Конспект урока музыки "В чем сила музыки В.Моцарта"

Разделы: Музыка


Цели урока:

1. Обобщить и расширить представление учащихся о творчестве В. Моцарта;
2. Углублять знания о музыкальном искусстве и языке;
3. Развивать музыкальное мышление, умение анализировать и обобщать;
4. Воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся

Задачи:

1. Помочь учащимся осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной   красоте, но и в глубине жизненной правды;
2. Показать связь времен различных культур, место и роль каждого человека в становлении  нового общества;
3. Развивать вокально-хоровые навыки

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний

Оборудование: портрет В.Моцарта, музыкальный центр, аккордеон, фортепиано, раздаточный   материал (тексты песни Где музыка берет начало?).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Ребята, послушайте слова песни, авторами которых являются Е. Крылатов и Ю. Энтин

Где музыка берет начало?” и определите основной смысл этих стихотворных строчек.

– Где музыка берет начало?
– Где ноту первую берет?
– В горах, — нам Эхо отвечало.
– В горах, — нам Эхо отвечало, -
Её торжественный восход,
Её торжественный восход.
– Где музыка берет начало?
– Где тот живительный исток?
– В лесах, — нам Птица прокричала.
– В лесах, — нам Птица прокричала, -
Начало музыкальных строк,
Начало музыкальных строк.

– Где музыка берет начало?
– Где муза песни рождена?
– В морях, у старого причала,
В морях, у старого причала, -
Нам так ответила Волна,
Нам так ответила Волна.

– Где музыка берет начало?
– В каком краю ее рассвет?
– В краю, где детство отзвучало.
В краю, где детство отзвучало.
В краю, где ты оставил след,
В краю, где ты оставил след.

После прослушивания ответы детей:

Смысл слов песни заключается в том, что музыка берет начало в окружающем мире. Музыка передает красоту жизни.

Вывод: Музыка – синоним красоты, той высшей красоты, которой человек наделен от природы. Композиторы вдохновляются очарованием жизни, а затем сами создают красоту.

3. Целеполагание

На предыдущих уроках вы познакомились с творчеством австрийского композитора В.Моцарта.

Какой след после себя оставил этот композитор, и почему мы до сих пор откликаемся на его музыку? Сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на эти вопросы.

Тема нашего урока “В чем сила музыки В.А.Моцарта?”

4. Обобщение и систематизация знаний

1 задание: Послушайте фрагмент произведения, знакомого вам и известного во всем мире.

Определите его настроение. Звучит фрагмент экспозиции симфонии № 40

Беседа по прослушанному фрагменту

Учитель: Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых уже можно уловить состояние человека. Какое настроение несут в себе эти звуки?

Дети: Трепетное, взволнованное.

Учитель: Что изображает постоянная пульсация в музыке?

Дети: Биение пульса, взволнованную речь.

Учитель: Сердце ровно бьется? (Нет) Почему?

Дети: У взволнованного человека учащенное сердцебиение.

Учитель: В каком состоянии находился композитор, когда сочинял это произведение?

Дети: В таком же.

Учитель: Это произведение В.Моцарт написал не в самые лучшие годы своей жизни. Материальная нужда, постоянное перенапряжение в работе приводило его в отчаяние. Любителям легкой, развлекательной музыки оно казалось странным, непонятным и сложным.

– Почему же мы – люди, живущие в XXI веке, так откликаемся на эту музыку

Дети: Здесь глубоко выражены переживания людей. Она настраивает всех людей на одну эмоциональную волну.

Вывод: Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Познавший успех в детстве, в конце жизни он стал почти забытым музыкантом. Но его яркий, щедрый талант и постоянное горение дали в своем роде необычайные результаты: за 35 лет жизни – 70 томов сочинений. Многими из них восхищаются не только музыканты-профессионалы, но и простые люди, далёкие от музыки.

2 задание: Я сейчас сыграю фрагмент знакомого вам произведения, а вы вспомните его название и событие, которому оно посвящено. Звучит фрагмент “Рондо в турецком стиле”

Беседа по прослушанному фрагменту

Дети: Прозвучал фрагмент “Рондо в турецком стиле”

Учитель: “Турецкое рондо” композитор посвятил созданию нового инструмента в Турции – большого барабана. Что изображает музыка?

Дети: Одиночные удары барабана.

