Цели:
- помочь учащимся осознать смысл библейской легенды о Воскресении Христа;
- дать представление о праздновании Пасхи в нашем районе, обычаях, традициях праздника;
- способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими заповедями;
- познакомить учащихся с колокольным звоном, их видами, песнопениями;
- способствовать формированию эстетического вкуса, развитию вокальных навыков, мышления, памяти;
- развивать творческую фантазию, неординарность в принятии решения;
- воспитывать любовь к русской народной музыке, приобщать к истокам культурных традиций русского народа, прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Сообщение темы и задач занятия.
- Сегодня на занятии мы поведем разговор о светлом празднике святой Пасхи, познакомимся с цветами и звуками которые присущи этому празднику, рассмотрим традиции наших предков, раскрасите сами праздничные яички. А в конце занятия вам предстоит ответить на вопрос, какие цвета сопровождают этот праздник и, какие звуки.
2. Подготовка к восприятию темы внеклассного занятия учащимися.
Учитель православной культуры:
Христос воскрес
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля:
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А.Н.Майков
3. Сообщение новых знаний.
Учитель православия:
Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошел на землю в образе человека, принял за нас страдания и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо- Господь воскрес из мертвых! Слайд №1
Слово ребятам:
(Читают стихи В.Морозова г.Павловска Воронежской области.)
Ученик 1
Играет и льется
Солнечный свет,
В душе раздается
С утра благовест.
Ученик 2
В лазури безбрежной
Плывут облака,
Под ивами нежно
Лепечет река.
Ученик 3
Дыхание весны
В зеленеющем лесе...
Как радостно жить!
Христос Воскресе!
Учитель православия:
Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще - Светлое Воскресение, а еще - Христов день.
По важности благодеяний, полученных нами через Воскрешение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью. Слайд 2
Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Новозаветная Пасха- праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.
Русские люди связывают Пасху с весной- жизнью природы, с расцветом добрых чувств - единением людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскресением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и Бессмертия над злыми силами ада.
Пасха у православных христиан является не только самым большим праздником, но и празднуется дольше всех праздников- целую неделю (седмицу): "Вся та неделя - один день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло, не заходя всю ту неделю,"- говорится образно в древнем писании. Еще в древней Руси была известна Светлая седмица под именем Святой, Великоденской, Радостной.
Как самый великий и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха объединяет вокруг себя множество самых добрых народных традиций, обычаев и обрядов, поверий и примет, идущих из глубины веков. Слайды 3-8
Мы все христосуемся на Пасху. Мы целуем друг друга, старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины, и говорим друг другу: "Христос воскресе!"- и отвечаем: "Воистину воскресе!"
Мы делаем это оттого, что радость Воскресения научает нас, что все люди действительно братья между собою. От радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас. У нас в церкви поют на Пасху: "Сегодня день Воскресения. Просветимся этим торжеством, и друг друга обымем. И скажем друг другу: "Братья", и ненавидящим нас простим все ради Воскресения Господа, и скажем: "Христос воскресе!" И в ответ услышим: "Воистину воскресе!"
Слушание "Красный Лаврский перезвон" (учитель музыки)
На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют трезвоном. Музыканты, которые управляли колоколами, на каждое событие придумывали разный звон. Каждый из них имел свой характер, значение, нес особое настроение. Звон, который рассказывает о доброй вести, называется "благовест", а в обычный день - будничный перезвон. Часто мы слышим, как говорят: серебряный звон, малиновый звон. Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Например, малиновый звон колокола ассоциируется с праздником, с радостью, яркой малиновой рубахой.
- Прослушайте ребята эти звуки и обозначьте цветом то настроение, которое родилось в вашей душе.
Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола.
5. Сообщения учеников:
1 ученик:
Одним из важнейших моментов праздника было утреннее пасхальное разговение. После долгого и сурового поста и взрослые, и особенно дети с нетерпением ждали "разговения" и радовались ему.
Возвратившись, домой из храма после торжественной литургии, умывались с крашеного яичка, чтобы быть здоровыми и красивыми.
