Профессиональное самоопределение не может сводиться только к выбору «где учиться? куда устроиться на работу?». Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением, и, как указывают А.Л. Журавлев, А.Б. Купреченко, И.С. Кон, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др., является его частью.
Самоопределение человека сложный, часто очень болезненный процесс, который всегда сопровождается глубоко личными переживаниями. Что лежит в основе этого процесса? Щедровицкий П.Г. считает, что это способность человека строить свою личную индивидуальную историю, самого себя. По мнению Франкла В. и М. Гинзбург, это поиск смыслов жизни и ориентиров на будущее. По мнению Абульхановой – Славской К.А., это осознанное стремление занять определенное место, позиции в жизни: «жизненный путь человека» есть жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), талант и жизненный опыт.
Какими средствами мы можем содействовать подросткам формированию жизненной, профильной, профессиональной направленности, проектированию своего будущего, как помочь им актуализировать за короткое время общения с психологом и свою жизненную философию, понять свои стремления, свои смыслы жизни? Размышляя над этими вопросами, обратила внимание, как мои дети смотрят художественные фильмы, любят размышлять об увиденном, о жизненных событиях героев. Так родился замысел данного лектория. Использовала видеолекторий сначала как прием установления контакта в трудных случаях самоопределения ребенка и взрослого, осложненного потерей близких или трудной жизненной ситуацией. Кинотерапия как практика психотерапевтической поддержки давно используется в отечественной психологии и психотерапии наряду с другими видами творческого общения с искусством, литературой, наукой. Постепенно собралась коллекция художественных фильмов, которые более всего помогали решать те или иные ситуации и были найдены наиболее эффективные формы диалога после просмотра. Одним из таких средств может быть культурный дискурс как форма диалога и как способ сопровождения процесса жизненного самоопределения и выбора профессии. В последнее время дискурс активно используется и прорабатывается как метод профориентационной работы (Пряжников Н.С. и другие). Кинопрофориентационный дискурс как метод не описан в изученной нами литературе. Просмотр фильма, на наш взгляд, уже есть процесс культурного дискурса, как встреча разных культур диалога, разных возрастов, разных философий.
Дискурс (от лат. discursus-рассуждение) в отличие от привычных учебных диалогов позволяет не просто обмениваться репликами, а изначально настраивает на необходимость услышать другого. Фильм как режиссерский монолог необходимо «прочитать» во всей совокупности многомодальных художественных знаков. Это стимулирует зрителей самим сделать рассуждение, открыть свои смыслы. В основе дискурса как метода профориентационной работы лежит дискурсивное мышление. Психологическая сущность дискурсивного мышления имеет огромное значение для решения задач профориентации, так как эта форма речевого мышления опосредуется прошлым опытом подростка. Знание как бы открывается путем внутреннего созерцания. Наблюдая события героев фильма, подросток открывает процесс формулирования своих истинных трудностей самоопределения и одновременно пытается формулировать варианты их решения и преодоления.
Почему выбраны художественные фильмы? Потому что герои задумываются над выбором жизненного и профессионального пути, потому что фильм - завершенная индивидуальная история. Еще в 70-е годы 20 века М.Е.Бурно отмечено, что искусство «это не просто чтение рассказов, созерцание картин, а осознанное творческое, целебное изучение произведений искусства для поиска, уточнения своего жизненного пути» [2, с. 130].
Основные механизмы влияния кино на самосознание подростка:
- Проективная идентификация. Подросток идентифицирует себя с образами фильма. Например, фильм «Билли Эллиот», затрагивает гендерный и детско-родительский аспекты выбора профессионального и жизненного самоопределения, многие мальчики сталкиваются с категоричной оценкой отцов «немужских» профессий, таких как танцор, музыкант. Переживая вместе с героем фильма, подростки задумываются о возможностях художественно-эстетического профиля обучения, о том какую роль может играть династийный фактор выбора профессии. Если отец и брат-шахтеры, но тебе нужны не бокс и техника, а совсем другое? Фильм дает варианты решения этих вопросов.
