Растровая и векторная графика

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательные

  1. Повторение и обобщение знаний о способах обработки графической информации.
  2. Проверка умений применять графические редакторы для создания, редактирования и распечатки различных изображений.

Развивающие

  1. Развитие логического мышления, памяти, внимания.
  2. Развитие творческой активности учащихся.

Воспитательные

  1. Формирование ответственности перед коллективом, уважения к сопернику, корректности при отстаивании своего мнения, находчивости.
  2. Способствовать воспитанию у учащихся внимательности, целеустремлённости.

Подготовка к уроку

Для проведения урока класс разбивается на две команды – “Растр” и “Вектор”. Каждая команда должна подготовить выступление по теме “Растровая графика” или “Векторная графика” по плану:

  1. Основной элемент изображения.
  2. Недостатки и достоинства.
  3. Программы.
  4. Применение.

План урока

1. Организационный момент (3 мин.).

2. Теоретический тур (30 мин.).

1 этап. Выступление команд.
2 этап. Игра “Крестики-нолики”.

3. Практический тур (54 мин.).

3 этап. Тестирование на компьютере.
4 этап. Создание рисунков на компьютере.

4. Подведение итогов. Выставление оценок. (3 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.).

Обращение учителя к учащимся. Знакомство с этапами урока. Пожелание удачи.

2. Теоретический тур (30 мин.).

1 этап. Выступление команд.

Выступление команд с сообщением о видах графике по заданному плану.

  1. Основной элемент изображения.
  2. Недостатки и достоинства.
  3. Программы.
  4. Применение.

Команды могут дополнить выступление докладчика. Конкурс оценивается в 2 балла, если рассказ был неполный, то конкурс оценивается в 1 балл.

2 этап. Игра “Крестики-нолики”.

Производится жеребьевка команд, которая определяет знак команды: крестик или нолик. Команды по очереди выбирают клетку с номером задания и выполняют его. Если задание выполнено правильно, то в соответствующей клетке ставится знак этой команды (крестик или нолик), если задание сделано неверно, то право ответить переходит другой команде, и в соответствующей клетке ставится знак этой команды.

За каждый поставленный знак команды на поле даётся один балл плюс 1 балл команде-победительнице.

Задания

Задание 1

1. В каком графическом редакторе (Paint или встроенном редакторе программы Word) сделаны данные рисунки и почему?

Рисунок 1

Рисунок 2

2. В какому типу графики (векторной или растровой) относятся данные рисунки и почему?

Изображение 3 в натуральную величину

Рисунок 3

Увеличенное изображение 3

Рисунок 4

Изображение 4 в натуральную величину

Рисунок 5

Увеличенное изображение 4

Рисунок 6

Задание 2

Задача

Какой объём видеопамяти необходим для хранения четырёх страниц изображения, если монитор отображает 16 цветов, а его разрешающая способность – 800 х 600 пикселей.

Решение: К=2N ; 16=24 ; N=4

V= 4 * 800 *400 * 4 = 5120000 бит / 8 = 640000 байт / 1024 = 625 Кб

Задание 3

Какие цветовые модели вы знаете? Расскажите о них.

Задание 4

К какому виду графики по области применения относятся данные графические объекты?

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Задание 5

Разгадать кроссворд. Это задание выполняют обе команды. Выигрывает в конкурсе та команда, которая отгадает больше слов.

По горизонтали:

3. Увеличивает часть изображения для поточечного редактирования.

4. Простейшая фигура, нарисованная одной командой.

5. Удаляет часть изображения.

7. Выделенная часть изображения.

9. Минимальный элемент изображения.

11. Выполняет действия над изображением.

12. Устройство для быстрого ввода большого количества информации, в том числе и графической, в компьютер.

13 Тип компьютерной графики, в котором изображение хранится в виде математических формул.

По вертикали:

1. Эта операция позволяет “размножить” часть изображения.

2. Чем различаются графические файлы разного типа.

4. Набор цветов.

6. Тип компьютерной графики, в котором изображение хранится в виде отдельных точек.

8. N-кратное увеличение или уменьшение всего рисунка.

10. Программа для создания и обработки графической информации.

Задание 6

Что такое цветовое разрешение?

