Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху "информационной цивилизации" актуальность решения этой задачи возрастает.
Одной из базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция. Учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной деятельности.
Мы остановимся на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.
Индивидуальный образовательный маршрут (траектортя) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту было несколько. Приведем пример.
1) В классе появляется ученица, которая, в связи с переездом родителей, поменяла УМК "Школа России" на УМК " Начальная школа 21 века". Ликвидировать проблемы в программе во время урока не было возможности. 2) В это же время в классе учился успешный ребенок, который допускал логопедические ошибки. Родители, как ни старались, не смогли помочь, логопед отказал в помощи в виду загруженности. Этому ребенку требовалась может быть небольшая, но квалифицированная помощь. На уроке заниматься индивидуально возможностей немного. Педагог, изучив литературу, начинает обучать детей по индивидуальному образовательному маршруту. К этим двум успешным, но имеющим проблемы в обучении учащимся, затем присоединились и менее успешные ученики.
Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться
- для слабого ученика,
- для сильного ученика.
Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть
- коротким
- длинным
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.
Обеспечивает индивидуальное обучение учитель, в обязанности которого входит:
- оценка готовности ребенка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту ( диагностика ОУУН педагогическая диагностика по предметам),
- выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута,
- регулярные встречи с учеником ( не реже одного часа в неделю),
- корректировка образовательного маршрута,
- контакты с родителями ученика,
- подведение результатов образовательного маршрута (диагностика ОУУН, педагогическая диагностика по предметам).
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:
- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно , затем работа проверяется и оценивается.
-групповые занятия. У детей обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема , н-р: " Правописание безударных гласных в корне слова". Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.
-самостоятельное изучение материала. Эту форму организации использовать можно при обучении сильного ученика. Приведу пример . Ученица переходит с обучением УМК "Школы России" на УМК"Начальная школа 21 века". Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова".Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.
-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает.
Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет учитель и его заполняет.
Сейчас мы посмотрим, как нужно планировать работу по индивидуальному маршруту.
Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту:
1) Составлять план нужно всегда с диагностики общеучебных умений и навыков.
2) Затем выяснить причины низкой успеваемости.
Причинами могут быть:
- переход на другой УМК
- несформированность самоконтроля
- отсутствие устойчивых мотивов учения
- проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.
- нарушение фонематического слуха
- бедность словарного запаса
- общее недоразвитие речи
- несформированность познавательной деятельности
3) Исходя из выявленных причин определяем направления коррекционной работы. Например:
ликвидация общего отставания по программе "Школа 21 века"
обогащение словаря и развития речи
формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.
4) Определив направление коррекционной работы составляем планирование маршрута и проводим работу по реализации плана.
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:
№ | Дата | Тема занятия | Форма организации деятельности ученика | Домашнее задание | Примечание |
Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). Если же ребенку требуется консультация , он может обратиться к учителю в любой день.
5) Подведение итогов. Это диагностические работы.
Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.
В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции:
- они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятие.
- умеют планировать свою работу
- могут оценить и проанализировать свою работу.
Из 4 человек работающих по индивидуальному образовательному маршруту
- 1 - отличник,
- 1 - учится на 4 и 5,
- 2 - занимаются с удовлетворительными оценками.
При переходе в 5 класс дети сохранили успешность обучения. Кроме этого радует то, что в 5 классе для 2 учеников созданы индивидуальные маршруты при изучении математики.
В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 2 человека.
У одного ребенка уже есть продвижение вперед. Другому не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.