Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ч], сформировать представление о нём, как о мягком непарном согласном звуке
Задачи:
- формировать у учащихся умение выделять звук в словах, познакомить с буквами Ч ч; обозначающими звук [ч];
- развивать фонематический слух учащихся;
- прививать культуру труда через языковой материал;
- развивать способность воспринимать и понимать прочитанное;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: плакат, на котором изображён Чебурашка, сидящий на черепахе с чемоданом в руках, к чемодану привязаны чайник и чашка, на руке у него часы; слоги на слияние с буквой ч; картинки, карточка со словом "мяч", В. Орлова "Говорят: часы стоят…".
Ход урока
1. Организационный момент
Сейчас у нас урок обучение грамоте. На уроке наши глаза смотрят и всё видят. Наши уши слушают и всё слышат. Наши головушки хорошо думают. Настроились на активную работу, удастся всё тому, кто будет внимательным и активным.
2. Речевая разминка
Начнём урок с речевой дыхательной разминки.
(Артикуляционные упражнения)
1) Упражнение “Ветер” (налетел сильный ветер, подул лёгкий ветерок).
2) Перед вами “цветочный” ряд гласных букв: е е а а е у а я ы и и а а о а я.
Делаем вдох и на каждой четвертом звуке – выдох.
Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос и, задерживая дыхание на выдохе, прочитаем весь “цветочный” ряд до конца.
3. Повторение пройденного материала.
1) Что вы уже знаете о гласных звуках?
(При произношении гласных звуков, мы не встречаем преграды, воздух проходит свободно; гласные звуки в слиянии указывают на твёрдость или на мягкость предшествующих согласных)
- Какие гласные указывают на твёрдость предшествующих согласных?
- Какие гласные смягчают согласные?
- Назовите особые, хитрые гласные буквы (е, я). Почему? Иногда они обозначают два звука, а иногда смягчают согласный звук.
- В каких случаях они обозначают два звука?
- А когда указывают на мягкость? (В слиянии, после согласной)
2) Работа с лентой букв.
Какие согласные буквы живут на верхнем этаже? Почему? (Они обозначают звонкие звуки). Назовите парные согласные звуки, с которыми мы уже познакомились?
- Какие изученные нами согласные звуки бывают только звонкими? Как ещё их называют?
- Какие изученные нами согласные звуки бывают только глухими?
4. Мобилизующий этап.
Игра “Что это?” Я даю характеристику (загадка) предмету, а вы его называете. На доске появляются картинки с этими предметами.
- ручка
- мальчик
- зайчик
- свечка
- чебурашка
Назовите изображённые на доске предметы и постарайтесь их запомнить (повторяют хором и закрывают глаза). Делаю перестановку предметов.
Откройте глаза, что изменилось? В какой последовательности были изображены предметы первоначально? Какие предметы поменяли места?
С помощью чего мы называем предметы? Найдите лишнее слово. Докажите.
(Слово “чебурашка”, т.к. слово состоит из четырёх слогов, а все остальные из двух, потому что слово начинается со звука, который в других словах находится в середине).
5. Постановка темы и цели урока.
Произнесите первый звук лишнего (исключённого) слова. Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? Слово чебурашка начинается со звука [ч]. Значит тема урока - звук [ч] и буква, которая его обозначает.
6. Работа над новым материалом
- Закройте глаза ещё раз, что произошло? (Поменялась картинка)
- Произнесите слово чебурашка, выделяя в нём первый звук. Давайте дадим ему характеристику (звук [ч] согласный, т к при произношении этого звука мы встречаем преграду; глухой; мягкий.
- В названиях каких ещё предметов встречается звук [ч], черепаха, чемодан, часы, чайник, чашка. Дайте характеристику первому звуку в каждом слове. Что вы заметили? Как произносится новый звук? Посмотрите, что у него в чемодане - мяч. Произнесите слово, выделяя последний звук. После него следует гласная? Нет. Однако согласный всё равно мягкий. Что указывает на то, что он мягкий - ничего. Исходя из этого, какой вывод мы можем сделать. Правильно!!! Дело в том ребята, что этот звук всегда мягкий, твёрдым он в русском языке не бывает.
