Программа образования и социально-педагогической поддержки детей-сирот, проживающих в общежитии

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Пояснительная записка

В современной социально-экономической ситуации, сложившейся в России, растет число детей, заботу о которых берет на себя государство; процесс их социального становления происходит вне семьи в детских домах и школах-интернатах. Основная проблема выпускников детских домов - их социальное иждивенчество, потребительское отношение к государству и обществу.

Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна быть организована особая педагогическая работа, обеспечивающая овладение каждым ребенком всем комплексом социальных ролей.

Основной задачей воспитателя общежития является социальное сопровождение и подготовка учащегося к самостоятельной жизни.

Главные принципы работы воспитателя в общежитии:

 единство образования и воспитания на основе деятельностного подхода, подразумевающего активность самого ребенка во взаимодействии его с окружающей средой;

 системность и целостность всех форм воспитательного влияния на ребенка;

 гуманистический подход, основывающийся на вере в возможности каждого ребенка и его собственной вере в возможность достижения поставленных перед ним задач;

 социальная адекватность воспитания, строящаяся на вовлечении детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки способов этого преодоления, адекватных и индивидуальным особенностям ребенка.

Реализация этих принципов возможна в рамках комплексной образовательной программы, осуществляемой воспитателем как посредником между учащимся и социумом.

Освоив нашу программу, молодой человек, получивший образование в школе-интернате, может стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Он получит возможность заработать дополнительные средства для содержания себя и своей семьи.

Ведущие идеи программы:

 помочь воспитаннику школы-интерната стать полноценным членом общества;

 реализовать себя как личность;

 получить начальную профессиональную подготовку.

Программа предназначена для учащихся 16-18 лет и рассчитана на 2 года.

Задачи программы:

 способствовать осознанию воспитанником ценности собственного "Я";

 создавать условия для осознанного выбора второй профессии;

 способствовать сознательному прогнозированию подростком своей жизни;

 приобщать к современному стилю жизни;

 формировать культуру безопасного поведения в обществе.

Содержание программы:

 "Твои права и обязанности" (основы правовых знаний);

 "Мир профессий" (основы профессионального выбора);

 "Создай себя сам" (основы организации жизнедеятельности);

 "Курс выживания" (основы безопасного поведения);

 "Всё о рынке" (основы экономических знаний).

Формы обучения:

 учебные занятия (теоретические и практические);

 деловые и волевые игры;

 экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения;

 организация деятельности учебно-производственной бригады.

Профессиональное обучение дает хорошие результаты, если оно связано с практической пробой сил, закреплением профессиональных интересов. В учебно-производственной бригаде учащиеся получают реальную возможность изучить на практике особенности труда швеи, вязальщицы, столяра, штукатура-маляра, проверить свои профессиональные качества. Деятельность детей в бригаде прививает трудовые навыки, раскрывает динамику усвоения знаний, формирования умений. Воспитатель имеет возможность, с одной стороны, глубже узнать интересы и склонности детей, желание принести конкретную пользу, а с другой стороны, в учебно-производственной бригаде дети получают первую в своей жизни зарплату учатся зарабатывать деньги своим собственным трудом и распоряжаться ими по своему усмотрению

Формы педагогического контроля:

 смотр знаний, умений и навыков;

 аукционы знаний;

 пресс-конференции;

 анализ сочинений и творческих работ.

Прогнозируемый результат:

Основным итоговым результатом реализации программы является позитивная социализация учащихся, которая определяется соотношением количества выпускников, нашедших свое место в жизни, к количеству выпускников, совершивших противоправные действия.

Основным механизмом отслеживания результатов реализации программы является социальный патронаж выпускников в течение 5 лет.

Учебно-тематический план первого года обучения

Образовательный блок Наименование темы Количество часов
всего теория практики
"Твои права" 1. Конвенция ООН о правах ребенка 2 1 1
2. Конституция Российской Федерации 2 2 -
3. Уголовный кодекс РФ 2 1 1
"Мир профессий" 1. Типы профессий 2 1 1
2. Мои профессиональные способности б 1 5
3. Профессиональная пригодность 4 1 3
4. Потребности рынка труда 18 2 16
"Создай себя сам" Какой Я (социометрия, карта интересов, социальный паспорт) Использование Портфолио для учета индивидуальных достижений учащихся 12 2 10
"Курс выживания" 1. Как противостоять вредному влиянию окружающих 4 2 2
2. Скажи "нет" вредным привычкам 8 2 6
"Всё о рынке" 1. Рынок. Что это такое?Понятие об экономическом кризисе 2 2 -
2. Деньги и товар 2 1 1
3.Рынок труда. Занятость и безработица 4 1 3
4. Бюджет семьи 4 1 3
5. Работа учебно-производственной бригады 72 - 72
Итого   144 20 124

Содержание программы - приложение 1.