Цели:
- Обощить знания учащихся о разнообразии и жизни растений.
- Развивать внимание, и познавательную активность на уроке.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы:
- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
- Гербарные экземпляры растений Алтайского края: Мох Сфагнум, Кукушкин лён, Папортник Орляк, Ель обыкновенная, Ризоклониум (водоросль), Пастушья сумка, Акация жёлтая, Сосна кедровая, Тополь белый, Рябина обыкновенная, Верблюжья колючка, Земляника лесная, Волчье лыко, Малина обыкновенная, Полынь горькая, Глухая крапива, Шиповник майский, Клён остролистный.
- Компьютер, диапроектор, интерактивная доска.
- Слайдовая презентация по теме: "Разнообразие растений"
- Красная книга природы Алтайского края.
- Выставка книг о растениях.
- Учебники А.А.Плешакова "Мир вокруг нас" часть 1,3 класс, рабочая тетрадь "Окружающий мир" к учебнику А.А.Плешакова "Мир вокруг нас" часть 1.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Ребята закройте, пожалуйста, глаза, прослушайте аудиозапись. (включаю звук шума листвы и голосов птиц). Подумайте, где можно услышать эти звуки?
- Отгадайте загадки:
Слайд 1.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)
Слайд 2.
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)
Слайд 3.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Что между ними общего? (Относятся к царству растений)
Слайд 4.
- Сегодня мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
Слайд 5. (Цели урока)
2. Повторение.
- Чтобы перейти нам к следующему разделу нужно проверить насколько вы усвоили прошедший материал.
Слайд 6. Тест по теме "Что такое почва?"
- У того кто правильно ответил на все вопросы теста, должно получится слово "ОТЛИЧНО"
- К какой природе можно отнести почву? (Почву нельзя отнести только к живой или только к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как - бы соединяются).
3. Работа по теме.
Слайд 7. (Вопросы)
- Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология).
Словарь Ожегова значение слова биология.
- На какие царства учёные - биологи делят живую природу?
Слайд 8. (На интерактивной доске таблица "Живая природа")
Учащиеся вписывают свои ответы в таблицу.(Бактерии, грибы, растения, животные, люди).
Слайд 9.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием царства растений.
4. Новая тема.
4.1. Слайд 10.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Растения - зелёная одежда Земли". Они образуют луга, поля, леса. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
Слайд 11.( Изображение иллюстраций разных видов растений).
- На какие группы можно распределить эти растения? (Деревья, кустарники, травы).
Слайд 12. (На интерактивной доске таблица "Части растения, дыхание и питание.")
Учащиеся вписывают свои ответы в карточки на доске.
- Какие части растения вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
- Как дышит и питается растение? (1.кислород - углекислый газ, 2. углекислый газ - кислород + растворённые соли + вода = сахар и крахмал)
5. Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете -
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
4.2. Работа с учебником.
Стр. 71 - 72 Прочитайте текст учебника. Найдите ответы на вопросы.
Слайд 13.( Вопросы )
Ответы:
№1 Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.
№2 Ботаника.
№3 Жители воды.
№4 Во влажных местах.
№5 По красивым листьям, похожим на перья.
№6 Сосна, ель, кедр:
№7 Цветковые растения.
4.3. Работа в рабочих тетрадях.
Стр. 29 №1.
- Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители групп царства растений. Пронумеруйте рисунки. Проверка на интерактивной доске
Слайд 14.
4.4. Практическая работа по группам.
Слайд 15. Рассматривание гербария растений Алтайского края и заполнение таблицы.
Слайд 16. Чтение стихотворения + работа в рабочих тетрадях стр.30 - 31.
5. Итог урока.
- Что интересного узнали сегодня на уроке?
- Дальнейшая работа по предмету "Окружающий мир", поможет нам ещё больше узнать о царствах живой природы.
6. Домашнее задание.
Учебник стр. 71 - 75; ответить на вопросы.
Тетрадь стр. 31 №7 - 8.
Слайд 17. (Спасибо за урок)
Литература.
Атлас - определитель "От Земли до неба", книга "Зелёные страницы", "Великан на поляне", поурочные разработки по курсу "Окружающий мир", "Большая детская электронная энциклопедия".