2 ученик:
С яйцом связано много обрядовых действ. Освященному яйцу, даже его скорлупе приписывалась магическая сила. Пасхальное яйцо, окрашенное в красный цвет, символизирует собой обагренный кровью Христа мир, и через эту кровь возрождение всех верующих к новой жизни. Красили яйца в Чистый четверг или Страстную субботу.
3 ученик:
Обычай одаривать друг друга яйцами в знак уважения - древняя христианская традиция. Яйцо в представлении древних народов символизировало Вселенную. Еще греческие и римские философы происхождение Вселенной вели от яйца.
Магические функции пасхального яйца ярко проявляются в обычаях и обрядах, связанных с хозяйственной деятельностью крестьянина.
4 ученик:
С Пасхи начинали водить хороводы. Особенно на Пасху были качели и рели. Их устанавливали обычно в тех местах, где обычно собиралась молодежь для гуляний и хороводов. На Пасхальной неделе начинали во многих селах играть в русскую лапту- самую распространенную и любимую спортивную игру. Качания на качелях, гуляния, игры продолжались всю неделю вплоть до Красной горки.
5 ученик:
А еще Светлое воскресение Христово у народа издревле связано с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху "солнце играет". И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрою солнца связывали и виды на урожай, погоду. В первый день Пасхи примечали:
- на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету;
- на святой дождь - добрая рожь;
- на святой гром - к урожаю;
- солнышко с пасхальной горки в лето катится.
6. Активная минутка:
Учитель музыки:
На пасху, ребята, и воздух пахнет по-другому, по весеннему, по праздничному. Давайте представим, что вдыхаем этот воздух , а потом медленно выдыхаем, кто дольше
(дыхательная гимнастика)
Дети в первый день Пасхи обращались к солнцу с речевками, говорилками, песенками. Давайте станем в хоровод и дружно споем песенку:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко.
Выгляни немножко.
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись.
Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
7. Знакомство с пасхальными традициями с практическим закреплением. Учитель технологии.
Ребята, как вы уже сказали, куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца - вот основные приметы праздника Пасхи. Слайды 9-10
В старину накапливали по 100-200 яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. В этот день люди дарили друг другу "пасхальные яички". Почему мы это делаем? Может быть, началось это от того, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Вот снесет курочка яичко, а оно похоже на камушек - словно неживое, а в нем жизнь, живой цыпленочек, который вылупится из гнезда. Яйцо- символ Пасхи, символ возрождения, символ новой жизни. Раньше в народе так говорили: "Дорого яичко к "Христову дню".
Обратите внимание на то, как старались украсить куличи, яйца к празднику. Их стараются окрасить в яркие цвета. Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он, же означает тревогу, опасность. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черного цвета традиционный смысл - все "ночное", недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
Чаще всего для окрашивания яиц используется естественный краситель - шелуха лука. Нередко яйца домохозяйками окрашиваются в зеленый или желтый цвет березовыми листьями. С конца 19 в. стали широко использовать покупные красители.
Сегодня на занятии мы с вами раскрасим яйца к празднику. Я думаю, что у вас сейчас прекрасное настроение, и вы сможете с помощью красок передать его в своей работе. Ваши работы будут радовать глаз и поднимут настроение и тем, кому вы его подарите.
Предлагаю еще раз посмотреть на слайды, где есть фотографии раскрашенных яиц. Слайд 9-10.
Раскрашивание яиц под музыку С.В. Рахманинова "Богородице Дево, радуйся"
8. Обобщение и систематизация знаний.
- Существует много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знакомы ли они вам?
- В старину верили:
- "Если на Пасху погода теплая, то лето также будет теплым"
- "Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину"
- "На Пасху деды расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове"
- "Считалось, что, ежели девица встанет на топор на Пасху, будет она крепкой и ладной"
- Какие цвета присущи Пасхе? Что они передают?
- Какие звуки мы слышим всю Светлую Пасхальную неделю?
- Сколько дней празднуют православные христиане Пасху?
- Какие Пасхальные обычаи вам известны?
9. Подведение итогов.
1. На этом уроке мы многому научились. Например, теперь мы знаем , что на Пасху пели песни. Давайте закончим наш урок песней "Праздник".
2. Чтение стихотворения ученицей
Хвала Воскресшему
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славой несказанной.
Хвалите Господа с небес
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос Воскрес!
И смерть попрал навеки!
К.К. Романов