Работая с детьми в подготовительной к школе группе по ознакомлению детей с окружающим миром, считаю, что надо уделять внимание на природоохранную деятельность людей в своём регионе.
Занятия надо проводить интегрированные; используемый для работы материал должен отражать окружающий ребёнка мир, быть доступным и понятным. Сочетание разнообразных видов деятельности делает процесс восприятия более эффективным и менее утомительным.
Считаю, что большое значение при воспитании ребёнка экологической культуре имеет окружающая среда, личный пример взрослого. И то как на неё воздействовал человек, результат этого воздействия ребёнок должен видеть и осознавать на природе родного края.
При ознакомлении с природой родного края прививается бережное отношение к растениям и животным, гордость за красоту и неповторимость природы. Надо показать факты отрицательного воздействия человека на природу и примеры рационального использования природы человеком, познакомить ребят с исчезающими и редкими животными, растениями Среднего Урала, что делается для сохранения оставшихся животных и растений в их городе. И что сами дети могут сделать для сохранения родного края.
Для достижения этих целей знакомлю детей подготовительной к школе группе с отрицательным воздействием человека на Урале, в городе Екатеринбурге: "В последнее время значительные изменения претерпела среда обитания млекопитающих в Свердловской области. Районы интенсивных рубок древостоя прошлых лет в Гаринском, Таборинском, Серовском районах, вокруг городов Ивдель, Карпинск, Североуральск остаются малопригодными для соболя, белки, других типично таёжных видов. Реки,на водоразделе которых леса были вырублены, мелеют, в них исчезает рыба, а вместе с ней снижается численность норки, выдры. Большие по площадям вырубки, зачастую с брошенной заготовителями древесиной, становятся пожароопасными. На вырубленных площадях погибают черничники и брусничники, перестают расти грибы. Кормовая ценность таких мест для животных резко снижается, такие площади бедны зверями и птицами. Некогда населённые леса становятся пустыми... В 1990-е годы значительный ущерб (прямой и косвенный) животному миру нанесли лесные пожары... Нахождение большого количества людей в лесах (как прямо, так и косвенно) отрицательно сказывается на условиях обитания диких зверей. Звери и птицы оттесняются в места, малопригодные для их обитания, где происходит гибель молодняка. Вырубка спелых берёзовых лесов по югу области приводит к истощению зимних кормов для рябчика, тетерева, которые активно используются в пищу хищными млекопитающими..."
Знакомство детей подготовительной к школе группе с природоохранной деятельностью людей начинается с рассказа о том, что такое "Красная книга", почему она так называется, для чего её составили: Красной книга называется потому, что красный цвет олицетворяет опасность, призывает к вниманию, бдительности по отношению к исчезновению с лица земли редких растений, животных, птиц,насекомых и других живых существ. Применяются меры сохранения - организация специальных заповедников, питомников, заказников, лесных боров.
Животные, растения, птицы и другие существа исчезают от неправильных действий человека - рубки леса, отравления приманками, попадания в капкан, разорения гнёзд, отстрела браконьерами, распашки целинных земель, степей, выпаса скота, гибель от применения ядохимикатов, сенокошения, сбора соцветий в больших количествах на букеты, собирания лекарственных трав с корнем.
Дети и взрослые должны знать правила поведения в лесу:
- не пытаться поймать зверька, птицу, ...
- не пугать;
- не бросать палками, камнями, ...;
- не разорять нору или гнездо;
- не рвать много и с корнями.
Работа с региональным компонентом:
" ... в Свердловской области появилась собственная "Красная" книга. Заглянув в неё, можно узнать, какие животные, растения, грибы, обитающие в наших краях, находятся на грани вымирания, а какие безвозвратно исчезли.
Так, лишь в Красной книге "живёт" Благородный олень, который был истреблён в конце 19 века, и азиатский бобёр. Ещё один зверь, которого больше невозможно найти в лесах Среднего Урала, - выхухоль.
Беспозвоночных признают вымершими тогда, когда они не встречаются в природе более пятидесяти лет. Млекопитающих и птиц приписывают к исчезнувшим видам, если они целый век не попадались на глаза человеку.
Исчезают филины и орлы, стерхи и кулики ...
