Конспект занятия в средней группе
Тема: Шутка.
Цель: Познакомить детей с понятием «шутка», её значением. Показать шутку в разных вариантах: в подражании (дразнилки), в музыке, в репродукции художника.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к другим видам искусства; передавать самостоятельно настроение музыки в движении через пластику, интонацию.
- Учить давать общую эмоциональную окраску музыки, подбирая разнообразные определения.
- Продолжать учить чисто интонировать скачкообразное движение мелодии.
- Развивать творческие возможности в пении. в художественно-практической деятельности.
Ход занятия
1. Приветствие.
Дети встречаются с куклой – Карандашкиным.
- Предлагаю вспомнить разные варианты приветствия и поприветствовать гостя.
(Здравствуй, привет, доброе утро, добрый день.)
2. Беседа.
Карандашкин: Сегодня в «зале весёлых дразнилок» мы встретимся с шуткой.
А что такое «шутка»? /Дети высказывают свои варианты./
- Шутка – это весёлая игра, розыгрыш, когда можно поиграть и это поднимает настроение всем вокруг. Но шутка не должна причинять огорчение, не должна быть злой.
А вы хотите научиться шутить?
А помогут вам мои друзья, назовите их!
/Игрушки или картинки на фланелеграфе: гусь, волчок, медведь, поросёнок, собачка и др./
3. Пение.
а) - Я буду песенкой звать друзей, а вы песенкой будете отвечать за них, весело шутить со мной, по-доброму подражать героям.
Песенное творчество – упражнение «Подай голосок»
Песни учат нас играть,
Всем на свете подражать.
Гусь-гусёк, подай голосок! (га-га-га)Песни учат нас играть,
Всем на свете подражать.
Волк-волчок, как поёшь, дружок? (у-у-у)Песни учат нас играть,
Всем на свете подражать.
Мишка-медведь, начинай реветь! (ры-ры-ры) и т.д.
б) - Собрались друзья все в кружок, да песню решили спеть разок. Отгадайте какую?
/Исполняю на металлофоне мелодию знакомой песни «Петушок» муз Матвеева, обращаю внимание на скачкообразную мелодию в начале песни./
Подгруппа детей исполняет песню от лица своих персонажей. /Получается какофония./
Карандашкин анализирует шутку детей.
- Когда у друзей согласья нет, на лад их пение не пойдёт, встанем все рядком да споём ладком!
Дети исполняют хором песню «Петушок» муз. Матвеева
4. Слушание.
- Композиторы тоже умеют шутить. Послушайте музыкальную пьесу И.Баха «Шутка» и отгадайте её настроение - злая, сердитая или добрая, забавная?
Слушание аудиозаписи «Шутка» И.С.Баха.
/Дети высказываются./
- А как бы шутили ваши пальчики - медленным, плавными движениями или быстрыми, лёгкими?
/Предлагаю детям передать настроение движениями руки пальчиков./
Слушание аудиозаписи «Шутка» И.С.Баха и передача движениями
5. Рисование.
Карандашкин: А я предлагаю пошутить с помощью красок!
- Какие краски вы бы выбрали – тёмные или светлые?/Дети высказываются/
- Я приглашаю вас в художественную мастерскую. Нарисуем красками шутку, о которой рассказала музыка /звучит музыка, дети рисуют/
Художественно-продуктивная деятельность детей.
Карандашкин рассматривает работы, анализирует вместе с детьми и предлагает посмотреть как шутят художники.
6. Рассматривание репродукции картины Васнецова «Небылицы».
7. Муз-ритмическая деятельность.
Пока наши шутки сохнут, покажем Карандашкину какую шутку сыграл пастушок с козлятами.
Танцевально-игровая композиция «Козлята и волк»
/«Ритмическая мозаика» А.Бурениной./
- Как вы думаете, это добрая шутка или злая?
Шутить надо тоже уметь!
8. Итог занятия.
- Что вы услышали и узнали в «Зале весёлых дразнилок»?/
/Дать возможность детям высказаться./
Правильно, мы узнали, что можно подражать, шутить и забавлять друг друга.
Конспект занятия в старшей группе
Тема: Настроение в искусстве.
Цель: Дать представление об изображении человека и его настроении в искусстве.
Задачи:
- Познакомить с жанром портрета;
- Находить главные детали портрета;
- Учить словесно описывать увиденное изображение;
- Выбирать музыкальные фрагменты, которые можно соотнести по настроению с определённой картиной;
- Подводить к умению сопоставлять средства художественной выразительности в музыке, живописи;
- Закреплять умение петь, осмысливая характер песни.
