Пояснительная записка
В современной социально-экономической ситуации, сложившейся в России, растет число детей, заботу о которых берет на себя государство; процесс их социального становления происходит вне семьи в детских домах и школах-интернатах. Основная проблема выпускников детских домов - их социальное иждивенчество, потребительское отношение к государству и обществу.
Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна быть организована особая педагогическая работа, обеспечивающая овладение каждым ребенком всем комплексом социальных ролей.
Основной задачей воспитателя общежития является социальное сопровождение и подготовка учащегося к самостоятельной жизни.
Главные принципы работы воспитателя в общежитии:
единство образования и воспитания на основе деятельностного подхода, подразумевающего активность самого ребенка во взаимодействии его с окружающей средой;
системность и целостность всех форм воспитательного влияния на ребенка;
гуманистический подход, основывающийся на вере в возможности каждого ребенка и его собственной вере в возможность достижения поставленных перед ним задач;
социальная адекватность воспитания, строящаяся на вовлечении детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки способов этого преодоления, адекватных и индивидуальным особенностям ребенка.
Реализация этих принципов возможна в рамках комплексной образовательной программы, осуществляемой воспитателем как посредником между учащимся и социумом.
Освоив нашу программу, молодой человек, получивший образование в школе-интернате, может стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Он получит возможность заработать дополнительные средства для содержания себя и своей семьи.
Ведущие идеи программы:
помочь воспитаннику школы-интерната стать полноценным членом общества;
реализовать себя как личность;
получить начальную профессиональную подготовку.
Программа предназначена для учащихся 16-18 лет и рассчитана на 2 года.
Задачи программы:
способствовать осознанию воспитанником ценности собственного "Я";
создавать условия для осознанного выбора второй профессии;
способствовать сознательному прогнозированию подростком своей жизни;
приобщать к современному стилю жизни;
формировать культуру безопасного поведения в обществе.
Содержание программы:
"Твои права и обязанности" (основы правовых знаний);
"Мир профессий" (основы профессионального выбора);
"Создай себя сам" (основы организации жизнедеятельности);
"Курс выживания" (основы безопасного поведения);
"Всё о рынке" (основы экономических знаний).
Формы обучения:
учебные занятия (теоретические и практические);
деловые и волевые игры;
экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения;
организация деятельности учебно-производственной бригады.
Профессиональное обучение дает хорошие результаты, если оно связано с практической пробой сил, закреплением профессиональных интересов. В учебно-производственной бригаде учащиеся получают реальную возможность изучить на практике особенности труда швеи, вязальщицы, столяра, штукатура-маляра, проверить свои профессиональные качества. Деятельность детей в бригаде прививает трудовые навыки, раскрывает динамику усвоения знаний, формирования умений. Воспитатель имеет возможность, с одной стороны, глубже узнать интересы и склонности детей, желание принести конкретную пользу, а с другой стороны, в учебно-производственной бригаде дети получают первую в своей жизни зарплату учатся зарабатывать деньги своим собственным трудом и распоряжаться ими по своему усмотрению
Формы педагогического контроля:
смотр знаний, умений и навыков;
аукционы знаний;
пресс-конференции;
анализ сочинений и творческих работ.
Прогнозируемый результат:
Основным итоговым результатом реализации программы является позитивная социализация учащихся, которая определяется соотношением количества выпускников, нашедших свое место в жизни, к количеству выпускников, совершивших противоправные действия.
Основным механизмом отслеживания результатов реализации программы является социальный патронаж выпускников в течение 5 лет.
Учебно-тематический план первого года обучения
Образовательный блок | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практики | ||
"Твои права" | 1. Конвенция ООН о правах ребенка | 2 | 1 | 1 |
2. Конституция Российской Федерации | 2 | 2 | - | |
3. Уголовный кодекс РФ | 2 | 1 | 1 | |
"Мир профессий" | 1. Типы профессий | 2 | 1 | 1 |
2. Мои профессиональные способности | б | 1 | 5 | |
3. Профессиональная пригодность | 4 | 1 | 3 | |
4. Потребности рынка труда | 18 | 2 | 16 | |
"Создай себя сам" | Какой Я (социометрия, карта интересов, социальный паспорт) Использование Портфолио для учета индивидуальных достижений учащихся | 12 | 2 | 10 |
"Курс выживания" | 1. Как противостоять вредному влиянию окружающих | 4 | 2 | 2 |
2. Скажи "нет" вредным привычкам | 8 | 2 | 6 | |
"Всё о рынке" | 1. Рынок. Что это такое?Понятие об экономическом кризисе | 2 | 2 | - |
2. Деньги и товар | 2 | 1 | 1 | |
3.Рынок труда. Занятость и безработица | 4 | 1 | 3 | |
4. Бюджет семьи | 4 | 1 | 3 | |
5. Работа учебно-производственной бригады | 72 | - | 72 | |
Итого | 144 | 20 | 124 |
Содержание программы - приложение 1.