В группу риска входят обыкновенные ежи. На грани вымирания европейские норки..
Их разыскивают ... экологи."[ газета "Уральский рабочий", № 5, 2003 год].
И ребята из моей группы тоже экологи, юные знатоки-экологи.
Одна из форм работы по охране растительного мира - организация в группе кружка " Юные знатоки-экологи".
При работе прежде всего используется сделанная своими руками "Красная книга Среднего Урала", потому что ребята должны располагать точными сведениями о том, какие виды растений данного района, области находятся под угрозой и нуждаются в охране. Подбираю хорошие цветные рисунки этих растений, чтобы дети могли безошибочно узнавать их по внешнему виду. Ребята перерисовывают их в свой альбом . У детей есть все "портреты" редких растений. Затем проводится проектно-исследовательская работа: "Такой разный венерин башмачок" (так как в кружке состоят юные знатоки-экологи, то мы пока работаем только над этим проектом (составляем его полную характеристику: морфологические признаки, особенности размножения, условия произрастания, географическое распространение, практическое использование, для чего надо его охранять.). Имея цветные изображения растений и животных, их подробную характеристику, мы познакомили параллельную подготовительную к школе группу с теми видами флоры и фауны, которые необходимо охранять.
Ещё одна форма работы кружка: создание живой коллекции редких видов растений на участке. Это долгосрочный проект. Наш кружок организован осенью, мы посадили колокольчики, сон-траву, подснежник, ландыш. Весной будем высевать и высаживать редкие растения на участок, которые сможем приобрести (из ботанического сада). Здесь будут наблюдения за различными стадиями развития выращиваемого растения. Имея живую коллекцию можно проводить и беседы об охране растительного мира.
Работа с региональным компонентом и природоохранной деятельностью начинается уже с первых занятий: "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы."
Выясняем, какие грибы растут в наших лесах, какие грибы редкие и исчезающие, вспоминаем как надо собирать их, чтобы грибница не повреждалась.
В рабочей тетради "Добро пожаловать в экологию!" на 33 странице выполняем задание № 30. ["Добро пожаловать в экологию!", рабочая тетрадь для детей 6 -7 лет, О. А. Воронкевич, библиотека программы "Детство", подготовительная группа. Часть первая. Издательство "Детство-пресс". Санкт-Петербург. 2009.]
- Размести растения и животных там, где они располагаются в лесу.
а) Вырежи изображения деревьев и кустарников. Найди для каждого растения свой "этаж" и наклей рисунки.
б) Вырежи рисунки животных и правильно "рассели" (наклей) их по "этажам". (Вспоминаем, какие растения и животные, "расселенные" по "этажам", живут в нашей области, какие занесены в "Красную" книгу. Рисуем изученные ранее грибы на соответствующем "этаже"). Это задание выполняется после изучения темы: "Животные леса", "Растения леса". Повторяем на нём изученную ранее тему: "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы".
Связь экологического воспитания с другими дисциплинами.
Межпредметная связь (интегрированное занятие).
а) Развитие речи.
1. Работаем с плакатом "В лесу", составляем связный рассказ, моделируем различные ситуации поведения в лесу.
2. Составление предложений по картинкам со словами НОГА (НОГИ), НОЖКА, (НОЖКИ), (стр.10). [Ушакова О.С., "Развитие речи детей 6-7 лет, пособие для дошкольников, Москва. - Издательский центр "Вентана-Граф", 2009.)
3. Составление сказки по картинкам, (стр. 5). [ Ушакова О.С., "Развитие речи детей 6-7 лет, пособие для дошкольников, Москва. - Издательский центр "Вентана-Граф", 2009]
4. Творческая работа: составить рассказ о Грибе-лесовичке (домашняя работа).
б) Изобразительная деятельность.
Начинаем составлять и оформлять "Жалобную книгу природы" (жалуются грибочки, что их рвут с корнями; птенчики, потому, что дети лезут к гнезду и пугают их; сосна (срубили её для костра, а часть так и лежит возле пня); лягушка (её хотели поймать); соловей (его лишили гнезда, птенчики погибли, срубив дерево); мухомор (пинают его, считая бесполезным); ёжик (его поймали, унесли домой, а " дома" (лесу) у него ежатки), ...
