работы:
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;
- развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);
- формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков;
- интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);
- обогащение духовной культуры;
- развитие творческих задатков личности.
Я остановлюсь на основных элементах созданной мной системы управления процессом развития исследовательской компетентности учащихся.
Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.
Использование инновационной технологии интерактивного обучения позволяет учащимся овладеть методами исследовательского и поискового характера. На интерактивных уроках ставлю цель: создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, организую и развиваю диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организую индивидуальную, парную и групповую работу, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, практикую работу с документами и различными источниками информации, использую творческие работы.
Интегрированные уроки литературы и истории позволяют продолжить формирование исследовательских навыков учащихся. История раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса, литература позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве, помогает ученику выражать своё мироощущение в слове. Осуществляется диалог культур, который позволяет сохранить традиции и преемственность поколений, обеспечивает достижение главной образовательной цели – воспитание творческой, нравственной личности через обучение и развитие.
Система интеграции состоит из трёх этапов освоения текста:
- анализ образцов;
- конструирование текста;
- моделирование фрагментов культуры.
Основные этапы работы с текстом:
- Представление.
- Образ.
- Поступок.
- Диалог.
Задачи, которые при этом решают учитель и ученики:
- драматизация текста;
- осознание поступка;
- проведение диалога.
При решении задач использую различные приёмы: инсценирование текста; выделение ключевых слов, характеризующих героя; определение и запись актуальной ценности; высказывание суждений по поводу этой ценности; формулировка проблемы; формирование суждений, которые являются ответами на вопрос проблемы.
Результатом такой работы является создание целостного образа героя, учащиеся выделяют судьбоносные поступки, определяют ценности, выражают своё отношение к этим ценностям.
Интегрированный урок истории и литературы “Историческая основа повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”” в 7 классе. Работая над образом главного героя при изучении повести Н.В. Гоголя, учащиеся выделяют ключевые слова, позволяющие понять его характер и заполняют таблицу.
поступки героя | качества характера | моя нравственная оценка |
не любил роскошь; боролся против притеснения; выступал в защиту православной веры; создан для бранной тревоги. |
простота нрава; свободолюбие; защитник православия, Отчизны; храбрый, решительный, отважный. |
Давая нравственную оценку герою, делают вывод: все качества, которыми наделяет его автор, присущи и товарищам Тараса Бульбы. Он типичный герой того бранного времени. Целью его жизни была защита Отчизны.
В начале урока был поставлен вопрос: “Почему так важно знать и любить своё прошлое?” В конце урока семиклассники отвечают на него: “Одним из показателей человеческой духовности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни”.
В организации классной и внеклассной работы по предмету активно использую метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности, нацеленный на формирование исследовательских и активизацию творческих возможностей личности.
Считаю, что проектный метод обучения эффективно обеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве, так как позволяет интегрировать знания в различных научных областях, а также помогает построить процесс взаимодействия между учеником и учителем на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития, способствует формированию исследовательской компетентности учащихся. Опыт работы по применению метода проектов я представляла на областной научно-практической конференции “Методология и практика формирования гражданской культуры учащихся”.
Формированию исследовательских способностей учащихся способствует проблемное обучение. Это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.
На уроке по повести К. Воробьёва тема урока формулируется как проблемный вопрос: “У истоков народной войны или дегероизация подвига народа?” Цель урока: знакомство с “новой прозой” о войне; обучение исследовательскому методу работы.
Учащимся предлагается две точки зрения:
Г.А. Бровман | В.П. Астафьев |
Повесть “паническая,
идейно-порочная…” “Автор злоупотребляет натурализмом, дегероизирует подвиг советского народа в Великой Отечественной войне”. |
“Повесть не прочтёшь просто так, на сон грядущий, потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного, чтобы никогда-никогда не повторилось то, что произошло с курсантами под Москвой”. |
Цель урока: решить проблему – кто же из двух критиков ближе к истине. Что собой представляет повесть: дегероизацию ратного подвига народа или фиксацию начала народной войны. Учащиеся работают со словарями, эпиграфом, анализируют ключевые для понимания авторской позиции эпизоды.
Решая проблемный вопрос урока, приходим к выводу: повесть К. Воробьёва – мучительный опыт преодоления неудач, даже унижения первых дней войны. Она вселяет надежду: сила возмездия всем разрушителям Руси всегда равна мере преступления и обид её. Слова В.П. Астафьева справедливы. Повесть находит отклик в душе каждого.
