Исследовательская работа "Домовая роспись семейских Забайкалья"

Разделы: Начальная школа


Сибирская домовая роспись - одно из интереснейших явлений в русской крестьянской живописи.

Сибирские мастера, основываясь на общерусских традициях, создавали росписи со своеобразным стилем с использованием мотивов окружающего его реального мира.

История декоративно-прикладного искусства семейских Забайкалья уходит своими корнями в допетровскую Русь.

Основные центры сибирской росписи сосредоточены на Алтае и в Забайкалье, где проживали большие группы польских старообрядцев, переселенных в Сибирь из западных губерний России в 18 веке.

В Сибири старообрядцы долгое время сохраняли черты бытового уклада и русской художественной культуры 17-18 веков

Забайкальская домовая роспись тесно связана с бытом и культурой семейских, с необычной любовью к яркости, которая проявлялась во всем: в украшении жилья, предметов быта и яркими живописными нарядами женщин.

Изучение сибирских росписей началось только тогда, когда многие образцы старой росписи погибли безвозвратно, и трудно было предположить, где впервые она возникла.

Более ранними были польские росписи на Алтае и возможно мода на домовые росписи в Забайкалье была занесена пришлыми мастерами и получила здесь наибольшее развитие. Домовую роспись можно разделить на наружную и внутреннюю роспись интерьера. Придавая большое значение наружной красоте жилища, семейские широко использовали полихромную раскраску и роспись. Широко применяется резьба на воротах, наличниках. Все это покрывалось цветными красками. В некоторых селах по возможности внешние стены покрывались глиной разных оттенков, красились красками. В этом видна связь с украинской традицией раскрашивать, обмазывать глиной и белить внешние стены мазанок и бревенчатых срубов на севере Украины. Дома у семейских, по их воспоминаниям, расписывали "латыши", "вятские артели", "суздала", приходившие из "Росеи". Пришлые мастера были профессиональными и виртуозно владели кистью. К их приходу заранее покрывали однородной, светлой основой печки, стены и предметы быта. На искусство мастеров росписи из семейскихз в течении многих лет влияло и творчество пришлых мастеров из бурят, поэтому внутренняя роспись семейского дома разнообразна и сложна. В домовых росписях выделены два типа росписей это геометрический или полурастительный - круги, розетки, клетки , "косачи", сосенки и т.п , и развитый растительный. В первом стиле мы отмечаем геометрические, полурастительные мотивы. В этом стиле рисовали женщины- домохозяйки. Наиболее распространенными в этом стиле являются круги. Соединялись между собой прямыми, волнообразными, ломанными линиями и крючками.

По данным 1972 года такими кругами были расписаны стены в доме А.К. Вишняковой в селе Десятниково. Круги являлись основным мотивом домашних росписей в селе Бичура, с.Нижний Жирим и др. В круг вписывали различные розетки: свастические, радиальные, вихревые. Позднее композиции усложняются: вписываются цветы, листья. Другой мотив "косачи"- мотив завитка, имеющий сходство с хвостом косача- глухаря. "Косачи" рисовались различной формы, цвета и толщины. Ими расписывались потолки, стены и полы. Применялись также мотивы решеток, диагональных полос. Позднее стали добавлять в роспись клеток изображения птиц и зверей. Полурастительные мотивы - это композиции из вазонов, букетов, гирлянд. Часто вазоны с букетами причудливы и геометризованы - симметричны. Сюда же вписываются фигурки птиц, рыб, зверей. Второй тип забайкальской росписи - растительные мотивы принадлежавшие кисти мастеров - профессионалов из среды семейских, ссыльных поселенцев и пришлых мастеров, работавших по найму. Женщины- профессионалы расписывали, как правило, в своих селах по найму дома, мебель, прялки. Предметы и настенные росписи этих мастеров выполнены в растительном стиле и широко применялись в начале 19 века. Семейский мастер А.С. Афанасьев владел высокой техникой исполнения традиционных мотивов. Фон росписей зеленый. Красный, тюльпаны сине- белые, розово- белые и черные. У семейских были свои мастера - иконописцы или по- местному "богомазы".

К концу 19 века мода на росписи была очень распространена и не было села, где бы отсутствовала настенная роспись. Искусство мастеров оттеснила домашние росписи женщин. Так кто же тот неизвестный художник, расписывающий дома семейских в селе Мухор-тала? Так как роспись в доме выполнена в 1897 году , можно предположить, что ее выполнил красильщик Абрам Кармин, работавший в то время в селах Тарбагатайского и Заиграевского районах. Писал он крупным сочным мазком. Цвет росписи резко контрастный, мотивы цветов разнообразны: тюльпаны, лепестковые цветы и главным образом - розы. Мастер применяет большое количество густых черных и белых "оживок" А. Кармин любил насыщенные цветом тона. Примечательной особенностью всех росписей Кармина является связь с традициями семейской росписи. Но в его росписи присутствуют круги со сложной гаммой цвета и орнаментацией. В бордюрах "косачи" и даже клетки, в виде волнообразных кругов, чего не видим в нашей росписи. Им мог быть и другой мастер - Илья или "Илюха", в совершенстве владевший кистью. Он расписывал в Десятниково или Большом Куналее в самом конце 19 века. Его техника письма, как и цветовая гамма, имеет много общего с письмом А. Кармина, но композиции Ильи сложные, узорчатые, линии рисунка тонкие и гибкие. Его мотивы растительной росписи включают в себя гроздья винограда, своеобразные цветы в разрезе, сходные с лилиями- кринами, известными по древним храмовым росписям. Но самым примечательным является то, что в центральной части присутствует цветок подсолнуха, как в нашем случае. Мотивы и манера писать цветы в разрезе в сложных цветочных сочетаниях по светлому фону имеют поразительное сходство с мотивами и цветовым строем украинских росписей. Так как и пришлые мастера - "барбосы" оставили много своих росписей в семейских селениях. В большинстве своем они безымянны. Стиль этих росписей разнообразен, как и цветовой строй, но в композиции все те же вазоны, букеты, гирлянды.

К статье имеется приложение.