Право принятия учеником ответственного решения – мощнейший педагогический ресурс. Сама возможность такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственного решения. Для того чтобы что-то выбрать, необходимо от чего-то отказаться, т.е. надо решить проблему. Это означает, что надо оценить, что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У классного руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования. Кроме того, учиться выбирать, можно только выбирая на самом деле, и элективные курсы должны помочь в решении двух задач. Одна из них – создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. Чаще всего в 15-летнем возрасте школьник точно знает, что ему не нравится, чем он наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может: он просто не имел возможности чем-либо серьезно заняться. Времени для того, чтобы познакомить подростка со спецификой деятельности исследователя или организатора, организатора производства, физика или историка, у нас просто нет. Одним словом, не было у нашего ученика в учебном плане места для проб и ошибок. С введением профильной школы в учебном плане старшего звена появилось “место, свободное от стандарта”. Это обязательные курсы по выбору, или элективные курсы.
Суть предпрофильной подготовки - создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся девятых классов через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
При организации ППО мы ставим перед собой следующие задачи:
- оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения при выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства;
- создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
В нашей школе предпрофильное обучение осуществляется уже 5 лет.
В целях подготовки к предпрофильному обучению в 8 классе проводится анкетирование учащихся, психолого – педагогическая диагностика профессиональных интересов и склонностей уч-ся.
На основе полученных результатов мы формируем учебный план для 9-х классов.
Кроме этого при разработке курсов по выбору мы учитываем следующее: вариативность, “избыточность”, привлекательность, сменяемость в течение учебного года, формирование в конце 8-го класса.
По итогам анкетирования в 2008–2009 уч.году в учебный план школы вошли следующие элективные курсы:
Наименование курса | 9а |
9б |
Цель курса | |
Э/К по русск.яз. “Культура речи. Нормы языка. Трудные случаи орфоэпии” | - |
0,5 |
(1 час в неделю в 1 полугодии) В параллели |
Предупреждение ошибок, связанных с произношением, словоупотреблением и формообразованием |
Э/К по биологии “Здоровье и здоровый образ жизни. Взаимосвязь здоровья и поведения” | 0,5 |
0,5 |
(1 час в неделю в 2 полугодии) | Формирование мотивации к оздоровительной деятельности, здоровому образу жизни |
Э/К по экономике “Основы маркетинга” | 0,5 |
- |
(1 час в неделю в 1 полугодии) В параллели |
Формирование у уч-ся знаний и навыков в области предпринимательской деятельности |
Э/К по информатике “Компьютерная графика” | 0,5 |
0,5 |
(1 час в неделю в 2 полугодии) | Научить уч-ся обрабатывать графическую информацию, создавать анимированные картинки |
Э/К по обществознанию “Подросток и закон” | 0,25 |
- |
(1 час в неделю в 2 четверти) В параллели |
Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России |
Э/К по англ.яз. “Engлишь для тех, кто хочет говорить по-английски без русского акцента” | 0,25 |
0,25 |
(1 час в неделю в 2,3 четверти) | Совершенствование умения правильного произношения; развитие способности слушать и понимать речь носителей языка |
Мое профессиональное самоопределение | 1 |
1 |
Актуализация процесса профессионального самоопределения и вариативного построения траектории профессионального обучения и карьеры учащихся |
Организация курсов в параллели позволяет расширить возможности учащихся в выборе.
В начале учебного года в 9 классе для учащихся и их родителей проводится презентация элективных курсов на предстоящий учебный год. В ходе нее каждый учитель представляется, объявляет цель, задачи, основные содержательные единицы курса и формы промежуточного и итогового контроля знаний. После этого учащимся предлагается заполнить анкету. В ней ученик должен отметить выбранные им курсы:
Уважаемый девятиклассник!
В течение 2008–2009 года ты должен пройти предпрофильную подготовку в объеме 3-х часов.