Одним из уроков в системе проблемного обучения стал урок по литературному краеведению “Личность землепроходца Ерофея Павловича Хабарова в документальной и художественной литературе”.
Организуя творческую деятельность учащихся на уроке, использовала исследовательский метод. Выполнение поставленных проблемных заданий позволило учащимся пройти все этапы процесса исследования:
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка учебных проблем);
- выдвижение гипотез;
- построение плана исследования, обсуждение методов исследования;
- осуществление плана (выяснение связей изучаемого явления с другими), обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты творческих отчетов, просмотров и др.);
- формулирование решения, объяснения;
- проверка решения, оформление результатов, их презентация;
Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос: каким предстаёт на страницах исторического очерка А. Алексеева “Одиссея Ерофея Хабарова” и художественного произведения Д. Романенко “Ерофей Хабаров” землепроходец Ерофей Павлович Хабаров?
В ходе урока я использовала распространенную форму эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути к решению проблемы. Моя роль состояла в направлении поиска, последовательной постановке вопросов, а ученики самостоятельно искали решение возникающих на каждом этапе подпроблем. Сущность данного метода заключается в том, что учащиеся знакомятся не только с решением проблем и их использованием, но и с логикой самого процесса решения. В отличие от информационного, проблемное изложение не только предусматривает восприятие, осознание и запоминание учеником излагаемого материала, но и обеспечивает то, что ученик следит за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролирует ее убедительность.
Сочетание всех трех методов проблемного обучения на уроке приводит к постепенному возрастанию самостоятельности учащихся.
В результате исследовательской работы с ключевыми эпизодами учащиеся определили основные черты характера землепроходца Ерофея Павловича Хабарова:
- Стремление к свободе и справедливости.
- Прирождённые качества народного вожака.
- Братское отношение к малым народам, населявшим осваиваемые земли.
- Защита интересов России.
- Дальновидность и прозорливость, желание служить Отечеству.
На уроке были представлены самостоятельные работы - проект альбома “Образы сподвижников Е. П. Хабарова в романе Д. Романенко”, проект словаря литературного произведения, исследование группы этнографов и группы историков. Эти работы характеризуются самым высоким уровнем проблемного обучения – творческой активностью. Для их выполнения потребовалось воображение, логический анализ и догадка. Проекты были выполнены на основе материалов, рекомендованных педагогом, но учащиеся сами определили проблемы, наметили пути их решения с последующей самостоятельной реализацией.
Обучение детей технике построения мысли, стилистике речи, постановке проблемы, изучению теории, овладению методикой исследования, сбору материала, анализу и выводам по решению проблемы – труд нелёгкий. О таком труде сказал поэт:
Я в гору медленно ползу,
Ступени вверх прорубаю,
Я гору железом, железом
Долбаю, долбаю, долбаю.
Усилья, усилья, усилья…
Спина – будто натертая солью.
А вдруг это крылья –
Крылья прорезываются с болью?
Участие в исследовательских конференциях различного уровня - это конечный результат огромной умственной работы учеников и учителя. В последнее время в ученической среде заметно прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности.
С 2005 года с группой краеведов-этнографов принимала участие в многодневных походах. Цель этой работы: помочь лучше узнать родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои творческие способности. Результатом исследований стали работы: “Изучение некоторых особенностей диалектной фразеологии жителей села Новоандреевка Белогорского района Амурской области”, “Изучение летней обрядности русского народа как компонента духовной культуры”, “Прозвища в сельской среде, их меткость”, “Тема Родины в творчестве П.С. Комарова”, “Быт крестьянства с. Поповки Мазановского района Амурской области первой половины 20 века”.
Занятия научно-исследовательской
деятельностью – это хорошая стартовая площадка
для тех учащихся, которые планируют в будущем
продолжить свое образование в высших учебных
заведениях. Моя задача как преподавателя –
организатора исследовательской работы - выявить
одаренных учащихся и спланировать совместную
работу таким образом, чтобы ребята смогли
проявить себя в том или ином направлении
деятельности.
Совместно с психологом школы в этом году мною
проведено анкетирование учащихся с целью
выявления уровня мотивации к изучению русского
языка и литературы. Выявлено, что по сравнению с
данными прошлого года у учащихся наметился рост
мотивации к изучению русского языка и
литературы, на 12% увеличился показатель III –
средний уровень мотивации, по показателю IV –
сниженный уровень мотивации – изменения с 24% до
12%. Среди ведущих мотивов указывались интерес к
изучению предмета, важность предмета для
продолжения образования, личность учителя и
высокие достижения самих учащихся в изучении
этих предметов.