- Эффект драматической дистанции. Идентифицируя себя с героем фильма, подросток способен отделить от себя травмирующий, пугающий, психологически небезопасный материал (переживания, мысли о необходимости принимать ответственность, делать выбор) и увидеть его как бы со стороны. Осознание того, что «это всего лишь фильм, фантазия режиссера и не более», позволяет осторожно исследовать болезненные сферы и вопросы самоопределения. Этот эффект наиболее хорошо виден в работе с подростками, пережившими утрату одного из родителей. (например, фильмы «Король воздуха», «Волшебная страна»).
- Хотя фильм и является режиссерской фантазией, человек во время просмотра переживает вполне реальные чувства. Наблюдается эффект катарсиса. При этом герой фильма играет активную роль, а подросток-зритель сопереживает ему, проходит с ним сквозь всю сюжетную линию. Например, фильм «Прогулка в облаках», побуждает актуализировать свои личные мотивы выбора, свою личную историю поиска смыслов жизненного и профессионального самоопределения. Просмотр фильма вызывает некое психологическое «раздражение». У зрителя (подростка или его родителей, педагогов) появляется неопределенное чувство тревоги В этот момент в процессе культурного дискурса (как встреча разных культур диалога, разных возрастов, разных жизненных позиций. Отношений, опыта) психолог-профконсультант, используя специальные методы (интервенции) помогает этому затронутому бессознательному материалу проявить себя, сделать его осознанным, моменты выбора становятся понятными, их можно обозначить словами.
Участие в обсуждении нескольких человек помогает сформировать варианты для выбора. Диалог о судьбе персонажей фильма с другими зрителями позволяет услышать разные суждения о выборе профессии и жизненном выборе в целом. Это обсуждение гораздо безопаснее, нежели мы напрямую высказываем мнение о выборе подростка. Оно позволяет менее травматично принимать рекомендации, особенно в случаях, когда профессиональные планы не реальные в связи с медицинскими показаниями. Если планы не сформированы, то размышления о судьбах героев фильма, о герое, с которым себя идентифицировал зритель, позволяют ему задуматься над своим выбором, над своими жизненными событиями. Участие родителей и детей в занятиях позволяет часто без лишних слов решить ряд серьезных трудностей вмешательства родителей в самоопределение подростка. Форма дискурса также является наиболее экологичной для психолога-профконсультанта. В диалоге трудно быть авторитарным и директивным, тогда исчезает сам диалог, он превращается в нравоучения, назидание, которые меньше всего способствуют самоопределению молодых людей.
Этапы работы:
1 этап - выбор фильма. Ваше первое ощущение (как психолога, как человека) может подсказать стоит ли этот фильм использовать в целях содействия выбору профессии или нет. Как известно, если какой-то метод работы не по душе, пользы ни нам, ни вашим клиентам он не принесет. Фильм – это тоже инструмент, и, если он «не по руке», лучше его не использовать. Выбираемый фильм обязательно должен соответствовать целям вашей деятельности, затрагивать ключевые темы профессионального или, жизненного в целом, самоопределения, а также быть понятным данной возрастной, социальной группе, с которой предстоит работать. Необходима и ценностная содержательность фильма, когда затрагиваются общечеловеческие ценности и смыслы – в этом заключается подспудная обучающая возможность кинотерапии. Конечно же, желательно использовать качественные фильмы – как с технической, так и с эстетической, духовной точки зрения. Хороший фильм отличает чистота исполнения и ощущение подлинности, правдивости, жизненной искренности.
До начала работы психологу необходимо несколько раз самому просмотреть фильм. Для чего?
Во-первых, вы сможете свободно ориентироваться в сюжетных линиях, последовательности событий, запомнить нюансы содержания (отдельные фразы, фрагменты, действия и т.д.).