Набери из предложенного набора три часа элективных курсов.
Кол-во часов в неделю | Отметь галочкой выбранный курс | ||
Э/К по русск.яз. | 0,5 |
(1 час в неделю в 2 полугодии) |
|
Э/К по биологии | 0,5 |
(1 час в неделю в 1 полугодии) |
|
Э/К по экономике | 0,5 |
(1 час в неделю в 1 полугодии) |
|
Э/К по информатике | 0,5 |
(1 час в неделю в 1 полугодии) |
|
Э/К по обществознанию | 0,25 |
(1 час в неделю в 4 четверти) |
|
Э/К по англ.яз. | 0,25 |
(1 час в неделю в 3 четверти) |
|
Мое профессиональное самоопределение | 1 |
V |
Фамилия, имя___________________________
Подпись________________________________
Информационная работа - компонент предпрофильной подготовки. В нашей школе её осуществляет социальный педагог.
Целью информационной работы является получение возможности узнать, где можно:
- получить или продолжить образование
- посетить курсы по выбору
- пройти психологическое тестирование
- пройти пробу по предметным областям
- пройти тестовые или рейтинговые испытания
- продолжить обучение по выбранному профилю.
Мы используем следующие методы и формы информационной работы: собеседование, реальные и виртуальные экскурсии; просмотр видеофильмов; самостоятельная работа с информацией; дни открытых дверей; анкетирование; тестирование; консультации и др.
Психолого-педагогическую работу осуществляет педагог-психолог.
Работа начинается с определения профессиональной направленности у учащихся 8–9-х классов с помощью анкет: по определению интереса к профессиональной деятельности и профильной ориентации. Результаты анкетирования служат ориентиром в планировании дальнейшей работы с данными учащимися.
Со второго полугодия в 9-х классах проводится изучение интересов и склонностей учащихся; определение их типа мышления, а также определение уровня сформированности основных мыслительных операций и усвоения понятий.
Просвещение психолог осуществляет в рамках учебного процесса через организацию занятий по элективным курсам: в 8-м классе это курс “Основы выбора профессии”, в 9-м классе – “Моё профессиональное самоопределение” и в 10–11-х классах - “Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда”.
Другим блоком психологического сопровождения профиля является работа с родителями, которая строится по следующим направлениям:
- вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием жизни выпускника по окончанию школы;
- оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений.
В процессе родительских собраний осуществляется знакомство родителей с нормативными документами, регламентирующими деятельность в рамках профилей, и предлагается анкета родительского опроса с целью изучения предпочтений в выборе профиля обучения ребёнка.
В 2008-2009 учебном году мы учли недоработки предыдущих лет. К примеру, всегда западал этап оценки удовлетворенности уч-ся предпрофильной подготовкой. По окончанию учебного года был проведен опрос учащихся 9-х классов с целью изучения степени их удовлетворённости организацией и осуществлением предпрофильной подготовки. Девятиклассникам было предложено продолжить 10 незаконченных предложений, тем самым высказать собственное мнение об организации занятий и построении взаимодействия в системе “учитель-ученик” в условиях выбранных ими элективных курсов.
Но следует обратить внимание на необходимость по окончанию каждого полугодия в рамках определённых элективных курсов осуществлять анализ совместной деятельности и самоанализ, что позволит учащимся более осознанно оценить степень своей удовлетворенности организацией и осуществлением предпрофильной подготовки.
По итогам предпрофильной подготовки 2008-2009 уч.года проведена психологическая диагностика, результаты которой следующие: индустриально – технологический профиль – 27%; художественно – эстетический – 13%; естественно-научный – 20%; гуманитарный – 17%; социально-экономический – 7%; филологический – 13%; агро-технологический – 3%
Большая часть выпускников основной школы была сориентирована на гуманитарный, филологический, информационно-технологический профили обучения. На основании этого на базе 10 класса в 2009–2010 уч.году сформированы мультипрофильные группы социально-гуманитарного и информационно-технологического профилей. Численный состав групп следующий: 15 уч-ся в группе информационно-технологического профиля и 7 уч-ся в группе социально-гуманитарного профиля. Оплата учителям за работу в мультипрофильных группах (выходящую за рамки учебного плана) осуществляется из стимулирующей части ФОТ.