Учитель: Что выражает?

Дети: Радость, веселье.

Учитель: Как композитор отнесся к этому событию?

Дети: Он понимал важность этого события и посвятил ему свое произведение. В нем мы слышим юмор и скрытую иронию.

Учитель: В чем же его популярность?

Дети: Поднимает настроение, заставляет улыбнуться.

Учитель: Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного содержания музыки. Какая по содержанию прозвучала на уроке музыка?

Дети: Серьезная и шутливая.

Вывод: Музыка бывает лирической, трагической, а бывают маленькие пустячки. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку В.Моцарта мы узнаем по особой чистоте, ясности, прозрачности.

3 задание: Прослушайте музыку и определите, принадлежит ли она Моцарту.

Звучит русская народная песня “Жил был у бабушки серенький козлик”

Беседа по прослушанному фрагменту

Учитель: Эта музыка принадлежит В. Моцарту?

Дети: Нет, эта детская песенка.

Учитель: Сейчас она прозвучит по-другому (Исполняется 2 вариант)

Что изменилось?

Дети: Изменился ритм, появилась танцевальность.

Учитель: Прослеживается ли здесь стиль В.Моцарта?

Дети: Да, она ясная, светлая.

Вывод: Автором этой музыки является В.Моцарт. Этот танец он написал для праздника.

4 задание: исполнение этой темы на слоги “да” и “ла”.

По полутонам: вверх – legatto; стакатто; non legato.

Ритмический канон.

Вывод: Эта музыка не претендует на глубокое содержание. Это “ милый пустячок”, но он вызвал у вас такое оживление. Да, именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя все чувства и раздумья, которыми живет человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший “Турецкое рондо”, танец, мелодия которого была использована под русскую песню, тот Моцарт, о котором восклицал А.Рубинштейн – “Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!” создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.

(Реквием – многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, органа и оркестра)

5 задание: На прошлом уроке вы услышали последнюю и самую прекрасную часть, которая называется “Лакримоза” (слезная). Сегодня я вам предлагаю послушать другую музыку из I части под названием “Вечный покой” и ответить на вопрос:

– Какое впечатление произвела на вас эта музыка? Звучит фрагмент.

Беседа по прослушанному фрагменту

Дети: Музыка производит тяжелое впечатление.

Учитель: Какое состояние человека передает фрагмент?

Дети: Состояние возвышенно-лирической скорби и печали.

Учитель: К сожалению, жизнь не бывает только светлой, радостной, в ней неизбежны утраты и разочарования, и музыка это состояние тоже умеет передавать.

Итоговая беседа по теме урока

Учитель: Сегодня на уроке вы прослушали четыре разных фрагмента музыки В.Моцарта. Ответьте на вопрос: В чем же сила музыки В.А.Моцарта?

Дети: Она настраивает людей на одни чувства, эмоции.

Учитель: Подберите три прилагательных, которые характеризуют музыку В.Моцарта.

Дети: Возвышенная, понятная, величественная.

Учитель: Подберите два глагола, которые помогут ответить на вопрос:

Что делает музыка В.Моцарта с людьми?

Дети: Тревожит, возвышает.

Учитель: Подберите одно существительное, которое точно охарактеризует Моцарта.

Дети: Свет, Гений, Величина.

Учитель: Откуда же композитор черпал такое вдохновение?

Дети: Источником вдохновения является жизнь.

Подведение итогов: Я согласна с вами, что сила музыки Моцарта заключается не только в музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правде. Молодцы! Вы очень хорошо работали, продемонстрировали знания произведений композитора, музыкальных терминов, показали умения определять стиль В.Моцарта, делать содержательный анализ инструментальных произведений, осознавать связь времен и различных культур. Чтобы вы всегда помнили о неразрывной связи музыки с жизнью, я хочу выучить с вами песню, с которой начала сегодняшний урок.

6 задание: Разучивание песни Где музыка берет начало?”

Этапы работы

1) исполнение учителем песни;
2) разучивание I куплета;
3) работа над ритмическим рисунком;
4) работа над вокально-хоровыми навыками;
5) разучивание II и III куплетов;
6) выразительное исполнение песни.

5. Завершение урока

Учитель: Спасибо за сотрудничество. Желаю вам дальнейших успехов  в постижении тайны, имя которой Музыка.