Срок реализации - 3 года (сентябрь 2008- май 2011)
Актуальность
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса - важное звено системы управления школой. Современное образовательное учреждение нуждается в педагоге, сознательно стремящимся к повышению своей профессиональной компетенции, желающим быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях.
Современное образование требует от человека все большего проявления самоорганизации, самостоятельности, самоактуализации (А. Маслоу). Концепция непрерывного образования провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте, основной задачей процесса образования.
Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах (курсовая подготовка в очной форме, семинары, изучение опыта коллег, мастер-классы, изучение методической литературы и т.п.).
Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.
Современный компетентностный подход, как и традиционно признаваемое педагогами положение о том, что "научить нельзя, можно только научиться самому", ставят акценты на развитие инициативы обучаемых и на объективно возрастающий объем самостоятельной работы педагогов. Это положение является основополагающим как контактного, так и для дистанционного образовательного процесса - альтернативы традиционной форме повышения квалификации.
По сравнению с традиционным, очным обучением дистанционное имеет целый ряд преимуществ:
- свободный график обучения;
- территориальная независимость;
- индивидуальный темп обучения;
- свободный выбор программ и курсов из предлагаемого перечня;
- отсутствие личных ограничений и т.д.
- углубление, расширение знаний;
- повышение качества курсовой подготовки;
- самореализация, саморефлексия личности;
- свободный выбор учреждений осуществляющих переподготовку и повышение квалификации педагогов (дистанционное обучение).
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:
- принцип активности;
- принцип самостоятельности;
- принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
- принцип мотивации;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип эффективности;
- принцип доступности;
Новизна данного проекта заключается в разработке программы непрерывного образования и педагогического роста учителей с помощью дистанционного обучения.
Основными принципами программы являются:
- личностно-ориентированный подход к учителю;
- мотивация педагогических работников;
- гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов;
- перманентное (непрерывное) отслеживание результатов труда учителя, их оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс практически непрерывным.
Стратегические цели подпрограммы:
- формирование и осуществление стратегии непрерывного образования педагогов гимназии;
- выработка правовых, экономических и организационных механизмов обеспечения непрерывного образования педагогов гимназии.
Стратегическая задача в рамках подпрограммы:
Формирование функциональной грамотности специалистов, комплексная поддержка развития и использование новых информационных технологий в образовательном пространстве гимназии.
Тактические задачи:
- формирование потребности в непрерывном образовании педагога;
- расширение образовательных возможностей для педагогов;
- создание системы профессионально- личностного самообразования педагогов в овладении ими продуктивных, образовательных и информационных технологий;
- повышение ИКТ компетентности педагогов,развитие возможностей внедрения информационных технологий в педагогической деятельности;
использование информационно-образовательной среды для сетевого профессионального взаимодействия;
Организация взаимодействия с центрами дистанционного обучения, университетскими центрами Интернет, региональными центрами Интернет-образования и т.д.
