Интегрированные занятия в средней и старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект занятия в средней группе

Тема: Шутка.

Цель: Познакомить детей с понятием «шутка», её значением. Показать шутку в разных вариантах: в подражании (дразнилки), в музыке, в репродукции художника.

Задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес к другим видам искусства; передавать самостоятельно настроение музыки в движении через пластику, интонацию.
  2. Учить давать общую эмоциональную окраску музыки, подбирая разнообразные определения.
  3. Продолжать учить чисто интонировать скачкообразное движение мелодии.
  4. Развивать творческие возможности в пении. в художественно-практической деятельности.

Ход занятия

1. Приветствие.

Дети встречаются с куклой – Карандашкиным.

- Предлагаю вспомнить разные варианты приветствия и поприветствовать гостя.

(Здравствуй, привет, доброе утро, добрый день.)

2. Беседа.

Карандашкин: Сегодня в «зале весёлых дразнилок» мы встретимся с шуткой.

А что такое «шутка»? /Дети высказывают свои варианты./

- Шутка – это весёлая игра, розыгрыш, когда можно поиграть и это поднимает настроение всем вокруг. Но шутка не должна причинять огорчение, не должна быть злой.

А вы хотите научиться шутить?

А помогут вам мои друзья, назовите их!

/Игрушки или картинки на фланелеграфе: гусь, волчок, медведь, поросёнок, собачка и др./

3. Пение.

а) - Я буду песенкой звать друзей, а вы песенкой будете отвечать за них, весело шутить со мной, по-доброму подражать героям.

Песенное творчество – упражнение «Подай голосок»

Песни учат нас играть,
Всем на свете подражать.
Гусь-гусёк, подай голосок! (га-га-га)

Песни учат нас играть,
Всем на свете подражать.
Волк-волчок, как поёшь, дружок? (у-у-у)

Песни учат нас играть,
Всем на свете подражать.
Мишка-медведь, начинай реветь! (ры-ры-ры) и т.д.

б) - Собрались друзья все в кружок, да песню решили спеть разок. Отгадайте какую?

/Исполняю на металлофоне мелодию знакомой песни «Петушок» муз Матвеева, обращаю внимание на скачкообразную мелодию в начале песни./

Подгруппа детей исполняет песню от лица своих персонажей. /Получается какофония./

Карандашкин анализирует шутку детей.

- Когда у друзей согласья нет, на лад их пение не пойдёт, встанем все рядком да споём ладком!

Дети исполняют хором песню «Петушок» муз. Матвеева

4. Слушание.

- Композиторы тоже умеют шутить. Послушайте музыкальную пьесу И.Баха «Шутка» и отгадайте её настроение - злая, сердитая или добрая, забавная?

Слушание аудиозаписи «Шутка» И.С.Баха.

/Дети высказываются./

- А как бы шутили ваши пальчики - медленным, плавными движениями или быстрыми, лёгкими?

/Предлагаю детям передать настроение движениями руки пальчиков./

Слушание аудиозаписи «Шутка» И.С.Баха и передача движениями

5. Рисование.

Карандашкин: А я предлагаю пошутить с помощью красок!

- Какие краски вы бы выбрали – тёмные или светлые?/Дети высказываются/

- Я приглашаю вас в художественную мастерскую. Нарисуем красками шутку, о которой рассказала музыка /звучит музыка, дети рисуют/

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Карандашкин рассматривает работы, анализирует вместе с детьми и предлагает посмотреть как шутят художники.

6. Рассматривание репродукции картины Васнецова «Небылицы».

7. Муз-ритмическая деятельность.

Пока наши шутки сохнут, покажем Карандашкину какую шутку сыграл пастушок с козлятами.

Танцевально-игровая композиция «Козлята и волк»

/«Ритмическая мозаика» А.Бурениной./

- Как вы думаете, это добрая шутка или злая?

Шутить надо тоже уметь!

8. Итог занятия.

- Что вы услышали и узнали в «Зале весёлых дразнилок»?/

/Дать возможность детям высказаться./

Правильно, мы узнали, что можно подражать, шутить и забавлять друг друга.


Конспект занятия в старшей группе

Тема: Настроение в искусстве.

Цель: Дать представление об изображении человека и его настроении в искусстве.

Задачи:

  1. Познакомить с жанром портрета;
  2. Находить главные детали портрета;
  3. Учить словесно описывать увиденное изображение;
  4. Выбирать музыкальные фрагменты, которые можно соотнести по настроению с определённой картиной;
  5. Подводить к умению сопоставлять средства художественной выразительности в музыке, живописи;
  6. Закреплять умение петь, осмысливая характер песни.
  7. Воспитывать умение слушать сверстников, давать оценку выразительного исполнения.

