ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- следуя за природой ребёнка, тактично, поступательно, не форсируя, ввести его в сложный мир хореографии;
- развитие познавательных способностей у детей;
- стимулирование воображения, творческих способностей у детей;
- формирование образных представлений, развитие фантазии пластически и посредством слова;
- расширение эмоционального мира ребёнка, воспитание чувств доброты, товарищества, взаимной ответственности и поддержки.
На протяжении длительной работы руководителя хореографического коллектива занимает вопрос: как сделать обучение основам хореографического искусства менее жёстким, отвечающим природе ребёнка, пробудить интерес к занятиям, инициативность? Хочется, чтобы в волшебный мир танца ребёнка не "тащили" насильно взрослые, убеждённые в необходимости "поставить спинку", научить грации движения, а чтобы сам он бежал на занятие в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями.
Обучение азбуки движения – это длительный, монотонный труд по развитию необходимых качеств. Национальная хореографическая школа, получившая мировое признание, связывается с именем талантливой балерины и педагога А.Вагановой. Реформа хореографического образования прошлого века впитала прогрессивные тенденции итальянской и французской школ. Новаторство А.Вагановой породило особое исполнительское мастерство, которое стало отличительной чертой "школы Вагановой": "Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы…".
В отечественной системе дополнительного образования существует множество коллективов, кружков, студий, руководители которых направляют усилия на освоение основ танцевальной грамоты. Нередко построение учебного процесса выражается в традиционных "сухих формах", схематичном построении урока, который ребёнок не способен выдержать. Рекомендации А.Вагановой, направленные на проявление естественной эмоционально-двигательной активности ребёнка, сводились к тому, чтобы "инстинктивное проявление радости… довести до искусства, до стиля, до художественности… сообщить определённую форму". С другой стороны, выдающийся педагог остерегает от перенасыщенности урока, влекущего переутомлённость, эмоциональное перенапряжение, мышечную усталость: "надо быть очень чутким к условиям работы, чтобы не обратить пользу урока во вред".
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит песня “В каждом маленьком ребёнке”. Дети, сидя на ковриках, разбрасывают игрушки и шумят. Звучит песня “Ветер перемен” из кинофильма “Мери Попинс, до свидания”. В классе появляется Мери Попинс. Дети замирают. Музыка микшируется.
Мери Попинс: Ай-я-яй! Какой беспорядок, какое отвратительное поведение, какие непоседы!
Дети: А вы кто?
Мери Попинс: Меня зовут Мери Попинс. Я обучаю детей хорошим манерам. Мой друг “ветер” приносит меня туда, где необходима моя помощь. А здесь, я вижу, собрались как раз невоспитанные дети.
Дети: А вот и нет. Мы даже очень воспитанные и сейчас мы это докажем!
Мери Попинс: Я готова вам в этом помочь. Если вы услышите от меня похвальное слово “Молодцы” ровно 5 раз, то произойдёт волшебство. Вы станете самыми добрыми, самыми умными и самыми воспитанными, а мне придётся покинуть вас навсегда. Вы готовы?
Дети: Да!
Мери Попинс: Тогда начнём. Сейчас только утро, а у вас такой беспорядок. Воспитанные дети начинают свой день с утренней зарядки. А вы делаете зарядку по утрам?
Дети: Да!
Мери Попинс: Я предлагаю вам мысленно перенестись в зоопарк, представить себя его жителями и вместе со мной сделать зарядку!
Дети убирают игрушки. Звучит ритмичная музыка. Педагог (Мери Попинс) вместе с детьми в образе того или иного животного выполняет разминку.
Мери Попинс: Ребята, какие вы молодцы! Если каждое утро делать зарядку, то вы никогда не будете болеть и вырастите здоровыми и крепкими.
А вы знаете, какой сегодня праздник?
Дети: 8 марта!
Мери Попинс: Правильно. В этот день все мамы и бабушки получают подарки и сюрпризы. Давайте испечём для них большой торт!
Дети одевают фартуки, поют песню “Мы сегодня повара” и с помощью танцевальных движений показывают то, о чём поётся в песне <Приложение 1>.
Мери Попинс: Молодцы! Ребята, вы знаете, что ваши мамы и бабушки настоящие рукодельницы, а ещё они всегда нас удивляют своими кулинарными способностями. Для этого овощи и фрукты они предпочитают вырастить своими руками. А это нелёгкий труд. Вы помогаете им собирать урожай?
Дети: Да!
Мери Попинс: Сейчас посмотрим, какие вы огородники!
Звучит песня “Антошка”. Дети выполняют танцевальные движения, имитирующие сбор урожая.
Мери Попинс: Молодцы! Ой, ребята, смотрите, как вы испачкались, пока готовили свои сюрпризы. Я думаю, что ваши мамочки и бабушки очень расстроятся, увидев вас в таком виде. Поэтому я предлагаю вам заняться стиркой.
Звучит ритмичная музыка. Дети снимают фартуки и исполняют танцевальный этюд “Стирка”.
Мери Попинс: Молодцы!
Звучит шум ветра. Мери Попинс как бы разговаривает с ветром.
Мери Попинс: Да, да! Спасибо большое! Я всё поняла. Ребята, мой друг “ветер”, когда гулял за окошками вашего класса, видел, как вы готовили творческий подарок своим любимым бабушкам. Так давайте его скорее подарим!
Дети становятся в полукруг, 4 человека в руке держат по одному цветку, поют песню “Цветы для бабушки” и выполняют танцевальные движения <Приложение 2>.
Мери Попинс: Ребята, что-то наши мамы заскучали. Давайте пригласим их танцевать!
Дети: Танцевать мы обожаем, всех на танец приглашаем!
Звучит музыка. Дети выполняют танцевальные движения, а мамы за ними повторяют
<Приложение 3>.
Мери Попинс: Молодцы!
Звучит эффект волшебства.
Мери Попинс: Ребята, вот я и похвалила вас, ровно пять раз. Теперь я вижу, что вы самые послушные и воспитанные дети, а также настоящие помощники своим мамам и бабушкам. Вот и пришла пора прощаться. До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Мери Попинс!
Звучит песня "Ветер перемен" из кинофильма "Мери Попинс, до свидания". Мери Попинс уходит, дети машут руками.
Литература
- Зайцева О.Г. Маленьким артистам, танцорам, вокалистам. Песни и сценарии праздников. – Ярославль, Академия развития, 2005.
- Майстрова Л. Инстинктивное проявление радости довести до искусства. – Искусство в школе, 2005, №4, с.38-41.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Линка-Пресс, 1998.
- Сказка как источник творчества детей. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Малкова Ю. Умный читатель. Серия "Через игру к совершенству". -М.: "Лист", 1999.
- Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятие и сценарии с элементами педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры. Учебно-методическое пособие. -М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Леонидова Б.Л. С любовью к детям. Серия "Библиотечка для педагогов, родителей и детей". -М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.