Цели урока.
Задачи урока.
Структура урока.
- Актуализация знаний. Определение темы урока.
- Ознакомление с новым материалом.
- Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
- Итоги урока, постановка домашнего задания.
Оборудование.
- Персональный компьютер.
- Мультимедиапроектор.
- Программа для компьютера “Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Раздел: Движение и силы”.
- Оборудование для выполнения практической части урока.
Ход урока
- Организационный момент.
- Определение темы урока.
- Знакомство с новым материалом.
- Закрепление.
- Тестирование.
- Итоги урока, постановка домашнего задания.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Чтобы определить тему урока, необходимо разгадать ключевое слово в кроссворде. Приложение 1. Слайды 1-13.
Вопросы:
- Как называется величина, выделенная на слайде красным цветом?
- Как называется прибор для измерения силы?
- Как называется сила, производящая на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил?
- Единица измерения силы.
- Как называется величина, выделенная на слайде красным цветом?
- Как называется сила, с которой тело действует на опору или подвес?
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
- С каким явлением мы будем знакомиться сегодня на уроке? (С трением)
- Как движутся санки с горки? (Неравномерно, скорость постепенно уменьшается, и вскоре санки останавливаются)
- Что можно сказать о движении велосипеда после того, как прекращается вращение педалей? (Движение постепенно прекратится).
- Как менялась скорость в приведённых примерах? (Уменьшалась)
- Что является причиной этого явления? (Сила, действующая противоположно направлению движению)
- Как называется сила, возникающая в результате трения? (Сила трения) Слайд 14.
- Как всегда направлена сила трения? (В сторону, противоположную движению)
- Каковы причины возникновения трения? От чего оно зависит?
Просмотр видеофрагмента. Приложение 2.
Итак, причины возникновения трения (Слайд 15):
Определяем виды сухого трения (Слайд 16):
Обсуждение вопроса о возможности уменьшения
трения (Слайд 17):
Предлагаются практические задания для 3 групп.
Пока часть учащихся выполняют практическую часть, рассматривается вопрос “Трение в природе, технике, спорте”. Слайды 18-22.
Практическое задание для групп
Группа № 1
Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения.
Порядок выполнения работы.
1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
Ц.д. = ___________ = ___________
2. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по резиновому коврику. Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.
Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
3. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по коврику. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в таблицу.
4. Измерьте силу трения качения бруска по резиновому коврику. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в таблицу.
Сила трения |
Сила трения |
Сила трения |
5. Сделайте вывод: какая сила больше:
а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?
б) сила трения скольжения или сила трения качения?
Группа № 2
Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Порядок выполнения работы:
1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
Ц.д. = _________________________________ =
2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по деревянной поверхности
б) по гладкой бумаге
в) по шероховатой поверхности
3. Результаты измерений запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей | Сила трение скольжения, Н |
Дерево по дереву | |
Дерево по гладкой бумаге | |
Дерево по шершавой поверхности |
4. Сделайте вывод:
1) зависит ли сила трения скольжения:
а) от рода трущихся поверхностей? Двигаясь по разным поверхностям сила трения (разная или одинаковая?)
б) от шероховатости трущихся поверхностей? Чем шершавее поверхность, тем сила трения (больше или меньше?).
Группа № 3
Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей.
Порядок выполнения работы:
1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
Ц.д. = ____________ =
2. Положите брусок большой гранью, а на него два груза и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу.
3. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу.
Сила трения при движении бруска на большой грани |
Сила трения при движении бруска на маленькой грани |
4. Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения:
а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?)
б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе?
Заслушиваем отчёты учащихся о выполнении практической части и сравниваем с результатами опыта, продемонстрированного на видеофрагменте, делаем выводы.
ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
- Почему труднее сдвинуть санки с места, чем их везти?
- Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?
- Какую роль при глотании играет слюна?
- Почему трудно держать в руках живую рыбу?
- Почему после дождя грунтовая дорога становится скользкой?
- Какой вид трения удерживает ящик при перемещении его на наклонном транспортёре?
- Почему шёлковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?
- Зачем зимой задние колёса некоторых автомобилей перевязывают цепями?
- Почему мокрая бумага легко рвётся?
- Дайте физическое обоснование пословице: “Пошло дело как по маслу”.
- Почему коньки хорошо скользят по льду и плохо по стеклу?
Для проверки уровня усвоения нового материала предлагаются тесты. Они демонстрируются через мультимедиапроектор на экран. Тесты составлены для каждого ряда. Учащиеся работают в парах. Количество вопросов соответствует количеству парт в ряду (5). Тесты составлены т.о., что после ответов на экране высвечивается оценка, и указываются вопросы, в которых допущены ошибки. У учащихся есть возможность подумать и исправить неверный ответ.
ИТОГИ УРОКА, ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало
Чтоб со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от земли.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Но при том приносит вред
И не мало разных бед:
В станках, приборах
Трутся части
И это главное несчастье.
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост.
Тренье друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!
Домашнее задание: § 30,31,32, составить таблицу в тетради:
Сила трения мешает | Сила трения помогает |