Учебный план для 10 класса, на базе которого организована работа мультипрофильных групп, схематично можно изобразить следующим образом:
Учебные предметы |
Социально- |
Информационно- |
|||||||||
Базовые учебные предметы (группы объединены) | |||||||||||
Русский язык | 1/1 | ||||||||||
Иностр.язык | 3/3 | ||||||||||
Обществознание | 1/1 | ||||||||||
Экономика | 0,5/0,5 | ||||||||||
Биология | 1/1 | ||||||||||
Химия | 1/1 | ||||||||||
Физика | 2/2 | ||||||||||
Физкультура | 3/2,5 | ||||||||||
ОБЖ | 1/1 | ||||||||||
Технология | 1/1 | ||||||||||
Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда | 1/1 | ||||||||||
География | 1/1 | ||||||||||
История Сибири | -/1 | ||||||||||
Итого | 16,5 / 17 | ||||||||||
Профильные учебные предметы | |||||||||||
Литература | 5 | 5 | Математика | 6 | 6 | ||||||
История | 4 | 4 | Информатика | 4 | 4 | ||||||
Право | 2 | 2 | |||||||||
Элективные курсы в поддержку профильных предметов | |||||||||||
История | 0,5 | - | Математика | 2 | 2 | ||||||
Право | - | 0,5 | Информатика | 0,5 | 0,5 | ||||||
Литература | 0,5 | - | |||||||||
Обязательные предметы | |||||||||||
МХК | 1 | 1 | Литература | 3 | 3 | ||||||
Математика | 4,5 | 4,5 | История | 2 | 2 | ||||||
Информатика | 1 | 1 | Право | 0,5 | 0,5 | ||||||
Итого: | 35 |
35 |
34,5 | 35 | |||||||
Курсы по выбору (учащиеся обеих групп “добирают” из ниже перечисленных курсов часы до 36 часов) | |||||||||||
Учебно-исследовательская мастерская по физике | - | 0,5 | |||||||||
Учебно-исследовательская мастерская по истории | 0,5 | 0,5 | |||||||||
Английский язык | 0,5 | 0,5 | |||||||||
Психология | 0,5 | 0,5 | |||||||||
Химия | 1 | - |
(В числителе указана недельная нагрузка в данном учебном году, в знаменателе – в следующем учебном году)
На основе выбора учащихся формируются индивидуальные учебные планы (в 2009-2010 уч.году их 8).
Высокий уровень организации предпрофильного и профильного обучения может быть достигнут только в результате совместной работы всех участников образовательного процесса. В нашем учреждении имеется негативный опыт работы по индивидуальным учебным планам. Возможные причины: недостаточный уровень учебной мотивации школьников, невысокий уровень обученности, недостаточный контроль за реализацией со стороны классных руководителей.
Таким образом, на данном этапе работы, осуществляя переход к профильному обучению на старшей ступени общего образования, мы обеспечиваем:
- возможность пробного предпрофессионального выбора за счет выбора углубленного изучения профильных дисциплин, что помогает снизить риск выбора дальнейшей жизненной траекторией, связанной с продолжением образования или началом трудовой деятельности;
- сопровождение личностного и профессионального самоопределения не только за счет специальных (ориентационных, психологически-направленных) курсов, но и в целом за счет организации образовательного процесса на старшей ступени общего образования;
- интеграцию образовательных ресурсов и расширение образовательного пространства обучающихся на старшей ступени общего образования за счет новых механизмов формирования учебных планов, образовательных и учебных программ; реализацию образовательных потребностей обучающихся.