Цель: развитие творческих способностей четвероклассников через формирование умения работать с бисером.
Задачи:
- Отрабатывать и формировать умения и навыки работы с бисером, учить красиво выполнять плетение, правильно подбирать цвета.
- Развивать эстетический вкус, аккуратность при выполнении работ, терпеливость и трудолюбие.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любви к окружающему миру и ее красоте, гордости за свой труд.
Материал: бисер, проволока, ножницы, схемы.
Наглядные пособия: презентация «Бабочки», музыкальная аудиозапись Ф.Куперен «Бабочки», схемы выполнения работы, готовый образец работы.
Ход работы
I. Организационный момент. Эмоциональное вхождение в урок.
– Закройте глаза, послушайте музыкальное произведение Ф.Куперен.
– Попробуйте догадаться, кто или что вдохновило композитора написать это произведение?
– Вы узнаете название этого произведения, если отгадаете загадку.
Показ презентации под музыку «Бабочки». (Слайды № 1-8)
– Многообразен мир насекомых – самый многочисленный по количеству видов класс животного мира. В нём не менее миллиона видов. Особое место в нём занимают бабочки, их более 140 видов. Крылья бабочек покрыты чешуйками, в которых находятся красящие вещества. В Древнем Риме верили в то, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.
II. Активизация опорных знаний.
Учитель: На предыдущих занятиях мы с вами говорили об истории бисера. Кто из вас помнит, когда впервые бисер появился в России?
Дети:
– Уже в IX веке в Киеве были маленькие стекольные мастерские, а в XII веке появились цветные стеклянные бусы. В ХVII веке были построены первые стекольные заводы, где работали немецкие, венецианские и русские мастера.
– Большое внимание стеклоделию уделял Петр I, однако никаких свидетельств об изготовлении бисера нет. Он доставлял бисер из-за границы.
– Какой учёный внёс свой вклад в развитие бисероделания в России?
– Михаил Васильевич Ломоносов. Он изучил свойства стекла и открыл завод, который выпускал бисер, стеклярус и стекло для мозаик. (Слайд № 9)
Учитель: Вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были «золотым веком» бисера в России. Умельцы изготовляли из бисера: церковные украшения, кошельки, чехлы для шкатулок, чернильниц, бисером вышивали платья и даже целые картины. (Слайд № 10)
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы продолжим работу с бисером и завершим композицию «Бабочка на цветке». Но сначала давайте вспомним правила работы на уроке (Слайд №11)
Правила работы на уроке:
- Улыбнись себе и другим.
- Научись любить.
- Не заносись.
- Радуйся любому успеху – своему и товарищей.
- Береги своё здоровье!
- Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда помогут!
IV. Самостоятельная работа.
Продолжение бисероплетения. Работа по схеме «Бабочка» в группах (схемы у каждого ученика на парте).
V. Проведение физминутки. (Слайд №12)
– Ребята, поскольку работа с бисером требует зрительного и мышечного напряжения, отдых своему организму надо давать чаще. Проведём физминутку.
1. Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У цветка остановилась,
Над ромашкой покружилась.
2. Упражнения для глаз:
– Быстро поморгайте глазами – 5 секунд.
– Сильно зажмурьте и откройте глаза – 6-8 раз.
– Нарисуйте воображаемый круг глазами влево, вправо.
– Нарисуйте глазами «восьмёрку».
VI. Завершение работы учащихся.
VII. Рефлексия.
– Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём его итог.
(Слайд №13)
- Мне больше всего удалось…
- От урока я получил…
- Я могу похвалить себя за …
- Я могу похвалить одноклассников за …
- Я хочу сказать спасибо учителю за …
- На уроке я чувствовал …, приобрёл …
- Для меня было открытием …
- Этот урок был нужен для того, чтобы …
- Мы не напрасно провели эти минуты вместе, потому что …