Ход занятия

1. Сообщение цели.

Муз. рук: Ребята, Карандашкин сегодня пригласил нас посетить картинную галерею. Вы согласны? Чтобы быстрее добраться нас ждёт машина. Занимайте места.

Игровой момент «Едем на машине» /Аккомпанемент/

Восп.: Вот мы и приехали!

2. Встреча с Карандашкиным.

Карандашкин:

Привет, друзья, я очень рад
Увидеть снова всех ребят!
Итак, в прекрасное вперёд!
Нас зал знакомств сегодня ждёт!

Восп.: Интересно, какие знакомства нас сегодня ожидают?

3. Рассматривание картинной галереи.

Карандашкин: Я познакомлю вас с портретом. Посмотрите, их написали разные художники. Вот портрет «Неизвестной в русском костюме», а вот портрет «Неизвестной женщины с ребёнком», и т.д.

Все они разные, но называют их одним словом - портрет.

Восп.: Я догадалась, на портрете обязательно изображён человек.

Карандашкин:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас!
Или военный в одежде старинной,
Поэт, композитор сегодня у нас,
И даже художник, или дама,
Иль Карандашкин - синий берет…
Обязательно картина называется портрет!

Восп.: Ребята, скажите, похож портрет на Карандашкина?

Интересно, как это удаётся художникам?

Карандашкин: Каждый художник, перед тем как начать писать портрет какого-то человека должен обязательно изучить его. Рассмотреть основные черты его лица: глаза, нос, рот, волосы и даже детали одежды.

Восп.: Всмотритесь в портрет Каранд.,какие у него глаза, нос, рот волосы и т.д.? Опишите его! /Опрос 2-3 детей +образец воспитателя./

- Выберите портреты, где художники передают хорошее, весёлое настроение? А какие, на ваш взгляд, передали суровый, немного сердитый образ?

Карандашкин: Вы очень наблюдательны! Я приглашаю вас в зал, где вы увидите ещё один портрет.

4. Сопоставление настроения в портретной живописи и музыке.

- Кто изображён на картине?

- Девочка смеётся, горюет или смотрит спокойно?

- Можно сказать, что девочка мечтает?

- Что такое мечта?

- Под впечатлением какой музыки могла бы мечтать эта девочка?

(Лёгкой, озорной или задумчивой, спокойной.)

Слушание муз.фрагментов П.И.Чайковского из «Детского альбома»

(«Полька» и «Сладкая грёза»)

- Почему мечтательному образу девочки подходит «Сладкая грёза»?

- А вы хотели бы помечтать под эту музыку?

Повторное слушание фрагмента «Сладкая грёза».

Муз. рук: Каждый мастер по-своему передаёт настроение: художники красками и кистью, а композиторы - звуками.

Наше путешествие продолжается!

Следующая остановка - «Музыкальная», отправляемся на поезде, а машинистом будет рыжий пёс.

5. Пение

а) Попевка «Едет, едет паровоз» /распевание в разных тональностях/;

б) Продолжать разучивание песни В.Герчик «Песенка друзей».

- Какое настроение передаёт композитор во вступлении?

- Как надо исполнить песню, чтобы нам поверили?

в) Повторение песни «Журавли» Лифшиц.

- А какое настроение в этой песне?

6. Музыкально-ритмическая деятельность.

(По желанию ребят.)

Муз. рук: Сегодня мы с вами много говорили о настроении.

А как вы думаете, можно передать настроение в движении?

Мы знаем игру «Зайцы и лиса», а ещё научились танцевать «Польку».

До отправления машины осталось 5 мин., что бы вы хотели исполнить?

Деятельность детей

Карандашкин: Мне не хочется с вами расставаться, но нас ещё много интересного ждёт, а что бы вы не забывали нашу встречу, я приготовил вам заготовки для портрета. Нарисуйте своего друга, и тогда ваши портреты украсят наш детский музей. До новых встреч!

Игровой момент «Едем на машине» /Аккомпанемент/

7. Итоговая беседа

Муз. рук: Вот и закончилось наше необычное путешествие!

- Где мы с вами побывали?

- Что больше всего вам понравилось?

Теперь вы узнали, как мастера своего дела передают настроение?

Художники - красками, композиторы - звуками, а мы передали выразительно настроение в песнях, движении!