Рисование для немых

Разделы: Классное руководство


Вступительное слово:

Толерантность – ценность, необходимая для достижения мира, это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. Развитие толерантности и правовой культуры – важнейшая точка пересечения интересов общества и школы. Такое партнерство стратегически работает на развитие гражданского общества.

В последние годы школа стала многонациональной. Вопросы толерантности стоят на первом месте. Дети должны смотреть друг на друга с любовью.

Работа педагогического коллектива по теме толерантности - первая ступень в длительном развитии культуры мира. Толерантность – это минимальное требование к общественным отношениям: не допускать насилие и принуждение. В этом году на первом уроке и последующих воспитательных мероприятиях было проведено обсуждение, как дети и взрослые понимают “толерантность”. На уроках и классных часах учителя раскрывают перед учащимися симптомы нетерпимости, ведь они существуют в обществе, а значит, существуют и в школе. В школе большим потенциалом в формировании толерантного поведения обладает созданный ученический совет, который дает учащимся практические навыки разрешения конфликтов, возникающих в их среде на различной почве, в том числе и на этнической. Совместные выезды в театры, музеи, другие города, проведение досуга. Мир – един! Все должны жить вместе. Эта работа идет каждый день на уроках и после.

Как понять друг друга? Как быть услышанными?

Данное мероприятие направлено на:

• формирование у школьников навыков толерантного поведения;

• организацию социального взаимодействия учителей и учеников по предотвращению и разрешению конфликтов;

• активное участие школьников в повышении культуры толерантности.

Основная цель: демонстрация значения организации постоянной связи в процессе педагогического взаимодействия.

Материалы для подготовки: участникам раздаются листы для рисования и простые карандаши (ластиками пользоваться нельзя!); отдельно заготавливается вариант бланка “геометрия”; стул “учительский” ставится на расстоянии приблизительно двух метров напротив “класса”.

Процедура. Участникам предстоит разыграть мини-урок, проходящий в следующих условиях. Один из участников получает роль “парализованного учителя”. Ему запрещается в процессе преподавания вставать со стула и показывать что-либо руками “ученикам” - другим участникам группы, сидящим “в классе” за рабочими столами. “Ученики”, в свою очередь, - “немые”, им запрещается издавать голосом какие-либо звуки, а также вставать со своего места.

1 этап. “Учителю” дают бланк с изображением композиции из семи - восьми, соприкасающихся хотя бы в одной точке, геометрических фигур. “Ученики” не должны видеть этого изображения. “Учитель” должен за короткий промежуток времени рассказать классу, что на рисунке. Ученики по этому рассказу должны нарисовать у себя идентичную картину. После окончания работы выставляются оценки по результатам работы.

2 этап. Участники обсуждают ситуацию. Отвечают на вопросы: Почему не получилось нарисовать картинку? Почему “учитель” не заметил безмолвной паники в рядах своих “учеников”? Почему Вы пытались срисовать у соседа? Почему Вы выполняли работу “как сам понял, хотя было ясно, что не то”? Почему Вы положили карандаш и ждали окончания “спектакля”?

3 этап. Каждый высказывает свои пожелания “учителю”. “Учитель” тоже делает анализ своей работы. Формулируются те или иные дидактические правила.

4 этап. Урок повторяется с другим учителем (и другим рисунков), который пытается учесть в работе те правила, которые были сформулированы группой.

5 этап. Посадка в круг. Сравнивается эффективность двух проведенных уроков, делаются выводы. Затем участники обмениваются самочувствием.

Примечание. Успешно выполнить упражнение, значит получить от группы рисунки идентичные оригиналу. С третьем попытки - 70% “учеников” справляются на “отлично”.