Задание 7

Перечислите устройства ввода-вывода графической информации.

Задание 8

Задача

Объём видеопамяти равен 2 Мб, битовая глубина – 24, разрешающая способность монитора – 640 х 480. Какое максимальное количество страниц можно использовать при этих условиях.

Решение: V = 24*640 *480 = 7372800 бит / 8 = 921600 байт / 1024 = 900 Кб / 1024 = 0,88 Мб

Количество страниц = 2 Мб / 0,88 Мб = 2,27 » 2

Задание 9

Какие форматы растровой графики вы знаете? Расскажите о них.

3. Практический тур (54 мин.).

3 этап. Тестирование на компьютере.

Вопросы теста:

1. Графическим редактором растровой графики является:

    1. Corel Draw
    2. Adobe Illustrator
    3. Adobe PhotoShop

2. Графическим редактором векторной графики является:

    1. Corel Draw
    2. CorelPhotoPaint
    3. Adobe PhotoShop

3. К недостаткам растровой графики относится:

    1. Невозможность качественной обработки фотографий и других полутоновых изображений
    2. Медленный вывод на экран и принтер
    3. Увеличение объёма файла при увеличении размера изображения.

4. Базовыми цветами для CMYK-модели являются:

    1. Голубой, пурпурный, жёлтый, чёрный
    2. Голубой, зелёный, красный, белый
    3. Голубой, сиреневый, жёлтый, красный.

5. К недостаткам векторной графики относится:

    1. Потеря качества изображения при увеличении
    2. Увеличение объёма файла при увеличении размера изображения
    3. Программная зависимость

6. При разработке web-страниц НЕ используются файлы в формате:

    1. Gif
    2. Jpg
    3. Cdr

7.Среди форматов графических файлов - gif, jpg, bmp самым неэкономным является:

    1. Jpg
    2. Bmp
    3. Gif

8. Двоичный код одного пикселя 256-цветного изображения занимает:

    1. 16 бит
    2. 1 байт
    3. 256 бит

9. При подготовке к печати цветного изображения следует использовать:

    1. CMYK – модель
    2. RGB - модель
    3. обе модели одинаково хороши

10. В режиме True Color на хранение кода каждого пикселя отводится:

    1. 3 байта
    2. 2 байта
    3. 1 байт

11. Какое количество цветов можно закодировать при помощи 1 бита:

    1. Три цвета
    2. Два цвета
    3. Один цвет

12. Разрешающая способность экрана в графическом режиме определяется количеством:

    1. Пикселей по вертикали и горизонтали
    2. Пикселей по вертикали
    3. Строк на экране и количеством символов в строке

13. Какое устройство производит ввод графического изображения в компьютер

    1. Сканер
    2. Принтер
    3. Плоттер

14. С помощью какого устройства производится вывод графической информации из компьютера

    1. Клавиатура
    2. Принтер
    3. Сканер

15. К устройству вывода графической информации относится:

    1. Джойстик
    2. Графический редактор
    3. Монитор

Результаты тестирования команд заносятся в таблицу:

Фамилии членов команды “Растр” Оценка за тест Фамилии членов команды “Вектор” Оценка за тест
           
           
           
           
  Сумма оценок     Сумма оценок  

Сумма оценок команд за тест заносится в сводную таблицу результатов игры.

4 этап. Создание рисунков на компьютере.

Выполнение рисунков на компьютере. Команда “Растр” работу выполняет в растровом графическом редакторе Paint, а команда “Вектор” - во в встроенном редакторе программы Word. Каждый рисунок подписывается и указывается название команды. Все выполненные рисунки распечатываются на принтере. Полностью выполненное задание участника команды оценивается в два балла.

Задание 1

Это задание одинаковое для обеих команд. Каждый член команды выбирает и собирает из кубиков одну из фигур.

Задание 2

Нарисовать “Новогодний пейзаж”.

Задание для команды “Вектор”.

Задание для команды “Растр”.

4. Подведение итогов. Выставление оценок. (3 мин.)

Результаты всех этапов урока на протяжение урока заносились в таблицу. Победа в каждом туре оценивается в один балл.

Название команды 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап Сумма баллов
Растр          
Вектор          

Объявление результатов игры.