Давайте посмотрим, какой буквой обозначается на письме этот звук. Звук [ч] на письме обозначается буквой Ч, это печатная буква. А почему она в зелёном домике?
Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Посадим несколько деревьев в нашем классе. Я буду перечислять названия растений, если в них есть звук [ч], то вы изображаете, как копаете ямки, если в названиях нет звука, то вы делаете наклоны (вишня, черешня, тополь, осина, берёза, черёмуха, шиповник, черника, брусника, колокольчик. Молодцы!
А сейчас мы потянулись…
И за парты вновь вернулись.
Закрепление нового материала.
Кто попробует рассказать нам, что мы узнали о новом звуке. Это можно сделать с помощью схемы-подсказки.
7. Чтение слогов с новой буквой
- Посмотрите, что же ещё с собой взял чебурашка? Что это? Слоги.
- Давайте все вместе их прочтём (чи, че, чо, чу, ча). А теперь с радостью, с грустью, с удивлением, пропеть, с вопросительной интонацией.
- Какой слог мы прочитали последним? (Ча). Никаких вопросов у вас не возникло? Ничего не хотите спросить?
Мы с вами узнали, что звук [ч] всегда мягкий, однако в слоге ча, принято писать букву а. в этом случае нельзя писать букву я, так как звук [ч] и так всегда мягкий помощь ему смягчающих гласных не нужна. Именно поэтому и в слоге чу мы всегда пишем букву у.
Придумайте сами слова, в которых присутствовали бы слоги ча и чу. (Чаща, чашка, чудо, чучело, дача, часы, чайник, чудище, чудак и т.д.). Какую ещё информацию мы можем добавить об изучаемой букве. Что в слиянии Ч У - всегда пишем У, в слиянии Ч А - всегда пишем А.
8. Чтение текста с новой буквой.
Как вы думаете, почему чебурашка едет на черепахе?
В нашей истории Чебурашка опоздал на поезд. Ваше мнение, почему?
А что нужно делать, чтобы никуда не опаздывать и не попадать в неприятные ситуации?
А можно ли в нашей жизни обойтись без часов? Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 129 и давайте рассмотрим внимательно две иллюстрации.
Чем они отличаются? Слева - старинные часы, а справа - современные.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так,
(Выполняют наклоны головы влево и вправо).
Все часы идут вот так: тик-так.
(Выполняют наклоны головы вперёд-назад).
Смотри скорей, который час:
(Раскачиваются из стороны в сторону, как маятник).
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Перекатываются с носочка на пяточку и обратно).
Налево - раз, направо - раз,
(Повороты туловища влево и вправо, руки на поясе).
Мы тоже можем так. Тик-так. Тик-так.
Что такое часы?
Часы - это прибор, механизм для определения времени в пределах суток. Песочные часы - прибор для отсчета времени - суженный в середине стеклянный сосуд с песком, пересыпающимся из одной части сосуда в другую за определенное установленное время. Солнечные часы - прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движению по циферблату. Механические часы - часы, использующие гиревой или пружинный источник энергии. Кварцевые часы - часы, в которых в качестве колебательной системы применяется кристалл кварца.
Как вы думаете, какие часы показывают более точное время. Правильно!
Внимательно послушайте стихотворение:
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
Объясните, когда так говорят о часах: спешат, идут, стоят. Чтобы часы показывали точное время, есть часовых дел мастер. Кто это?
Кто вспомнит скороговорку про часовщика? Рассмотрите картинку, может она вам поможет:
Часовщик, прищурив глаз.
Чинит часики для нас.
Давайте проговорим, увеличивая скорость.
А теперь давайте познакомимся с текстом.
Что вы узнали из текста? Какие бывают часы? Показ часов.
А кто знает пословицы о времени, часах?
Делу - время, а потехе - час.
Что она означает?
Так как мы с вами хорошо поработали, давайте немного отдохнём. Девочки нам подготовили…… А что, вы сами скажите после их выступления (исполнение школьных частушек).
9. Итог урока. Рефлексия.
У вас на столах лежат знаки (+, ?). Если на сегодняшнем уроке вам что-то было не понятно - поднимите (?), если вы себя на уроке чувствовали уютно, всё поняли, довольны собой, своей работой (+).
Спасибо за работу!