Сроки реализации
1 этап - подготовительный - август - декабрь 2008
2 этап - основной - январь 2009 - декабрь 2010
3 этап - заключительный - январь 2011 - май 2011
Содержание деятельности и методы реализации проекта
Этап | Тактическая цель | Мероприятие | Сроки | Ожидаемые результаты |
Подготовительный | Подготовить условия для внедрения дистанционного обучения педагогов | Анализ уровня профессиональной
компетентности педагогов; мониторинг материально-технических возможностей; мониторинг функциональной готовности кадров для включения в дистанционное обучение; мониторинг потребности повышения квалификации в дистанционной форме; мониторинг образовательных запросов педагогов; "График повышения квалификации в дистанционной форме до 2012 года"; Изучение нормативно-правовой базы по дистанционному обучению |
сентябрь - декабрь 2008;
сентябрь - декабрь 2010 |
- создание нормативно-правововой
базы; - ведение мониторигов; - создание графика повышения квалификации в дистанционной форме. |
Формирование творческой группы
педагогов в рамках МИЭП "Реализация
дистанционных форм образования" для обучения в
дистанционной форме. Апробация дистанционной формы повышения квалификации творческой группой педагогов по теме "Использование ИКТ в образовательном процессе" (СОИПиПКК) |
август 2008
сентябрь - декабрь 2008 |
|||
Разработка механизмов стимулирования педагогов - участников дистанционного обучения | ||||
Разработка нормативно - правовой базы
гимназии: - Разработка подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" в рамках Программы информатизации МОУ Гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска Положение о дистанционном обучении педагогов Гимназии; |
октябрь- ноябрь 2008 | |||
Основной | Внедрение дистанционного обучения для профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории и реализация основных задач подпрограммы | НМС: "Результаты апробации
дистанционной формы повышения квалификации
творческой группой педагогов по теме
"Использование ИКТ в образовательном
процессе"". Круглый стол: "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории". |
январь 2009
февраль 2009 |
-участие в дистанционных формах
обучения: 2008 - 9 человек; 2009 - 10 человек; 2010 - 12 человек; - будет сформирован раздел "Дистанционное обучение" в систематическом каталоге справочно-библиографического аппарата библиотеки гимназии; - будет сформирован банк центров дистанционного обучения, университетских центров Интернет, региональных центров федерации Интернет-образования и т.д.; - повышение профес-сиональной компетентности педагогов; |
Реализация плана графика курсовой подготовки педагогических работников в дистанционной форме(согласно запросов педагогов). | 2009, 2010 г.г. | |||
НМС: Анализ реализации 1 и 2 этапов подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" | сентябрь 2009 | |||
Коррекция затруднений в реализации подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" | ||||
Формирование раздела "Дистанционное обучение" в систематическом каталоге справочно-библиографического аппарата библиотеки гимназии | март 2009 | |||
Трансформация полученного педагогами опыта в свою педагогическую деятельность | в течение всего периода | |||
Оформление методической выставки "Дистанционное обучение" в библиотеке | сентябрь - ноябрь 2009 | |||
формирование банка педагогической
информации: - о нормативно-правовой базе, - об учреждениях, реализующих повышение квалификации педагогов в дистанционной форме |
январь 2009 - декабрь 2010 | |||
Корректировка графика повышения квалификации педагогов гимназии в дистанционной форме обучения на 2011-2013 г.г. | октябрь-ноябрь 2010 | |||
Изучение и распространение опыта на ПМГ и МО | 2010 | |||
Внедрение системы стимулирования педагогов - участников дистанционного обучения | в течение всего периода | |||
Заключительный | Переход системы дистанционно обучения педагогов из инновационного режима в режим функционирования | Анализ итогов реализации подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" | январь 2011 | - включенность 40% педагогов в
непрерывное образование; -обобщение и распровстранение опыта на разных уровнях; - Переход системы дистанционно обучения педагогов из инновационного режима в режим функционирования; - разработаны индивидуальные образовательной траектории с применением дистанционных форм обучения |
Коррекция затруднений в реализации подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" | январь - февраль 2011 | |||
Распространение и обобщение передового
опыта по освоению дистанционных форм обучения: -гимназическая научно-практическая конференция педагогов; -городская научно-практическая конференция педагогов; -областные педагогические чтения |
апрель 2011
август 2011 ноябрь 2011 |
|||
Внедрение дистанционного обучения в повседневную практику | с сентября 2011 г. |
Ресурсное обеспечение подпрограммы
нормативно-правовое сопровождение
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования";
- постановление Правительства РФ от 28.08.2001 № 630 "О Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)";
- постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)";
- "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" на период до 2010г;
- программа развития образования Сахалинской области на период до 2010г
- Целевая программа информатизации образования "Создание единой информационно- образовательной среды Сахалинской области" на 2006-2010 гг;
- Программа развития МОУ Гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска до 2010 г;
- Программа информатизации МОУ Гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска;
- Положение о дистанционном обучении педагогов.
