Развитие творческого мышления младших школьников

Разделы: Начальная школа


Начальное звено Ожулунской средней школы работает по экспериментальной программе преемственности и непрерывности образовательной системы "Детский сад и начальная школа" по проблеме "Обучение основам этнориторики".

Разработана учебная программа по курсу этнориторики в начальных классах (объяснительная записка, содержание учебной программы, календарно-тематический план). И на основе этой программы каждый руководитель кружка составил свой календарный план. Проводится раз в неделю. Занимаются 10-12 учащихся.

Тема моего занятия "Развитие творческого мышления младших школьников".

Обоснование: О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, то есть говорит и пишет.

Язык есть средство общения между людьми, орудие прогресса, то и задача внеклассного занятия состоит в том, чтобы сделать для учащихся родной язык наиболее тонким и гибким инструментом общения, выражения своих знаний, чувств, побуждений, намерений. Развитие речи детей осуществляется на уроках русского и якутского языков в связи с чтением, пересказом и рассказыванием, изучением грамматики и орфографии, а также на уроках математики, ОБЖ, в различного рода беседах - словом, во всей учебно-воспитательной работе. В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.

Цель: Развитие у детей самостоятельной, творческой, логически стройного мышления и на этой основе - точной и выразительной связной речи.

Задачи: Расширение кругозора детей, обогащение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта.Активизация и развитие речи, обучение комбинированию и воспроизведению опыта.Развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей.

Гипотеза: У младших школьников может развиться творческое мышление, если:

  • создать в начальной школе предметно-развивающую речевую среду.
  • обеспечить такие условия работы, при которых ученик сможет проявить свое индивидуальное творчество.- разработать календарно-тематический план.

План работы составлен по четвертям.

В 1 четверти входят такие темы:

1. Введение.

2. Экскурсия на природу: "Осенний лес".

3. Жанры: описание.

4. Описание леса на основе наблюдения.

5. Жанр. Повествование.

6. Жанр. Рассуждение. Элементы рассуждения.

7. Стиль. Деловая речь.

8. Стиль. Эмоционально-окрашенная образная речь.

9. Итоговое занятие. Оформление альбома "Осень".

Во II четверти:

1. Творческие дополнения и логическая перестройка текста (отклик на статьи из газет).

2. Творческое изложение - инсценирование рассказов и сказок (передача событий повествования).

3. Составление предложений на тему "Зима".

4. Подготовка к творческой работе (вопросы и задания, плакаты).

Вопросы и задания могут быть такими:

1. Вспомни пословицы к заданной теме. Объясни их значение. К каким рассказам подходят эти пословицы.

2. Составь небольшой устный рассказ на заданную тему.

3. Собери материал и картинки на заданную тему и составь альбом. Подбери или составь подписи под иллюстрациями.

Составь предложения с данными словами и оборотами речи.

Итоговое занятие. Оформление альбома "Зима".

III четверть.

Сочинения по картинам

а) повествовательные сочинения по серии картин (2-5) или по картинному плану.

б) повествовательные сочинения по 1 картине.

в) Описание картины (элементы описания картины).

2. Творческая работа по наблюдениям (описания, виды описаний).

Деловые описания.

  1. Образно-эмоциональные описания.
  2. Сложное описание (комбинированное описание).
  3. Отзывы о прочитанных книгах (свободное сочинение).
  4. Оформление альбома "Весна".

IV четверть.

Письма и заметки в стенгазету. Заметки.

Коллективное редактирование текста.

Иллюстрации к деловым статьям и художественным произведениям (творческие пересказы).

Оформление альбома "Лето".

Оформление альбома "Времена года".

Детское сочинение - это творческая работа. В сочинении ученикВыражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход своему воображению. Представляет собой работу требующую от учащихся большего творческого вклада. Составление связных текстов на указанную тему с определенными творческими, логическими, лексическими, и иными заданиями: классифицировать предметы, указать причину того или иного явления, определить понятие или описать предмет. Например, суть описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов или явлений. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете или же изобразить картину, наблюдавшуюся автором.

