Тире и двоеточие в простом и сложном предложении (обобщение изученного)

Разделы: Русский язык


Тема урока: Тире и двоеточие в простом и сложном предложении (обобщение изученного).

Проблематика урока:

  • ограниченность в выпускном классе времени на полноценную отработку навыков постановки именно тире и двоеточия в простом и сложном предложения при достаточной степени распространенности данной пунктограммы в заданиях ЕГЭ;
  • различный уровень подготовки выпускников, требующий и разный подход к организации повторения данного раздела пунктуации (от подробной, контролируемой учителем проработки темы и комментируемого тренинга до тезисного прогона и самоконтроля);
  • разработка таких форм учебной деятельности, которые возможно использовать не только при очной форме обучения, но и дистанционно, с возможностью предоставить учащемуся самостоятельно определить необходимый объем материала по теме и временных затрат на его освоение;
  • использование актуальных демовариантов заданий ЕГЭ (с учетом новейших рекомендаций, составленных по результатам последних экзаменов;
  • решение воспитательных задач (в частности, ценностного ориентирования и личностного самоопределения) в контексте обучения.

Цели урока:

  • восстановить навык грамотной постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложении, предоставив возможность воспользоваться компактно и наглядно представленной теоретической информацией;
  • обеспечить повышение уровня компетентности учащихся в данном разделе пунктуации при стимулировании их самостоятельной работы (в том числе посредством использования приёмов технологии развития критического мышления);
  • обеспечить возможность дистанционной работы с учебным материалом, с учетом индивидуально необходимого его объема и времени на его освоение;
  • тренинг практических навыков с помощью печатных материалов для подготовки к ЕГЭ, одобренных ФИПИ;
  • предоставить возможности ценностного ориентирования и личностного самоопределения благодаря использованию определенно ориентированному материалу (афоризмы о жизни, жизненном выборе).

Оборудование:

  • проектор с экраном, ноутбук/ персональные компьютеры учащихся;
  • персональные экземпляры печатных материалов для подготовки к ЕГЭ, одобренных ФИПИ.

Ход урока

1. Стадия “вызова”. Ответьте на предлагаемые вопросы “да” или “нет”:

  • Знаю ли я основные принципы русской пунктуации?
  • Умею ли я ставить знаки препинания между подлежащим и сказуемым в простом предложении?
  • Умею ли я ставить знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом?
  • Знаю ли я, что такое неполное предложение?
  • Умею ли я ставить знаки препинания в неполном предложении?
  • Знаю ли я различия между ССП, СПП и БСП (сложносочиненным, сложноподчиненным и бессоюзным предложениями)?
  • Умею ли я выбирать: поставить тире или двоеточие в сложном предложении?
  • Умею ли я ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

2. Стадия “осмысления”: те учащиеся, которые на все поставленные вопросы ответили положительно, могут приступить к выполнению тестовых заданий. Остальные работают с прилагаемой к уроку презентацией во фронтальном или индивидуальном режиме (в зависимости от технических возможностей, уровня подготовки, других условий).

Преимуществом данной презентации является возможность “тюнинга” её учителем под конкретные учебные задачи и индивидуальные предпочтения, вариативность форм работы с ней, в том числе - возможности использования иллюстративного материла в качестве тезисов для мини-дискуссий или написания мини-эссе.

3. Стадия “рефлексии”: выполняя тестовые задания, учащиеся анализируют свой уровень владения навыком постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложениях. При этом у них есть возможность обратиться к теоретическому материалу, представленному в презентации. По завершении работы возвращаемся на вопросы, предложенные на стадии “вызова”, и отвечаем на них еще раз. В качестве домашнего задания или итогового контроля – решение заданий ЕГЭ соответствующей тематики.

Приложение1