Компетентностный подход при подготовке учащихся к ЕГЭ

Разделы: Математика


Понятийный аппарат проблемы «Компетентностный подход в образовании»

1. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор ситуаций зависит от специфики образовательного учреждения. Компетентностный подход, это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования (Д.А. Иванов).

2. Образовательная компетенция. Различные подходы к осмыслению сущности понятия «компетенция»:

  • наперёд заданное требование (норма) к подготовке ученика: «Компетенция – система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» (концепция модернизации образования). «Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».
  • единица социализации личности: «Компетенция – способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир» (А. Дахин).
  • результат обучения, единица измерения образованности человека, уровня качества образования: «Компетенция – образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами: такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды» (Зимняя И.А.).
  • уровень развития личности: «Компетения- уровень развития личности, связанный с качественным освоением содержания образования».
  • совокупность качеств личности: «Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» (Хуторской А.В.).
  • способность личности, результат развития способностей: «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению» (Зинченко В.П.). «Компетенция – результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом … и позволяют достигать людям личностно значимых для них целей» (Равен Дж.).

3. Компетентность:

  • «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (Зимняя И.А.);
  • «интегральное качество личности, проявляющееся в способности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в результате обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности» (Г. Селевко);
  • «уровень умений личности, отражающий степень соответствия определённой компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях» (В.А. Демин);
  • «минимальный опыт применения компетенций – компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного ученика» (Хуторской А.В.);
  • «способность к актуальному выполнению деятельности» (О.А.Козырева);
  • «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» (Зимняя И.А.);
  • «уже состоявшееся личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере»;
  • интегральная характеристика личности, включающая помимо знаний, умений и навыков направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), её способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремлённость, волевые качества;
  • «свойство индивида существующее в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др.» (Болотов В.А.);
  • «продукт обучения, … следствие саморазвития индивида, … его личностного роста, … самореализации и обобщения деятельностного и личностного опыта» (Болотов В.А.);
  • «способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождением воспитанником своего места в мире» (Болотов В.А.).

4. Профессиональная компетентность:

  • «Интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей».
  • Совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей (концепция профессионального педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена).

Ключевые образовательные компетенции:

  • «К ключевым компетенциям относятся такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными и применимыми в различных ситуациях».
  • «Ключевые компетенции – готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» («Проект федерального компонента ГОС общего образования»).
  • «Ключевые компетенции – межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах» (Ларионова Г.А.).
  • «Общую (ключевую) компетентность человека можно представить как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты». (Зимняя И.А.).

Базовые компетентности: «Базовые компетентности отражают специфику определённой профессиональной деятельности, необходимы для осуществления основных видов профессиональной деятельности, жестко привязаны к определённой профессии. Они востребованы специалистами смежных профессий и являются макропрофессиональными» (Присяжная А.Ф.).

Специальные компетентности:   «Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности, помогают осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности» (Присяжная А.Ф.).

Классификации ключевых образовательных компетенций 

Классификация, предложенная Хуторским А.В.:

  1. Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир. Выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.
  2. Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомлённость в национальной и общекультурной культуре, закладывающая основы духовно- нравственной жизни человека.
  3. Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.
  4. Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
  5. Коммуникативная компетенция включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.
  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Выражается в развитии необходимых личностных качеств.

Классификация, предложенная Зимней И.А.:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку, как личности, субъекту деятельности и общения:

  • компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
  • компетенцииценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии;
  • компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав гражданина, свободы и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знание и гордость за символы государства;
  • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни, профессиональное развитие, языковое и речевое развитие, овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

  • компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, семьёй, друзьями, партнёрами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, пол, национальность, религия, статус), социальная мобильность;
  • компетенции в общении: устном, письменном, диалоге, монологе, порождение и восприятие текста, знание и соблюдение традиции, ритуала, этикета, кросскультурное общение, деловая переписка, делопроизводство, бизнес-язык, иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенци, относящиеся к деятельности человека:

  • компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение, продуктивное и репродуктивное познание, интеллектуальная деятельность;
  • компетенции деятельности: игра, учение, труд, средства и способы деятельности (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности);
  • компетенции информационных технологий: приём, переработка, выдача информации, преобразование информации (чтение, конспектирование), массомедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность, владение электронной, Интернет-технологией.

Классификация, предложенная Селевко Г.

  1. Математическая – уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями).
  2. Коммуникативная – уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринуждённо общаться.
  3. Информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
  4. Автомизационная – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентноспособности.
  5. Социальная – уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде.
  6. Продуктивная – уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
  7. Нравственная – готовность, способность и потребность жить по нравственным законам.

Отличие компетентностного подхода от классического  

  1. Формирует у учащихся не только теоретическое мышление, но и практическое, направленное на преобразование действий.
  2. Ориентирован на практическое действие, решение реальных задач: проблемные ситуации, практикумы, презентации, эксперименты, …
  3. При организации обучения учитель выступает в роли консультанта.
  4. Ученик активен, осознаёт, что от его труда зависит результат обучения.
  5. Усиливается роль самооценки и экспертной оценки.
  6. Многоуровневый контроль при оценке результатов (умение применять знания в новой ситуации).

 Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике (из опыта работы)

ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.