Сила трения. Урок физики. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока.

  • Определение понятия “трение”. Выяснение причин возникновения трения, определение видов трения, способов его уменьшения.
  • Формирование знаний о силе трения, как о физической величине.

 Задачи урока.

  • Сформировать у учащихся осмысленное понимание изученного материала о силе трения.
  • Развивать навыки проведения эксперимента, анализа результатов, формирования выводов.
  • Воспитывать уверенность в своих силах, ответственное отношение к учебному труду.

Структура урока.

  • Актуализация знаний. Определение темы урока.
  • Ознакомление с новым материалом.
  • Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
  • Итоги урока, постановка домашнего задания.

Оборудование.

  • Персональный компьютер.
  • Мультимедиапроектор.
  • Программа для компьютера “Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Раздел: Движение и силы”.
  • Оборудование для выполнения практической части урока.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Определение темы урока.
  • Знакомство с новым материалом.
  • Закрепление.
  • Тестирование.
  • Итоги урока, постановка домашнего задания.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Чтобы определить тему урока, необходимо разгадать ключевое слово в кроссворде. Приложение 1. Слайды 1-13.

Вопросы:

  1. Как называется величина, выделенная на слайде красным цветом?
  2. Как называется прибор для измерения силы?
  3. Как называется сила, производящая на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил?
  4. Единица измерения силы.
  5. Как называется величина, выделенная на слайде красным цветом?
  6. Как называется сила, с которой тело действует на опору или подвес?

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

  • С каким явлением мы будем знакомиться сегодня на уроке? (С трением)
  • Как движутся санки с горки? (Неравномерно, скорость постепенно уменьшается, и вскоре санки останавливаются)
  • Что можно сказать о движении велосипеда после того, как прекращается вращение педалей? (Движение постепенно прекратится).
  • Как менялась скорость в приведённых примерах? (Уменьшалась)
  • Что является причиной этого явления? (Сила, действующая противоположно направлению движению)
  • Как называется сила, возникающая в результате трения? (Сила трения) Слайд 14.
  • Как всегда направлена сила трения? (В сторону, противоположную движению)
  • Каковы причины возникновения трения? От чего оно зависит?

Просмотр видеофрагмента. Приложение 2.

Итак, причины возникновения трения (Слайд 15):

  1. Шероховатость поверхностей.
  2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Определяем виды сухого трения (Слайд 16):

  1. Трение качения.
  2. Трение покоя.
  3. Трение скольжения.

Обсуждение вопроса о возможности уменьшения трения (Слайд 17):

  1. Замена трения скольжения трением качения.
  2. Применение подшипников.
  3. Использование смазки.

Предлагаются практические задания для 3 групп.

Пока часть учащихся выполняют практическую часть, рассматривается вопрос “Трение в природе, технике, спорте”. Слайды 18-22.

    Практическое задание для групп

    Группа № 1

    Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения.

Порядок выполнения работы.

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц.д. = ___________  = ___________

2. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по резиновому коврику. Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.

Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

3. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по коврику. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в таблицу.

4. Измерьте силу трения качения бруска по резиновому коврику. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в таблицу.

Сила трения
покоя

Сила трения
скольжения

Сила трения
качения

     

5. Сделайте вывод: какая сила больше:

а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

б) сила трения скольжения или сила трения качения?

Группа № 2

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Порядок выполнения работы:

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц.д. = _________________________________ =

2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по деревянной поверхности

б) по гладкой бумаге

в) по шероховатой поверхности

3. Результаты измерений запишите в таблицу.

Вид трущихся поверхностей Сила трение скольжения, Н
Дерево по дереву  
Дерево по гладкой бумаге  
Дерево по шершавой поверхности  

4. Сделайте вывод:

1) зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей? Двигаясь по разным поверхностям сила трения (разная или одинаковая?)

б) от шероховатости трущихся поверхностей? Чем шершавее поверхность, тем сила трения (больше или меньше?).

Группа № 3

Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей.

Порядок выполнения работы:

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц.д. = ____________  =

2. Положите брусок большой гранью, а на него два груза и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу.

3. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу.

Сила трения
при движении бруска на большой грани
Сила трения
при движении бруска на маленькой грани
   

4. Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения:

а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?)

б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе?

Заслушиваем отчёты учащихся о выполнении практической части и сравниваем с результатами опыта, продемонстрированного на видеофрагменте, делаем выводы.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

  • Почему труднее сдвинуть санки с места, чем их везти?
  • Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?
  • Какую роль при глотании играет слюна?
  • Почему трудно держать в руках живую рыбу?
  • Почему после дождя грунтовая дорога становится скользкой?
  • Какой вид трения удерживает ящик при перемещении его на наклонном транспортёре?
  • Почему шёлковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?
  • Зачем зимой задние колёса некоторых автомобилей перевязывают цепями?
  • Почему мокрая бумага легко рвётся?
  • Дайте физическое обоснование пословице: “Пошло дело как по маслу”.
  • Почему коньки хорошо скользят по льду и плохо по стеклу?

Для проверки уровня усвоения нового материала предлагаются тесты. Они демонстрируются через мультимедиапроектор на экран. Тесты составлены для каждого ряда. Учащиеся работают в парах. Количество вопросов соответствует количеству парт в ряду (5). Тесты составлены т.о., что после ответов на экране высвечивается оценка, и указываются вопросы, в которых допущены ошибки. У учащихся есть возможность подумать и исправить неверный ответ.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

ИТОГИ УРОКА, ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало
Чтоб со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от земли.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Но при том приносит вред
И не мало разных бед:
В станках, приборах
Трутся части
И это главное несчастье.
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост.
Тренье друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!

Домашнее задание: § 30,31,32, составить таблицу в тетради:

Сила трения мешает Сила трения помогает