Цели урока:
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие “Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье 8 класс”, кусочек пластилина, на столах пустые таблицы для заполнения строения и функций клеток крови.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Эпиграфом нашего урока, как и всех наших уроков, я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь”. Сегодня на уроке мы будем слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему научимся.
У вас на столах лежат письма – шифровки. Давайте попробуем их разгадать. Рисунок 1.
Учащиеся отвечают (Кровь – особая жидкость)
Сообщение №1 (Приложение №1)
- А что мы называем кровью?
Сообщение № 2 (Приложение №1)
- А каков состав крови? (Учащиеся отвечают что кровь состоит из плазмы и форменных клеток. Дают характеристику и химический состав плазмы. Называют что относится к форменным клеткам крови)
Сообщение № 3 (Приложение №1).
Учитель: Итак первая станция нашего путешествия называется “Эритроциты”.
Из конца в конец ведут
Трубочки – дорожки.
И по двум кругам плывут
Красные лепешки.
Учитель: Из этой загадки об эритроцитах, что мы можем сказать о внешнем строении и нахождении эритроцитов?
Учащиеся отвечают, что они красного цвета в форме лепешек и вместе с кровью плывут по двум кругам кровообращения.
Учитель: Давайте посмотрим, так ли это. На доске высвечивается слайд № 12, 13.
Учитель: Слово эритроциты сложное от греч. “эритрос” - “красный”, а “цитос” - “сосуд, клетка”. Запись в тетрадь.
Учитель: Прежде чем их исследовать, давайте познакомимся с интересной дополнительной информацией об эритроцитах. Приложение № 2 лежат на столах обучающихся.
- Что вас удивило в этой информации?
Обучающиеся высказывают свои версии.
Идет заполнение таблицы. Приложение № 3.
Учитель: Давайте вылепим из пластилина форму эритроцита.
- А почему такая форма и строение?
Лабораторная работа.
Тема “Микроскопическое строение крови человека
и лягушки”
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови лягушки и человека.
Ход работы
- Приготовить микроскоп к работе.
- Установите под микроскопом микропрепарат крови человека.
- Рассмотрите, найдите эритроциты.
- Теперь установите под микроскопом микропрепарат крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов человека.
- Эритроциты чьей крови – лягушки или человека – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
- Запишите выводы.
Учитель подводит учащихся к выводам, что такая двояковогнутая форма и отсутствие ядра необходимо для того, чтобы увеличить площадь эритроцита, а следовательно чтобы он как можно больше перенес кислорода, так как его функция - транспорт кислорода.
Показать слайд № 14 из мультимедийного пособия.
Нет белка в крови важней
Состоит из двух частей.
В лёгких кислород забирает
И название меняет.
Дальше где-то протекая,
Кислород белок теряет.
- О каком белке идет речь?
От греч. “гем” - железо, “глобин” - белок. Запись в тетрадь.
Учитель с помощью мультмедийного пособия рассказывает о транспорте кислорода эритроцитами.
Проблема: почему у человека кровь красная, а у глубоководных моллюсков голубая?
Выслушать версии обучающихся.
Сообщение № 4. Приложение № 1
- Запишите в тетрадь норму гемоглобина у мужчин и женщин.
- При каких показателях гемоглобина в организме возникает малокровие?
- Причины малокровия.
- Каково минимальное содержание гемоглобина в организме, при котором еще продолжается жизнь?
Запись в тетрадь определения термина - малокровие.
Малокровие – болезнь крови, вызванная снижением эритроцитов в крови или содержанием гемоглобина в них.
У вас на столах в коробочках лежат “предметы”, в которых содержится железо необходимое для поддержания нормального уровня гемоглобина в крови (яблоко, гранат, изюм, гематоген).
На доске высвечивается слайд №15. Идет беседа учителя с обучающимися по этому слайду.
Учитель: А сейчас внимание – черный ящик! В этом ящике лежит фрукт - рекордсмен по содержанию железа среди фруктов. Родина его – Китай. В Европу был завезен в 16 веке. (Это хурма)
И завершающий этап работы на этой станции - письмо. Чтобы перейти на следующую станцию нам надо найти все биологические ошибки в этом письме. Приложение № 4 (№ 1).
Учитель: И так вторая станция нашего путешествия называется “Лейкоциты”.
От греч. “лейкос” - бесцветный и “цитос” - клетка. Запись в тетрадь.
Учитель: Прежде чем их исследовать, давайте познакомимся с интересной дополнительной информацией о лейкоцитах. Приложение №2 лежат на столах обучающихся.
- Что вас удивило в этой информации?
Обучающиеся высказывают свои версии.
Идет заполнение таблицы. Приложение № 3.
Сообщение № 5. Приложение № 1.
Рассказ учителя о лейкоцитах с использованием мультимедийного пособия.
В ходе рассказа учителя обучающиеся составляют схему. Слова для заполнения: фагоцитоз, фагоциты, лимфоциты, т – клетки, т - хелперы, т - супрессоры, т - киллеры, антитела, в – клетки.
Рассказ ученика о И. И. Мечникове, который посвятил многие годы изучению защитных свойств крови.
И завершающий этап работы на этой станции - письмо. Чтобы перейти на следующую станцию нам надо найти все биологические ошибки в этом письме. Приложение № 4 (№2).
3. Закрепление нового материала.
Практические вопросы
(обсуждаем, работая в парах)
1. На основании чего можно утверждать, что клетки крови – живые?
2. Женщина вышла на крыльцо своего дома и увидела на нем кровь. Она вызвала милицию. Приехавшие вместе с милицией эксперты установили, что это кровь курицы. На основании чего они сделали такой вывод?
3. Одно из опасных заболеваний человека – малокровие. Каковы возможные причины возникновения этого заболевания? Предложите некоторые способы профилактики этой болезни.
4. Предположим, что в крови человека медики обнаружили резкое увеличение лейкоцитов. Каковы могут быть причины этого явления? Должно ли оно вызывать беспокойство у обследованного человека?
5. Зрелые эритроциты человека не имеют ядер. Объясните этот странный факт, опираясь на знания о функциях крови.
6. Предположим, что житель гор переехал в поселок расположенный на равнине. Как должно измениться количество эритроцитов у него и почему?
7. У человека цвет крови – красный, у головоногих моллюсков – голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.
В одной популярной книге по физиологии сказано: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание”. О чем хотел сказать автор этой книги?
Задание на дом: стр. 70–72. Составить сенквейн: 1 вариант на эритроциты, 2 вариант на лейкоциты.
Использованная литература
- Г.М. Муртазин “Активные формы и методы обучения биологии”. Издательство “Просвещение”, 1989 год.
- И.Д.Зверев “Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся образовательной школы 8-9 классы”. - М.: Вентана–Графф, 2000.
- Учебник Р. Д. Маш “ Биология. 8”. Иц Москва “Вентана–Граф”, 2007 год.