Во-вторых, предварительный просмотр позволяет психологу отследить собственные реакции (мысли и чувства), и избежать контрпереноса, который может оказывать значительное влияние на ход дискурса. Можно составить для себя краткий конспект с тем, чтобы во время основного просмотра иметь своего рода «сценарий».
С технической точки зрения немаловажно знать, сколько времени занимают те или иные эпизоды, когда они начинаются и заканчиваются. Если аппаратура позволяет отследить это, работа значительно облегчается – в нужный момент в процессе дискурса вы без труда сможете найти фрагмент и повторно просмотреть его с участниками лектория.
Сознательно не рассматриваю организационные аспекты подготовки: приглашение к участию, презентация курса занятий, формирование групп участников лектория, продолжительность занятий, договор с участниками о правилах поведения во время просмотра, пробный диалог-дискурс с использованием фрагментов фильмов и другие вопросы, решение которых зависит больше всего от условий, в которых будет проводится профориентационный лекторий.
2 этап - собственно занятие видеолектория. Каждое занятие состоит из вводной беседы (актуализация темы дискурса, краткое сообщение о фильме, который группа участников будет смотреть на занятии), просмотра фильма и дискурса об увиденном, о том выборе, который сделали герои фильма, о трудностях в жизни героев и способах их преодоления, о смыслах фильма и личностных смыслах участников дискурса.
3 этап - анализ динамики процесса самоопределения участников дискурса .То есть, видеолекторий как и другие виды развивающих или коррекционных занятий, требует мониторинга изменений. Для этого разработаны специальные бланки, анкеты обратной связи.
Некоторые преимущества и ограничения лектория среди других активизирующих форм профориентационной работы
Эта форма занятий позволяет затронуть глубинные пласты ценностно-смысловых ориентиров молодых людей. Большим преимуществом можно считать также открытые границы группы, то есть войти в занятия лектория очень легко. Органично на таком занятии присутствие родителей, которое дает возможность услышать сразу мнение и позицию другого поколения людей. Во время совместного просмотра дети и родители входят в мир иных характеров, познают логику и ценность иных отношений, что создает благоприятную почву для диалога между детьми и родителями, когда они понимают, что не всегда слышат друг друга и пытаются договариваться, поначалу о том, что вместе увидели в фильме. Совместный просмотр с родителями имеет позитивный эффект в семейной поддержке подростка в ситуации выбора профиля обучения (попробуйте с фильмом «Принцесса льда») и жизненном самоопределении в целом (особенно фильмы «Жизнь прекрасна» и «Прогулка в облаках»).
Эта форма профориентационных занятий одинаково успешна при малом и большом числе участников. Большая аудитория несколько снижает эффект дискурса после фильма, так как не каждому участнику удается проговорить свои позиции, услышать реакцию других на свое мировосприятие, психолог, ведущий занятия может не отследить реакции всех участников, однако большая аудитория зрителей имеет в себе заряд сильного воздействия коллективным мнением.
Группа участников лектория может быть сменного состава, хотя желательно, чтобы какая-то часть аудитории все же была постоянной, что позволяет вести дискурс о мире профессий и трудностях выбора в более широком формате с учетом всех уже просмотренных фильмов и в большей полноте смысловых ориентиров.
Подходы к проведению занятий лектория. Кинотерапия или, в нашем случае , кинопрофориентация может быть реализована в директивном и недирективном подходах психологической поддержки.
Суть директивного подхода проявляется в высокой структурированности занятия и активной (контролирующей и направляющей) позиции психолога-ведущего. Данный подход является адекватным и эффективным в том случае, когда определен основной запрос подростков, но время работы ограничено объективными обстоятельствами (например, группа старшеклассников хотела бы как можно больше узнать о мире профессий, возможных трудностях, с которыми сталкиваются подростки, и группа может быть только на 3 занятиях).
Согласно поставленным целям подготовьте достаточно широкий список вопросов, это поможет вам достаточно гибко действовать в трудных ситуациях (например, с сопротивлением зрителей).
