Использование диагностических методик учителем-дефектологом в подготовительной коррекционной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


К работе прилагается презентация.

Готовность ребенка к обучению в школе включает в себя несколько компонентов:

  • личностную готовность –достаточный уровень развития мотивационной, коммуникативной, регулятивной сферы.
  • интеллектуальную готовность – достаточный запас знаний, усвоенный в системе,  достаточный уровень развития психических процессов, позволяющий применять и использовать полученные знания.
  • речевую готовность сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматической  правильности и монологической речи.
  • эмоционально-волевую готовностьумение ставить цель, планировать деятельность, принимать решение, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.
  • готовность руки к письму – сформированность графомоторных навыков.
  • физическую готовность положительное состояние здоровья, достаточное физическое развитие.

В структуре готовности к школьному обучению детей с недостатками интеллектуального развития приоритетным направлением в диагностической работе педагога-дефектолога является изучение и выявление уровня интеллектуальной готовности. Основное содержание дефектологической диагностики включает изучение познавательной сферы ребенка (его достижений, потенциальных возможностей) и позволяет судить о сформированности необходимых для успешного обучения психофизических функций: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, ориентировки в пространстве, слухомоторной координации, развития мелкой моторики рук.

Поэтому в качестве  диагностических задач можно выделить следующие:

  • выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
  • выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
  • определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;
  • дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития;
  • определение параметров школьной зрелости и выбор оптимальной формы школьного обучения.

Методологические приемы, используемые в диагностике:

  • сравнение (как сравнение наблюдаемого учебного процесса с желаемым среднестатистическим стандартом)
  • анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии)
  • прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации)
  • оценка
  • контроль

Педагогическая диагностика по своим целям, задачам и области применения весьма самостоятельна, но свои методы и диагностические методики заимствовала из практической психологии:

  • обзорно-аналитический
  • математико-статистический
  • скрининговый
  • наблюдение (внешнее (наблюдение со стороны), свободное, включенное)
  • беседа
  • тестирование
  • эксперимент
  • опрос

Для обследования я рекомендую примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей ребенка.

Для исследования внимания:

  1. Методика «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера).
  2. Методика Векслера (таблицы,  на которых изображены предметы  с  недостающими деталями).
  3. Методика «Счёт по Крепелину» (для исследования работоспособности).
  4. Таблицы Шульте (для исследования темповых характеристик деятельности и особенности внимания, выявления инертности психических процессов)

Для исследования восприятия:

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
  2. «Почтовый ящик».
  3. Доски Сегена разных вариантов сложности, вкладыши.
  4. Кубики Кооса.
  5. Методика А.Н. Бернштейна (набор предметных картинок, разрезанных на  4-8 (и более) частей).
  6. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине».

Для исследования мышления:

  1. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.
  2. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
  3. Методика «Выделение существенных признаков».
  4. Методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
  5. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

Для исследования памяти:

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты запоминания цифр, геометрических фигур, предметных изображений и т.д.)
  2. Методика А.Н. Леонтьева (картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов).
  3. Текст для воспроизведения.         

Соотношение развития мышления и речи.

Методика «Сюжетные картинки»

Эту методику использую для выявления особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.

Исследование мотивационной готовности.

(Диагностическая беседа)

Содержание беседы:

  1. Ты хочешь учиться?
  2. Почему (хочешь, не хочешь)?
  3. Где ты хочешь учиться?
  4. Когда ты пойдешь в школу?
  5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.
  6. Кто тебя будет учить?
  7. Чему тебя научит учительница?
  8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?
  9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?
  10. Кому ты будешь помогать в школе?
  11. Ты любишь, когда тебя хвалят?
  12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?
  13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?
  14. Как ты хочешь учиться?
  15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.

Исследование работоспособности.

(Модификация методики Озерецкова)

Методика используется для исследования утомляемости, врабатываемости, концентрации внимания.

Процедура проведения

Оборудование: две таблицы с тест-объектами: геометрические фигуры (знаки), секундомер.

Инструкция: «Вычеркивай одной чертой сверху вниз кружочки в каждой строке. Работай быстро и внимательно, старайся не пропускать. Сделаешь одну строку, переходи ко второй и так далее. Пока не выполнишь все задание».

Готовность руки к письму.

Для выявления готовности руки к письму использую следующие задания:

  • «Кто спрятался у лисы?»  (инструкция: обведи по точкам, не отрывая карандаш)
  • «Доберись до цели»
  • «Волшебный карандаш»

Зрительно-моторная координация. Можно использовать гештальт-тест Л.Бендера, или попросить ребенка скопировать короткую фразу, написанную не по русски письменными буквами (оценка в этом случае в соответствии с тестом школьной зрелости Керна-Йирасека).

Диагностика детей с недостатками интеллектуального развития сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому следует обращать внимание на ряд таких моментов:

  1. Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком,  необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире.
  2. В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.
  3. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.
  4. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
  5. Обратить внимание на общую эмоциональную реакцию, на реакцию похвалы или неодобрения.

В течение учебного года проводится диагностическое обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь). Обследование проводится в течение 2-х недель.

Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в "Диагностическую карту", в которой разработана система определения уровня развития ребенка.

Выделяется три уровня по следующей значимости:

  • 1 уровень – высокий
  • 2 уровень – средний
  • 3 уровень – низкий

С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий, выстраиваются индивидуальные планы обучения.

Второй этап (две недели января).

Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии. Результаты обобщаются и заносятся в "Протокол диагностического обследования".

Третий этап (две последние недели апреля).

Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка на выпуск в школу.

Используемые мною методики помогают выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. И на основании полученных результатов составить индивидуальные программы, планы развития и обучения, соответствующие особым образовательным потребностям ребенка. А также сделать сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, что позволяет установить степень обучаемости, обученности  и готовности к школьному обучению.