Вводный урок по теме "Наречие". "За семью печатями"

Разделы: Русский язык


Цели.

  • Обучающие: дать общее представление о наречии как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.
  • Развивающие: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетентности обучающихся.
  • Воспитательные: воспитание личности, бережно относящейся к русскому языку как неотъемлемой части национальной культуры.

Оборудование: мультимедийная презентация, программа-тренажер “Русский язык” (“Медиа Хауз”), “1С: Репетитор. Русский язык”, “Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия”.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1, см. Приложение 1

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Это урок открытий. Называется он “За семью печатями”. С таким выражением вы не раз встречались. А что же оно обозначает?

Слайд 2

За семью печатями – то, что запечатано, сохраняется в неприкосновенности, в тайне. Почему не за девятью или четырьмя? Число "7" в древности считалось особенным, волшебным; наши предки придавали ему необычайное значение: "Семь бед – один ответ", "Семь раз отмерь, один отрежь", "На седьмом небе". Так и тут они считали, что если на тайник будут наложены именно семь печатей, то в дело вмешаются божественные силы и тайна будет уж непременно сохранена.

Сегодня за семью печатями скрываются особенности одной из самостоятельных частей речи русского языка. За семь лет обучения вы не раз встречались с этой частью речи. Задача урока – выделить особенности этой самостоятельной части речи (общие грамматические, морфологические, синтаксические), ее роль в речи, научиться отличать ее от других частей речи.

А как же появились слова этой части речи? Об этом сложена легенда, послушайте ее. (Звучит мелодия “Одинокий пастух”).

Слайд 3

В давние, давние дописьменные времена, когда не было ещё ни книг, ни телевидения, ни компьютеров существовала богатая красивая поднебесная страна, которую населяли разные слова. Они могли только звучать. И когда это происходило, то было понятно, что они совсем разные. Страна слов не имела границ, слова могли свободно гулять по земле, воде, воздуху. Но люди, жившие на земле, ловили их, присваивали себе, а потом записывали. Земля эта называлась Древняя Русь. И уже были записаны местоимения, существительные. Но этих слов не хватало. Люди видели, что их речь звучит не очень приятно, что есть более чудные слова. И тогда они стали образовывать новые. И это у них стало получаться очень ловко и быстро. Они образовывали новые слова от существительных; сочетали существительные с предлогами, падежные формы кратких прилагательных с предлогом.

Проходили века. Речь людей совершенствовалась. Новых слов появлялось всё больше и больше. Среди людей появились учёные. Однако и до сих пор они ведут споры об истории возникновения слов этой части речи.

– О какой части речи эта легенда, ее особенности, нам и предстоит выяснить в ходе урока.

– Если мы говорим о части речи, значит, мы продолжаем изучать какой раздел науки о языке? (Морфологию.) Итак, отправляемся в страну Морфологию.

II. Актуализация знаний.

Слайд 4

Время ПЕРВОЙ ПЕЧАТИ. Что же скрывается за ней? Здесь орфографическая разминка. Эта печать нам предлагает повторить орфограмму “Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных”. Почему именно эту орфограмму? Это мы узнаем в ходе нашего урока. Сначала повторим теорию с помощью обучающей программы, а затем проверим практические навыки.

Обращаемся к программе-тренажеру “Русский язык” (“Медиа Хауз”).

Урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, румя…ое лицо, карава…ый путь, скобя…ая лавка, ржа…ое поле, чва…ый вид.

В этой разминке нам встретилось слово “ЧВАННЫЙ”. Что же оно обозначает? Обратимся к электронному словарю Сергея Ивановича Ожегова, размещенному на диске от компании “Кирилл и Мефодий”.

ЧВАННЫЙ – полный чванства, тщеславия, т.е. тщеславный.

Изучение нового материала.

1. Слайд 4 Время ВТОРОЙ ПЕЧАТИ. Что же скрывается за ней?

Все везде и всегда начинается с истории, так и в русском языке. Не зря же существует раздел лингвистики этимология. Слайд 5 Вот туда мы и отправляемся.

Перед вами деформированный текст. Слайд 6 Восстановите пропущенное слово. Обоснуйте свой выбор.

……….. – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского “Материалы для словаря древнерусского языка”, где отмечено его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение и сохраняется в корне реч- , входящем в слово …………... И связь между глаголом и ………… самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает “приглаголие”. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние учёные главное содержание ………. видели в том, что оно должно быть при глаголе (“приглаголие”) или “накладываться” на глагол (……………….).

Прочитайте получившийся текст. Слайд 7 По каким признакам вы догадались, что в тексте речь идет о наречии? Слайд 8

В тексте упоминается словарь, принадлежащий Измаилу Ивановичу Срезневскому. Обратимся к электронному учебному пособию “1С Репетитор”, где получим краткую справку об этом лингвисте.

Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. (Наречие должно быть при глаголе.)

2. Время ТРЕТЬЕЙ ПЕЧАТИ. Слайд 9 Что же скрывается за ней? Здесь находится отрывок из произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Слайд 10, Слайд 11 (Учитель читает на фоне музыки.)

Слайд 12
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

1. Определите тему текста.

2. Определите основную мысль текста. Какие слова помогают раскрыть основную мысль текста?

3. Попробуйте прочитать данный текст, исключив из него наречия. Сделайте вывод о роли наречий в речи. (Наречия делают нашу речь образной, изящной, красивой, они необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие, и признак.)

Наречия придают речи полноту и ясность. Слайд 13 Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной”.

4. Выпишите из первого и второго предложений словосочетания с наречиями, в которых они находятся в роли зависимого слова. Укажите, какой частью речи выражено главное слово.

Слайд 14 (раздался (как?) внезапно, повторился (когда?) тотчас, повторился (где?) впереди, летели (как?) треугольником, махая (как?) резко, махая (как?) редко)

Обратитесь к последнему предложению текста. Выпишите словосочетание, в котором главное слово выражено именем прилагательным (самоуверенное (как?) несокрушимо)

5. Сделайте вывод. Слайд 15 Наречия могут относиться к глаголам, деепричастиям, прилагательным.

6. Наши представления о наречии будут неполными, если мы не обратимся к следующим предложениям. Выпишите из них словосочетания с наречием. Сделайте вывод.

Слайд 16 Странно было видеть этих птиц, быстро мелькающих между нами. Они по-прежнему потихоньку двигались к озеру. Мы их встретили в доме напротив.

Слайды 17–21 (мелькающих (как?) быстро, потихоньку (как?) по-прежнему, в доме (каком?) напротив)

7. Сделайте вывод. К каким частям речи относятся наречия и что они обозначают? Слайд 22 (Наречия относятся к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, наречиям, обозначают признак действия и признак признака. Наречия могут обозначать и признак предмета, относясь к существительным.

4. Слайд 23 Время ЧЕТВЕРТОЙ ПЕЧАТИ. Что же скрывается за ней? Здесь удивительное стихотворение. Слайд 24

Говорят, наречия
Совсем не изменяются.
Это очень даже
Просто проверяется.
Слово ОЧЕНЬ мы возьмем.
ОЧЕНЯМИ, ОЧЕНЕМ…
Да, уже понятно нам:
Нету слова ОЧЕНЯМ!
Для примера мы тогда
взяли слово НИКОГДА.
Начинаем изменять:
НИКОГДАМ и НИКОГДАТЬ.
Да и здесь один ответ:
НИКОГДОВ на свете нет!
Верно, что наречия
Совсем не изменяются,
Вовсе не спрягаются
И вовсе не склоняются!

На основе стихотворения сделайте вывод о морфологических признаках наречия. (Наречия не изменяются) Слайд25 Наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия на -о, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.

5. Слайд26 ВРЕМЯ ПЯТОЙ ПЕЧАТИ. Грамматическое значении наречий известно, с морфологическими признаками познакомились. Теперь предстоит узнать о синтаксической роли наречий.

Вернемся к отрывку из произведения Тургенева. Обратимся к первому предложению. Слайд 27

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже впереди.

Определите, какими членами предложения будут наречия. Сделайте вывод. (В предложении наречие является обстоятельством.) Но наречие в предложении может быть и определением, и дополнением и подлежащим.

Итак, после открытия пять печатей, у нас уже сложилось представление о наречии. Что же такое наречие? Охарактеризуйте эту часть речи. Слайд 28

6. Слайд 29 ВРЕМЯ ШЕСТОЙ ПЕЧАТИ. В силу своего происхождения среди наречий много таких, которые звучат так же, как и формы других частей речи. Следовательно, надо не только знать теоретические сведения, но и уметь их применять на практике.

Перед вами примеры из книг видных ученых-лингвистов Виктора Владимировича Виноградова и Александра Николаевича Гвоздева. Определите, где наречия, а где формы других частей речи

Беречь тепло – тепло одеться Слайд30
Крыша дома – каникулы я провел дома Слайд31
Причинить зло – смеяться зло – лицо зло Слайд32

7. Слайд 33 ВРЕМЯ СЕДЬМОЙ ПЕЧАТИ. Эту печать вы приоткроете дома и узнаете из домашнего упражнения 201, как в русском языке появились наречия ПЕШКОМ и МЕЛЬКОМ, какое значение имеют эти слова.

Также много интересного о наречии можно узнать из книг Слайд 34

  1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
  3. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1996.

Слайд 35