В "Альбоме наблюдений" фиксируем дату появления на нашем участке шампиньона (вырос на грядке) и рисуем его.(Наблюдение на прогулке было) .
Рисование сказочного дома-гриба.
в) Конструирование и ручной труд.
Изготавливаем оригами (грибы).
Изготавливаем муляжи съедобных и несъедобных грибов (папье-маше) (в дальнейшем используем их при оформлении модели "Лес", на макете "Природа и горы Урала ").
г) Лепка.
Лепка съедобных и несъедобных грибов (грибная композиция).
д) Аппликация.
Опрокинутая корзина с грибами.
е). Театрализованная деятельность.
Экологическая сказка "Лес". [ежемесячная газета "ПедСовет", № 11, ноябрь, 2004]. (Даны выдержки из сценария экологической сказки: спор животных о том, кто же главный из них. В этой сказке есть обучающий и воспитывающий момент: охрана животных, создание заповедника, содержится мысль о том, что каждый из животых главный.) Итогом является выставка детских работ, сделанных дома под руководством родителей и сделанных в группе совместно с воспитателем во второй половине дня, сделанных на занятиях.
ж) Художественное чтение.
Чтение рассказов и сказок о животных А. Н. Толстого, Пришвина, В. Даля "Война грибов с ягодами", К. Ушинского, В. Зотова "Опёнок летний, опёнок осенний, опёнок ложный, рыжик, свинушка" (из книги "Лесная мозаика"), сказы Бажова (по теме: "Природные богатства Урала"), Д. Н. Мамин - Сибиряк, ...
Составление описательного рассказа о изученном животном или растении из "Красной" книги по алгоритму.
Заочные занятия - путешествия
Проводятся у нас и занятия-путешествия .Мы побывали в лесу, на реке, на лугу и в пустыне. После путешествия заочного ребята на карте находят места, где могут находиться лес, луг, река, пустыня, проводят стрелочки к моделям (задание выполняется в рабочей тетради .[ "Добро пожаловать в экологию!", рабочая тетрадь для детей 6 -7 лет, О. А. Воронкевич, библиотека программы "Детство", подготовительная группа. Часть вторая. Издательство "Детство-пресс". Санкт-Петербург. 2009]. Вспоминаем, какие добрые дела совершили. Рисуем их.
Задание выполняется после занятия "Загадки природы".
1. Ребёнок рисует алгоритм возрождения леса после пожара: травы - насекомые - мелкие животные - кустарники - птицы - деревья - животные, живущие на деревьях.
2. Ребёнок рисует алгоритм возрождения луга: посадка семян - появление травы - появление насекомых - появление мелких животных, живущих на лугу.
3. Ребёнок рисует напоминающие знаки: не бросай мусор в воду, не бросай стекло, не рви водные растения. не мой машину в реке.
4. Ребёнок рисует модели первой помощи при солнечном ударе: зонтик, вода, холодный компресс на голову.
Работа с "Красной" книгой.
Юные знатоки экологи изготовили своими силами (совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня) "Красную книгу", "Красную книгу
Урала". Ребятам очень нравится работать с этими книгами, которые они помогали создавать, к которым они подбирали информацию вместе с родителями, в группе, работая с дополнительной литературой, готовили иллюстрации; для закрепления изученного материала готовятся распечатки-раскраски "Охраняемые животные".
Использую схему, составленную для закрепления: "Влияние человека на природу".
"Жалобная книга природы".
Вслед за воспитателем ребята составляют свою "Жалобную книгу природы", сделанная мной - это изображение отрицательного воздействия человека на природу, как нельзя поступать с природой, всё это в красной рамке ("Запрещающие знаки") (на ватмане рисунки в рамке из цветного скотча).
Работа в рабочей тетради ["Добро пожаловать в экологию!", рабочая тетрадь для детей 6 -7 лет, О. А. Воронкевич, библиотека программы "Детство", подготовительная группа. Часть вторая. Издательство "Детство-пресс". Санкт-Петербург. 2009].
