Формирование учебно-познавательных компетентностей при использовании индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху "информационной цивилизации" актуальность решения этой задачи возрастает.

Одной из базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция. Учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной деятельности.

Мы остановимся на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.

Индивидуальный образовательный маршрут (траектортя) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту было несколько. Приведем пример.

1) В классе появляется ученица, которая, в связи с переездом родителей, поменяла УМК "Школа России" на УМК " Начальная школа 21 века". Ликвидировать проблемы в программе во время урока не было возможности. 2) В это же время в классе учился успешный ребенок, который допускал логопедические ошибки. Родители, как ни старались, не смогли помочь, логопед отказал в помощи в виду загруженности. Этому ребенку требовалась может быть небольшая, но квалифицированная помощь. На уроке заниматься индивидуально возможностей немного. Педагог, изучив литературу, начинает обучать детей по индивидуальному образовательному маршруту. К этим двум успешным, но имеющим проблемы в обучении учащимся, затем присоединились и менее успешные ученики.

Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться

  • для слабого ученика,
  • для сильного ученика.

Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.

Индивидуальный образовательный маршрут может быть

  • коротким
  • длинным

У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.

Обеспечивает индивидуальное обучение учитель, в обязанности которого входит:

  • оценка готовности ребенка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту ( диагностика ОУУН педагогическая диагностика по предметам),
  • выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута,
  • регулярные встречи с учеником ( не реже одного часа в неделю),
  • корректировка образовательного маршрута,
  • контакты с родителями ученика,
  • подведение результатов образовательного маршрута (диагностика ОУУН, педагогическая диагностика по предметам).

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:

- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно , затем работа проверяется и оценивается.

-групповые занятия. У детей обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема , н-р: " Правописание безударных гласных в корне слова". Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.

-самостоятельное изучение материала. Эту форму организации использовать можно при обучении сильного ученика. Приведу пример . Ученица переходит с обучением УМК "Школы России" на УМК"Начальная школа 21 века". Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова".Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.

-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает.

Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет учитель и его заполняет.

Сейчас мы посмотрим, как нужно планировать работу по индивидуальному маршруту.

Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту:

1) Составлять план нужно всегда с диагностики общеучебных умений и навыков.

2) Затем выяснить причины низкой успеваемости.

Причинами могут быть:

  • переход на другой УМК
  • несформированность самоконтроля
  • отсутствие устойчивых мотивов учения
  • проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.
  • нарушение фонематического слуха
  • бедность словарного запаса
  • общее недоразвитие речи
  • несформированность познавательной деятельности

3) Исходя из выявленных причин определяем направления коррекционной работы. Например:

ликвидация общего отставания по программе "Школа 21 века"

обогащение словаря и развития речи

формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.

4) Определив направление коррекционной работы составляем планирование маршрута и проводим работу по реализации плана.

Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:

Дата Тема занятия Форма организации деятельности ученика Домашнее задание Примечание

Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). Если же ребенку требуется консультация , он может обратиться к учителю в любой день.

5) Подведение итогов. Это диагностические работы.

Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.

В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции:

  • они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятие.
  • умеют планировать свою работу
  • могут оценить и проанализировать свою работу.

Из 4 человек работающих по индивидуальному образовательному маршруту

  • 1 - отличник,
  • 1 - учится на 4 и 5,
  • 2 - занимаются с удовлетворительными оценками.

При переходе в 5 класс дети сохранили успешность обучения. Кроме этого радует то, что в 5 классе для 2 учеников созданы индивидуальные маршруты при изучении математики.

В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 2 человека.

У одного ребенка уже есть продвижение вперед. Другому не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.