- Воспитывать умение слушать сверстников, давать оценку выразительного исполнения.
Ход занятия
1. Сообщение цели.
Муз. рук: Ребята, Карандашкин сегодня пригласил нас посетить картинную галерею. Вы согласны? Чтобы быстрее добраться нас ждёт машина. Занимайте места.
Игровой момент «Едем на машине» /Аккомпанемент/
Восп.: Вот мы и приехали!
2. Встреча с Карандашкиным.
Карандашкин:
Привет, друзья, я очень рад
Увидеть снова всех ребят!
Итак, в прекрасное вперёд!
Нас зал знакомств сегодня ждёт!
Восп.: Интересно, какие знакомства нас сегодня ожидают?
3. Рассматривание картинной галереи.
Карандашкин: Я познакомлю вас с портретом. Посмотрите, их написали разные художники. Вот портрет «Неизвестной в русском костюме», а вот портрет «Неизвестной женщины с ребёнком», и т.д.
Все они разные, но называют их одним словом - портрет.
Восп.: Я догадалась, на портрете обязательно изображён человек.
Карандашкин:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас!
Или военный в одежде старинной,
Поэт, композитор сегодня у нас,
И даже художник, или дама,
Иль Карандашкин - синий берет…
Обязательно картина называется портрет!
Восп.: Ребята, скажите, похож портрет на Карандашкина?
Интересно, как это удаётся художникам?
Карандашкин: Каждый художник, перед тем как начать писать портрет какого-то человека должен обязательно изучить его. Рассмотреть основные черты его лица: глаза, нос, рот, волосы и даже детали одежды.
Восп.: Всмотритесь в портрет Каранд.,какие у него глаза, нос, рот волосы и т.д.? Опишите его! /Опрос 2-3 детей +образец воспитателя./
- Выберите портреты, где художники передают хорошее, весёлое настроение? А какие, на ваш взгляд, передали суровый, немного сердитый образ?
Карандашкин: Вы очень наблюдательны! Я приглашаю вас в зал, где вы увидите ещё один портрет.
4. Сопоставление настроения в портретной живописи и музыке.
- Кто изображён на картине?
- Девочка смеётся, горюет или смотрит спокойно?
- Можно сказать, что девочка мечтает?
- Что такое мечта?
- Под впечатлением какой музыки могла бы мечтать эта девочка?
(Лёгкой, озорной или задумчивой, спокойной.)
Слушание муз.фрагментов П.И.Чайковского из «Детского альбома»
(«Полька» и «Сладкая грёза»)
- Почему мечтательному образу девочки подходит «Сладкая грёза»?
- А вы хотели бы помечтать под эту музыку?
Повторное слушание фрагмента «Сладкая грёза».
Муз. рук: Каждый мастер по-своему передаёт настроение: художники красками и кистью, а композиторы - звуками.
Наше путешествие продолжается!
Следующая остановка - «Музыкальная», отправляемся на поезде, а машинистом будет рыжий пёс.
5. Пение
а) Попевка «Едет, едет паровоз» /распевание в разных тональностях/;
б) Продолжать разучивание песни В.Герчик «Песенка друзей».
- Какое настроение передаёт композитор во вступлении?
- Как надо исполнить песню, чтобы нам поверили?
в) Повторение песни «Журавли» Лифшиц.
- А какое настроение в этой песне?
6. Музыкально-ритмическая деятельность.
(По желанию ребят.)
Муз. рук: Сегодня мы с вами много говорили о настроении.
А как вы думаете, можно передать настроение в движении?
Мы знаем игру «Зайцы и лиса», а ещё научились танцевать «Польку».
До отправления машины осталось 5 мин., что бы вы хотели исполнить?
Деятельность детей
Карандашкин: Мне не хочется с вами расставаться, но нас ещё много интересного ждёт, а что бы вы не забывали нашу встречу, я приготовил вам заготовки для портрета. Нарисуйте своего друга, и тогда ваши портреты украсят наш детский музей. До новых встреч!
Игровой момент «Едем на машине» /Аккомпанемент/
7. Итоговая беседа
Муз. рук: Вот и закончилось наше необычное путешествие!
- Где мы с вами побывали?
- Что больше всего вам понравилось?
Теперь вы узнали, как мастера своего дела передают настроение?
Художники - красками, композиторы - звуками, а мы передали выразительно настроение в песнях, движении!