Цели урока:
обучающая:
- сформирование понятия «механическая волна»;
- рассмотрение условий возникновения двух видов волн;
- характеристики волн;
развивающая:
- развитие умения применять знания в конкретных ситуациях;
воспитательная:
- воспитание познавательного интереса;
- положительной мотивации к обучению;
- аккуратность при выполнении заданий.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование:
для демонстраций: резиновый шнур, стакан с водой, пипетка, макет «Волновая машина», компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Волны».
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
2. Актуализация опорных знаний
Тест
Вариант № 1
1. Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями?
. Движение качелей.А
Б. Движение падающего на Землю мяча,
В. Движение звучащей струны гитары.
2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются свободными?
. Колебания груза на пружине после однократного отклонения его от положения равновесия.А
Б. Колебания диффузора громкоговорителя во время работы громкоговорителя.
В. Колебания груза на нити, один раз отведенного от положения равновесия и отпущенного.
3. Частота колебаний тела равна 2000 Гц. Чему равен период колебаний?
4. Дано уравнение x=0,4 cos 5nt. Определить амплитуду, период колебания.
5. Подвешенный на нити груз совершает малые колебания. Считая колебания незатухающими, укажите правильные ответы.
. Чем длиннее нить, тем больше частота колебаний.А
Б. При прохождении грузом положения равновесия скорость груза максимальна.
В. Груз совершает периодическое движение.
Вариант № 2
1. Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями?
. Движение веток деревьев.А
Б. Движение капелек дождя на землю.
В. Движение звучащей струны гитары.
2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются вынужденными?
. Колебания груза на пружине после однократного отклонения его от положения равновесия.А
Б. Движение поршня в цилиндре двигателя внутреннего сгорания.
В. Колебания груза на нити, один раз отведенного от положения равновесия и отпущенного.
3. Период колебаний тела 0,01 с. Чему равна частота колебаний?
4. Тело совершает гармоническое колебание по закону =20 sin nt. Определить амплитуду, период колебаний.
5. Подвешенный на пружине груз совершает малые колебания в вертикальном направлении. Считая колебания незатухающими, укажите правильные ответы.
. Чем больше жесткость пружины, тем больше период колебаний.А
Б. Период колебаний зависит от амплитуды.
В. Скорость груза изменяется со временем периодически.
3. Формирование новых знаний.
Основной физической моделью вещества является совокупность движущихся и взаимодействующих между собой атомов и молекул. Использование этой модели позволяет объяснить с помощью молекулярно-кинетической теории свойства различных состояний вещества и физический механизм переноса энергии и импульса в этих средах. При этом под средой мы можем понимать газ, жидкость, твердое тело.
Рассмотрим способ переноса энергии без переноса вещества в результате последовательной передачи энергии и импульса по цепочке между соседними взаимодействующими друг с другом частицами среды.
Волновой процесс - это процесс переноса энергии без переноса вещества.
Демонстрация опыта:
- прикрепим к потолку резиновый шнур и резким движением руки заставим его свободный конец совершить колебание. В результате внешнего воздействия на среду в ней возникает возмущение – отклонение частиц среды от положения равновесия;
- проследить за распространением волн на поверхности воды в стакане, создавая их каплями воды, падающими их пипетки.
Механическая волна - это возмущение, распространяющееся в упругой среде от точки к точке (газ, жидкость, твердое тело).
Знакомство с механизмом образования волны на макете «Волновая машина». При этом учитывать колебательное движение частиц и распространение колебательного движения.
Различают волны продольные и поперечные.
Продольные – волны в которой частицы среды колеблются вдоль направления распространения волны. (Газы, жидкости, твердые тела). Наблюдается когда забивается гвоздь молотком, продольный импульс проносится вдоль гвоздя, загоняя его глубже.
Поперечные – волны, в которой частицы колеблются перпендикулярно направлению распространения волны (твердые тела). Наблюдается в веревке, один конец которой приходит в колебательное движение.
Бегущая волна, основное свойство которой в переносе энергии без переноса вещества: электромагнитное излучение Солнца обогревает Землю, волны океана размывают берега.
Характеристики волны.
Длина волны – расстояние, пройденное волной за один период колебания ее частиц. На расстоянии длины волны располагаются соседние гребни или впадины в поперечной волне или сгущения или разрежения в продольной.
λ - длина волны.
Скорость волны - скорость перемещения гребней и впадин в поперечной волне и сгущений и разрежений в продольной.
v – скорость волны
Знакомство с формулами для определения длины волны:
λ = v / v
λ = v T
v – частота
T – период
СИ: λ = [м]
Формирование умений и навыков.
Решение задач.
1. Мальчик несет на коромысле ведра с водой, период свободных колебаний которых 1,6 с. При какой скорости движения мальчика вода начнет особенно сильно выплескиваться, если длина его шага 65 см?
2. По поверхности воды в озере распространяется волна со скоростью 8 м/с. Каковы период и частота колебаний бакена, если длина волны 3 м?
3. Длина волны в океанах может достигать 400 м, а период 14,5 с. Определите скорость распространения такой волны.
Итоги урока.
1. Что такое волна?
2. В чем заключается процесс возникновения волн?
3. Какие волны мы воспринимаем находясь в классе?
4. Происходит ли перенос вещества среды при образовании волн?
5. Перечислите характеристики волн.
6. Как связаны скорость, длина волны и частота?
Домашнее задание:
П.31-33 (учебник Физика-9)
№ 439,438 (Рымкевич А.П.)