Интегрированный обобщающий урок окружающий мир + внеклассное чтение + технология

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать и обобщать представления учащихся о родном крае.

Задачи урока.

Образовательная – расширять представления детей о нашем крае.

Развивающая – развивать умение работать с картой, навыки мыслительного анализа, развивать мелкую моторику рук, технику чтения, выразительность.

Воспитательная – воспитывать любовь к своему краю, интерес, внимание к работе, аккуратность.

Оборудование:

Административная карта; карта НАО (настенная и индивидуальная); шаблоны (олень, собака); таблица грибов НАО; кроссворд; цветная бумага (картон); ножницы; фломастеры; контурная карта с домашним заданием; кроссворды детей.

Оформление доски:

Ход урока

Дети разделены на 3 команды по 4 человека.

Звучат песни “Сядейских о нашем крае” на переменах.

I. Организационный момент. Введение в тему.

В начале урока “Увезу тебя я в тундру”.

Учитель: Почему урок начинается так необычно?

Дети: Мы будем говорить о тундре, о нашем крае…

II. Сообщение темы урока и целей урока.

Учитель: Да, совершенно верно. Мы обобщим знания о нашем крае, будем творить, угадывать, рассказывать, отвечать…

Учитель:

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном, милом крае,
Где мы все живём…

Слайд 1. НАШ КРАЙ

III. Основная часть.

1. Практическая работа. Географическое положение НАО.

Работа с административной контурной картой, на которой изображены границы края

Учитель: Где расположен НАО?

Дети: На северо-востоке европейской территории России, за северным полярным кругом.

Учитель: Какие острова входят в состав?

Дети: Острова Колгуев, Вайгач, Новая Земля

Учитель: Какими морями омывается? Океанами?

Дети: Баренцевым, Белым, Карским; Северным Ледовитым океаном

Учитель: С кем граничит?

Дети: На юге и западе граничит с Мезенским районом Архангельской области и республикой Коми, на востоке с Ямало-Ненецким автономным округом.

Учитель: Покажите на карте условным значком поверхность нашего края. Какой цвет используется?

Дети: Квадратик зелёного цвета.

Обозначьте центр нашего округа. Как обозначается центр?

Дети: г. Н-Мар

Слайд 1. Презентация

Учитель: Рассмотрите карту, кого вы видите на заднем плане?

Дети: Олени – основные животные тундры, необходимые как средство передвижения, ценное и полезное мясо, их мех – для приготовления одежды, рога?

2. Чтение сказки (приложение 2).

Учитель: Послушайте сказку об оленях: П.Явтысого. Как северные олени рогатыми стали. Мы узнаем как используются рога?

Проверка восприятия.

Учитель: Какой получил подарок пастух? Как тундровые люди научились использовать рога?

3. Практическая работа по технологии в группах (приложение 3).

Класс делится на 3 команды. По 3 шаблона оленя + шаблон собачки (для детей со слабо развитой моторикой).

Учитель: Сегодня и к нам олени придут на помощь. Прежде, чем отправиться в путешествие по НАО, изготовим оленей из цветной бумаги, нарты (сани) уже готовы.

Дети в группах изготавливают оленей.

Учитель: Вот наша упряжка и готова. В упряжку обычно запрягают 3-5 ездовых быков. Руководство движением осуществляют лайки.

4. Путешествие по НАО

Учитель: Мы отправляемся в путь из центра нашего округа (тихо звучит мелодия о родном крае). Ещё раз глазками обозначим центр нашего округа. Мы являемся субъектом Р.Ф., имеем свой флаг, гимн, главу администрации.

Учитель: Кто является главой?

4.1. Государственная символика. (Слайд 2)

Ребята рассказывают классу о гербе и флаге НАО (приложение 4).

Учитель: Чем богат наш край? Обозначьте на контурных картах полезные ископаемые значками.

4.2. Полезные ископаемые. (Слайд 3)

Слайд 4 – пагубное влияние нефти.

Слайд 5 – камень агат.

Учитель: Агат – это полудрагоценный камень. Как вы думаете, для чего его используют?

Слайд 6 – каменный уголь.

Учитель: У нас в округе каменный уголь по свойствам менее ценен, чем в других регионах. Для чего его используют?

Слайд 7 – глина.

Учитель: В каких целях используют глину?

Дети: Из глины изготавливают различные изделия (например, посуду), а у нас она служит как строительный материал.

Слайд 8 – природный газ.

Учитель: Ребята, природный газ бесцветный, поэтому его мы не сможем увидеть. Но он имеет свойство гореть.

Работа с тестом “Природные богатства” (2-3 мин) + работа с картой у доски.

4.3. Учитель: Из центра города мы отправляемся к самому главному водоёму нашего края…

Слайд 8 – кроссворд + отпечатан на листе

Водоёмы.

По горизонтали:

1. Как называется водоём, который втекает в реку.
2. Место впадения реки в другой водоём.
3. Губа, относящаяся к реке Печора.
4. Начало реки.
5. Где находятся горы, где река даёт своё начало.
6. Один из основных промысловых видов.

Учитель: На каком же водоёме мы оказались?

Дети: На реке Печора.

Ребята рассказывают стихотворения П. Явтысого о реке Печоре:

Внеклассное чтение.

Печора

Покинув седые Уральские горы,
к студёному Баренцу
днём и в ночи
спешат говорливые воды Печоры.
И солнце вплетает в них ленты – лучи.
А в тундре река
оленихой могучей
петляет,
склоняя ивняк, как рога,
неся сквозь просторы
мотив свой певучий
и нежно лаская волной берега.