Диагностическое задание: расскажи о правилах поведения человека в лесу, на лугу, на водоёме. Раскрась разноцветными карандашами запрещающие знаки, относящиеся к правилам поведения человека: на водоёме - синим цветом, в лесу - зелёным, на лугу - жёлтым.
Изготовление папок в мини-кабинет по экологии (папки находятся в свободном пользовании для детей).
Подготовлены папки: "Заповедники Свердловской области" ("... заповедник "Денежкин камень" создан для охраны малонарушенных горно-среднетаёжных
ландшафтов Северного Урала и памятника природы - горы Денежкин Камень ..." [ газета "Уральский рабочий", № 9, 2007 год] ; " ... Ильменский заповедник образован в 20 -м году, на восточном склоне Южного Урала, и вначале действовал как минералогический , название своё заповедник получил от горного хребта Ильменского, который протянулся на 40 км восточнее главного Уральского хребта. Главной достопримечательностью Ильменского края является озеро Тургояк, ..." [газета "Уральский рабочий", № 3, 2009 год]; "Висимский биосферный заповедник" государственный природный заповедник. На территории заповедника зарегистрировано 37 видов млекопитающих, 130 видов птиц, 12 видов рыб, 4 -земноводных, 3 пресмыкающихся. На его территории встречаются около 400 видов сосудистых растений ..." [ Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. Москва, - Аванта, 2001год]
"Вишерский заповедник на севере Пермской области. Создан в 1991 году для сохранения экосистем среднегорий Северного Урала. Среди охраняемых видов
животных - бурый медведь, соболь, чёрный аист, скопа, орлан-белохвост, ..." [Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. Москва, - Аванта, 2001 год]; папка "Национальный парк - Припышминские боры" ("... внесены в Красную книгу грибы: ежевик коралловидный, спарассис курчавый; покрытосеменные: венерин башмачок крупноцветковый, венерин башмачок настоящий, калипсо луковичная, неоттианте клобучковая; птицы: беркут, большой подорлик, орлан- белохвост, сапсан, скопа, филин"), [Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. Москва, - Аванта, 2001 год]; папка "Заказники Свердловской области". заказники создаются для увеличения определённого вида животных. Есть комплексные заказники, в которых охота на все виды, в том числе на птиц, запрещена и видовые заказники, существующие для увеличения определённого вида. ..." , [Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. Москва, - Аванта, 2001 год]; "Национальный природный парк "Оленьи речьи" - это охраняемые участки малонарушенной природы, доступные для экскурсий и отдыха..." [Т. П. Нездолий "Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области". ООО "Форум - книга", Екатеринбург, 2007]; создана папка "Природные богатства Урала", в которой рассказывается о полезных ископаемых родного Урала" [подбор материала из газеты "Уральский рабочий за разные годы]; папка "Зоопарк Екатеринбурга - живая коллекция" [в папках собраны и систематизированы статьи из газеты "Уральский рабочий"].
Самостоятельная работа детей с литературой подготовительной к школе группе (во второй половине дня).
Очень нравится детям подготовительной к школе группе работать самостоятельно с учебным изданием Тамары Петровны Нездолий "Путешествуем по Свердловской области". В ней подробно описана природа Среднего Урала. Это не просто рассказы, а это рассказы-путешествия. Можно по ней научиться добывать воду и пищу в лесу, разводить костёр разными способами и как не навредить природе (даны правила поведения в лесу: для костра используем только сухие веточки ("мёртвые"), возле леса хвойного,
сухих деревьев не разводим костёр. А перед уходом собираем весь свой мусор, заливаем костёр и угли водой. (Это прекрасный материал для предварительной работы для воспитателя, для бесед с ребятами над проблемными вопросами:"Огонь - друг или враг?", "Как вести себя в гостях у Природы?"). Можно составить много ещё и проблемных вопросов и правил поведения в лесу, чтобы сохранить первозданные , нетронутые уголки родного Урала. Здесь есть карта "Географическое положение Свердловской области",
"Карта природных зон Свердловской области", "Карта природных вод Свердловской области". Взяв за основу эти карты мы изготовили с ребятами карту "Природоохранная деятельность человека", на которой отмечены изученные заказники, заповедники, национальный парк, особоохраняемые, редкие животные и растения.