Если вы собираетесь останавливать фильм во время просмотра, например, используя технику анализа критических точек, заранее предупредите зрителей об этом. Просмотр фильма – это процесс перехода в драматическую реальность, и требует особой деликатности со стороны ведущего. Резкий выход из этой реальности может спровоцировать проявление сильных и противоречивых чувств, ощущение неудовлетворенности, раздражение, фрустрацию, и даже соматические реакции (головная боль, чувство тяжести и др.).
Директивный подход, связанный с проработкой конкретных тем, может предполагать задание, предложенное участникам до просмотра. Пример задания (влияние на выбор подростка позиции родителей): «Сегодня мы с вами будем говорить о том, какие чувства может испытывать подросток в ситуациях, когда его выбор профессии противоречит ожиданиям родителей и традициям семьи. Во время просмотра фильма постарайтесь быть чуткими, максимально внимательными. Постарайтесь запомнить, какие эмоции и чувства испытывают подростки и их близкие. Можете делать краткие пометки в своей тетради. После фильма мы с вами проведем обсуждение».
Директивная кинопрофориентация в группе, работающей на протяжении определенного периода времени, может включать различные домашние задания. Такие, как, например, ретроспективный анализ фильма, ведение дневника по определенной форме, другие техники на усмотрение психолога-профконсультанта. К сожалению, эта форма ведения диалога больше подходит для организации дискуссии, беседы, и не эффективна для дискурса.
Недирективный подход основывается на предположении, что у каждого человека имеется способность и ресурсы удовлетворительно решать свои собственные проблемы, что позволяет реализовывать более зрелые формы поведения и вести обсуждение трудностей самоопределния в форме дискурса.
Такой подход реализуется в форме свободного просмотра фильма и клиент-центрированного обсуждения увиденного с участниками занятий лектория. Ведущий также делает небольшое вступление перед просмотром, может предложить участникам делать небольшие заметки во время фильма, записывать свои вопросы и свободные ассоциации, делать зарисовки.
Когда фильм закончится, желательно не выключать проектор сразу, а оставить на экране завершающие титры. Это позволяет подросткам в своем собственном темпе выйти из состояния погружения в сюжет, плавно войти в повседневную реальность (образно говоря, «заземлиться»).
При проведении обсуждения позиция психолога – фасилитирующая, т.е выявляющая, проясняющая, отражающая позицию участников лектория. Это позволяет подросткам в какой-то мере увидеть себя со стороны и понять свою жизненную ситуацию. При организации беседы, дискурса используются различные приемы консультирования, например, открытые вопросы («Как Вам кажется, о чем этот фильм?»). Формулируются таким образом, чтобы в них отсутствовал малейший намек на какой-либо ответ. Таким образом, подростку предоставляется полная свобода выбора формы, содержания ответа. Открытые вопросы помогают отразить свое текущее состояние, освободиться от внутреннего напряжения и повысить степень доверия в отношениях с психологом, с родителями, которые сидят рядом, со сверстниками.
Другой прием: отражение чувств. Ведущий может видеть реакции участников, тогда как они сами могут этого не осознавать. Для снятия эмоционального напряжения акцентируется внимание на этих реакциях с тем, чтобы они были осознаны. Эмоциональное раскрытие усиливает эффект самоопределения и может также способствовать повышению степени доверия («Мне показалось, вы были огорчены тем, что увидели?»).
Одной из форм сопротивления участников лектория является соскальзывание на внешние (например, эстетические) характеристики фильма, которые не несут личностно значимой информации и не влияют на процесс самоопределения. Если психолог заметил подобное, целесообразно выразить эту мысль группе и мягко сфокусировать внимание на более глубоких аспектах содержания в соответствии с профориентационной направленностью лектория.
Некоторые вопросы, которые могут быть использованы сразу после просмотра:
- Какие эпизоды запомнились Вам больше всего? С чем это связано?