методическое сопровождение
- кадровое (обучение на дистанционных курсах, организация учебной и консультационной работы для педагогов гимназии, организация обмена опытом через участие в сетевых семинарах, конференциях, форумах);
- информационное
- мониторинг материально-технических возможностей, функциональной готовности кадров для включения в дистанционное обучение, потребности повышения квалификации в дистанционной форме, образовательных запросов педагогов
- база данных об уровне профессиональной компетентности педагогов, "График курсовой подготовки до 2012 года";
- формирование банка педагогической информации: о нормативно-правовой базе, об учреждениях, реализующих повышение квалификации педагогов в дистанционной форме.
материально-техническое сопровождение:
- 2 кабинета информатики (24 компьютера), 20 компьютеров в учебных кабинетах, доступ к Интернету со всех компьютеров, локальная сеть
кадровое обеспечение
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и
руководства. Руководство деятельностью коллектива. |
Директор гимназии Тулинова Е.Н. |
Консультативная, научно-методическая | Анализ ситуации и внесение корректив.
Координация реализации подпрограммы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка методических рекомендаций. |
Заместители директора по УВР: Ли И.А.,
Скоморохова Е.М. Тьютор: Мороз А.Н., учитель информатики |
Техническая | Поддержка работы сети Проведение консультаций |
Сетевой администратор: Свидунович С.П. |
Педагоги гимназии | Участие в повышении профессиональной компетентности в дистанционной форме обучения в рамках подпрограммы | Классные руководители, Учителя 2008 - 2009 год - 15 Педагоги дополнительного образования. |
Специалисты, сотрудничающие с гимназией | Организация профессиональной помощи
педагогам. Диагностика Методическое сопровождение обучения |
Методисты СОИПиПКК, преподаватели и авторы дистанционных курсов |
финансовое обеспечение
- бюджетные средства
- внебюджетные источники финансирования (спонсорская помощь, средства за аренду помещений, платные дополнительные услуги и др.)
Описание возможных рисков и компенсационных мер по их устранению
№ п/п | риски | Компенсационные меры |
большая часть педагогов не мотивирована на самостоятельную инициативную деятельность по повышению профессионального мастерства | Семинары, круглые столы преимуществах
использования альтернативных форм повышения
квалификации. Система поощрений. |
|
сложность освоения системы, большой объем информации, недостаточно понимают правила игры, установленные для такой деятельности (какова система контрольных, практических заданий, каков их объем и трудоемкость, как контролируется и оценивается преподавателем данного курса и т.д.); | Работа координатора дистанционного обучения, обучающие семинары | |
отсутствие дома компьютера или выхода в Интернет; | Эффективное использование ресурсов гимназии. | |
недостаточность свободного времени; | Индивидуальная работа с каждым педагогом | |
не знают и не используют методы рациональной, экономной и эффективной организации самообучения при адаптации к новой форме обучения; | Тренинги, обучающие семинары | |
платность обучения | Частичная оплата за счет внебюджетных средств | |
низкая ИКТ компетентность педагогов | Предварительная курсовая подготовка по ИКТ |
Ожидаемый результат
По нашему мнению, введение дистанционного обучения педагогов обеспечит:
- разработку соответствующей нормативно-правовой базы;
- выработку стратегии и механизмов обеспечения непрерывного образования педагогов гимназии;
- расширение круга педагогов обучающихся без отрыва от производства (по дистанционной форме обучения) до 40% .
- общий доступ к образовательным Интернет-ресурсам, Интернет-библиотеке с наглядно структурированным представлением информации.
- поддержку традиционных методов курсовой подготовки новыми дистанционными технологиями обучения: дискуссии в режиме виртуальных семинаров, перепиской по электронной почте с координатором дистанционных курсов, чаты и т.д.;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- взаимодействие с центрами дистанционного обучения, университетскими центрами Интернет, региональными центрами Интернет-образования и т.д.