Учащимся было предложено описать автобус. Наблюдению сопутствовала беседа: Какого цвета? Кто шофер? Сколько мест? Предварительная устная работа была проведена с целью словарно-орфографической подготовки. На доске записаны слова: салон, шторки, полоса, аккуратный, отправляется. Послушайте описание автобуса.

Наш автобус.

Наш автобус желтый с белой полосой. На окнах зеленые шторки. Салон чистый. Есть 24 места. В 9 часов и в 4 часа отправляется в Чурапчу. В 12 ч. и в 5 часов едет в Ожулун. Шофер Василий Электронович аккуратный. Он никогда не опаздывает. Я после уроков бегу на автобус. Еду до магазина.

В описании входят элементы повествования. Результат наблюдений за автобусом есть подготовительная работа учащегося. В работе над описанием учащиеся овладевают умениями наблюдать, выявлять признаки изучаемого предмета, анализировать, синтезировать (отмечать важнейшие из них в связном сочинении обобщенно). Родительская помощь при составлении рассказов, стихотворений, способствует повышению творческого мышления маленького человека.Милидора Неустроева просмотрела по телевизору "Вкусные истории" и с помощью отца сочинила стихотворение про морковь.

Морковь села в вертолет
Она никогда не летала на вертолете
Боялась летать,
А потом перестала бояться
С ней был Лук.
Они подружились с Луком
Лук был толстым
Вертолет вылетел вверх
Был сильный туман
Лук испугался
Морковь сказала "Не бойся!"
Позади них сидел
Маленький Тузик
Он совсем не боялся
Улетели в Нерюнгри.
Жили в 5-й квартире
В квартире семь комнат
Морковь нашла работу в школе
Учитель ИВТ
Детям учила компьютер
Лук тоже нашел работу
Он работал доктором
Лечил больных детей
А Тузик сидел дома
Вот так.

Выразительное чтение стихотворений, инсценирование и драматизация рассказов, сопоставление прочитанного с другими произведениями, работа с иллюстрациями, вопросы и задания, направленные на развитие читательских интересов у учащихся - все это тоже повышает общее речевое развитие школьников, культуру их речи и способствует повышению творческой работы учащихся. В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире дети обучаются пониманию смысла с помощью интонации, с кем, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению:

  1. Опорные слова (на основе опорных слов Зима, снег, ребята, горка, придумывают рассказ).
  2. Переделывание старых сказок на новый лад.

Эти задания развивают самостоятельное, словесное и изобразительное творчество детей. Развитие наблюдательности, способности выделять главное, что порождает независимость суждений. Чем больше человек сумеет заметить сам, тем меньше ему придется полагаться на мнения и суждения окружающих.

Игра "Угадай предмет".

Цель задания - сравнить между собой три близких по роду употребления (форме, функциям и т.п.) предмета и описать один из них.

Игра "Встреча с инопланетянами".

Цель задания - коллективно описать один предмет, назвав как можно больше его свойств и признаков. Уровень мышления детей непосредственно связан с активностью произвольного внимания. Для его развития можно использовать такие задания:

Рассмотри рисунок, воспроизведи фигуру по памяти.

Упреждающий синтез - прогнозирование слова на основе восприятия его отдельных элементов: ученик должен определить недостающий слог в слове.

Словесные горки. Предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки. (каждое нижнее слово длиннее верхнего на 1 букву. Самое верхнее слово состоит из 2 букв, а последнее - из 15-16).

Словесные столбики. Учитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из 4 букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Примеры: каша, обед (4), цветы, щенок (5), ученик, звонок (6).

Прочитай быстро. Для развития внимания даются пары слов, различающихся одной или несколькими буквами: близкий - ближний, дедушки - девушка, редкий - резкий, соседний - соседский, нож - нос, жарко - жалко.

Использование специально подобранных систем заданий позволяет расширять творческое мышление учащихся начальной школы.