Печора трудится

Когда вмерзают в лёд суда
и с темнотой сольются тени,
вновь по реке
туда - сюда
помчатся нарты и олени.
Когда ж Печора сдвинет льды,
к торосам
оттеснив морозы,
по светлой борозде воды
пойдут морские лесовозы.

Учитель: О каком состоянии реки говорится в стихотворении?

Дети: Об образовании льда зимой и ледоходе весной.

Учитель: Продолжаем путешествие по нашему округу.

4.4. Растительный мир. (Слайд 9)

Учитель: Будем отгадывать загадки.

Стоят в поле сестрицы –
Платьица белёны,
Сапожки зелёны.

Слайд 11 – берёзы (карликовая).

Слайд 12

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.

Слайд 13 – мох.

Учитель: Что мы знаем о мхах?

Дети: Растут без корней и цветков.

Слайд 14 – лишайник.

Учитель: Что знаете о лишайниках?

Дети: Питается олень ягелем.

Учитель: Это низшее растение, состоит из гриба и водоросли. Посмотрите, в каких местах он обычно растёт?

Дети: На камнях, деревьях…

Учитель: Отдохнули, перекусили.

Слайд 15 – ягоды (рябина, черника, брусника, волчье лыко, морошка, голубика).

Учитель: Какая из этих ягод ядовита? Какая полезна для зрения? Какая является мочегонным средством? Как по другому называют ягоду “северный апельсин”?

Ученик рассказывает легенду о морошке.

Внеклассное чтение.

Девушка Заря, склоняя взор,
вышивала бисером узор –
после долгой, ледяной зимы
украшала девичьи пимы…
Как-то ветер прилетел в мгле
и рассыпал бисер по земле!..
С той поры далёкой, поутру,
косы распуская на ветру,
Девушка-Заря по тундре ходит,
бисер свой по бусинке находит.
На болотных кочках, у дорожки
ягодки душистые морошки,
как живые капли янтаря,
собирает Девушка-Заря.

Учитель: С чем сравнивают морошку?

Дети: С живыми каплями янтаря (приём метафоры, олицетворение).

Слайд 16 – травы.

Слайд 17. Царство грибов.

Шапка набекрень,
Спрятался пень,
Кто проходит близко,
Кланяется низко.

Слайд 18, 19 – грибы + карта грибов НАО

Внеклассное чтение.

Физминутка (ненецкие считалочки)

Дети встают вкруг и рассказывают.

Считалочки

1. Дети всюду на земле –
В тундре, городе, селе –
летом, зимнею порой
день проводят за игрой.
Только прежде, чем играть,
нужно всех пересчитать,
чтоб узнать, кто всё же будет
догонять вас и искать…
А считалочки из тундры
выучить совсем не трудно.

2. На рассвете высью синей
пролетают гусь с гусыней,
окликают с высоты:
- Выходи из круга ты!

3. Прибежала к нам лиса
Быстрым зайчиком в кусты
Убегай скорее ты!

4. Все ребята встали в круг.
Серый волк примчался вдруг!
Он клыкастый, погляди!
Самый смелый – выходи!

5. Прилетели в тундру утки –
позолоченные грудки,
чтоб утяток выводить…
А тебе сейчас – водить!

6. Сильный северный олень
нас катает целый день!
Но на нарту всем не сесть –
значит, ты останься здесь!

4.5. Животный мир НАО. (Слайд 20)

Отгадывание загадок:

Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я?

Олени (Слайд 21)

Слайд 22

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

Лось (Слайд 23)

Слайд 24

Заяц зайцу говорит
- Мне б его да аппетит!
- В аппетите мало толку,
Мне бы зубы как у…

Волк (Слайд 25)

Слайд 26

Загадка

За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.

Лиса (Слайд 27)

Слайд 28

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Медведь (Слайд 29)

Учитель: Наиболее распространённый грызун? – лемминг. (Слайд 30)

Слайд 31 – песец.

Ученик рассказывает стихотворение о песце.
По тундре –
из конца в конец –
бежит встревоженный песец.
Бежит при солнце и впотьмах.
Песца не голод гонит – страх,
ведь в тех местах,
где он живет,
его опасность всюду ждёт…
Вовсю грохочут буровые.
Пугают фары огневые.
Машины с трубами ползут.
А на дорогах – нефть, мазут…
Как мех бесценный уберечь,
когда ни сесть нигде, ни лечь…
Коль зверю шкура дорога,
то он пускается в бега,
уносит свой бесценный мех…
Его следы заносит снег.

Слайд 32 – выдра.

Слайд 33. Птицы

По лужку он важно бродит
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Гусь (Слайд 34)

Слайд 35

В лесу темно, все спят давно.
Одна птица не спит
Малышей сторожит.

Сова (Слайд 36)

Слайд 37

Ходит на рыбалку
Не спеша, вразвалку:
Сам себе лодочка,
Сам себе удочка.
А зовется…

Учитель: Что знаете об этой птице? Уточка (Слайд 38)

Слайд 39 – куропатка.

Слайд 40.

Вильнёт хвостом
туда – сюда –
И нет её,
И нет следа.

Рыба (Слайд 41)

Санитар водоёмов? (Щука)

Какая рыба мечет икру зимой? (Налим)

Наиболее ценная промысловая рыба? (Сёмга)

Кто сторожит свой дом?

IV. Подведение итогов урока. Оценивание в таблице на доске.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в жилище ненцев (чум) – Слайд 42

В заключение учитель читает стихотворение:

Край мой ненецкий!
Тундра без края…
Чум встречает меня теплотой…
Нет дороже тебя и красивей.
Я люблю тебя,
Край мой родной!