- Какие чувства вызывает этот фильм? С какими эпизодами это связано?
- Расскажите, что Вы думаете о героях этого фильма?
- Кто из героев Вам понравился? Почему? Расскажите подробнее об этом (этих) герое.
- Кто не понравился? Почему?
- По-вашему, какие уроки преподносит нам этот фильм? Почему Вы решили, что это так?
- Что помогло герою сделать свой выбор?
- Как удалось оператору передать замысел режиссера? Что дают нам эти детали крупным планом?
Важно понимать, что художественный фильм многослоен, следовательно, анализ содержания в работе с подростками, их родителями и педагогами можно проводить на различных уровнях. Рассмотрим некоторые из них:
- Личностный (персональный). Содержит личностно значимую информацию (переживания, мысли, установки, потребности конкретного человека).
- Профессиональный. Связан с информацией о выполнении человеком конкретных профессиональных действий, а также сопутствующих этому моментов.
- Социокультурный и гендерный. Раскрывает положение человека в обществе, показывает своеобразие его полоролевого репертуара. Гендерный аспект связан с ролевыми позициями мужчины и женщины («мужского» и «женского» стереотипа) в данном обществе и в данный момент времени.
- Универсальный. Раскрывает глубинное, экзистенциальное и общечеловеческое содержание. Связан с оценкой высших ценностей и смыслов жизни человека (любви, сострадания, дружбы, сотрудничества и др.).
Продолжительность занятий
Занятия лектория проходят в течение 2 – 2,5 часов. Переносить дискурс на другое время нежелательно. Только один просмотр не имеет в себе силы психолого-педагогического воздействия.
Цикл занятий лектория может продолжаться в течение года, а также может быть реализован в отдельных модулях: например, мои ценности, мир профессий, семья и профессиональный выбор, я выбираю и другие.
Продолжительность каждого модуля может варьироваться от 2-3 занятий до 5-7 встреч. Каждый модуль может быть автономен. Само произведение киноискусства несет в себе заряд полимодального и многоаспектного воздействия.
Занятия профориентационной направленности с использованием средств художественной кинематографии приносят настоящее удовлетворение самому психологу и способствует его личностному и профессиональному развитию.
Примерный тематический план занятий видеолектория «Шаг в профессиональное завтра»
Наименование модуля |
Примерное содержание модуля |
Количество часов |
1. Мои мечты и жизненные планы |
Содержание каждого модуля основано на тех вопросах, которые выносятся для обсуждения и рождаются непосредственно в ходе дискурса. Оно определяется не только темой модуля, но, прежде всего, особенностями мировосприятия самих участников дискурса, а также зависит от киноматериала. |
2-4 |
2. Чего я хочу: первый шаг к цели |
2-4 |
|
3. Какой я: мои ценности в жизни |
2-4 |
|
4. Я могу: Мои способности и желания |
2-4 |
|
5. Мир труда и профессий: как формируются мифы и как их преодолеть |
2-4 |
|
6. Труд в моей семье |
Распределение модулей от 1 к последнему условно и может быть изменено в зависимости от результатов дискурса и образовательных запросов участников. |
2-4 |
7. Мое будущее в моих руках |
2-4 |
|
8. Самостоятельная работа |
Содержание этого модуля отражает результаты профориентационной работы. Творческие работы ребят рассматриваются как психологические сочинения, в которых могут отражаться и степень сформированности профессиональных планов и выбор дальнейшего профиля образования и жизненные перспективы. |
2-4 |
9. Индивидуальные консультации |
По запросу (примерно 5-10 часов, в зависимости от числа участников лектория) |
|
Итого часов: |
16-32 часа |
Литература
- Бретт. Дорис Жила была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей (Библиотека психологии и психотерапии, вып 14). - М.: Класс, 2005, -224 с.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989- 304 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2006 –336 с.
- Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия. –М.: ПЕРСЭ; Логос, 2007.-855 с.